Источник

Поучение 90. Какая прибыль быть святыми

Что выгоднее для человека, – быть святым или грешником? Я не говорю о прибыли загробной – в будущей жизни, потому что человеки будущим не дорожат, – они обыкновенно говорят о будущей жизни: «Это еще не скоро, да еще кто его знает, что будет на том свете». Хотя из священного писания все нам известно, что там уготовал Бог любящим Его, но мы хотим говорить о выгодах святости настоящей жизни. Ты любишь почести и добиваешься их, а святого человека все почитают. Ты нуждаешься в деньгах; ибо имеешь много прихотей, а святой муж не имеет прихотей – а чрез то и в деньгах не нуждается. Ты о здоровье заботишься, а святой, который постом и подвигами себя изнуряет, не здоровее ли тебя? Тебе все в мире нравится, а он смотреть ни на что не хочет, зная, что все на свете тленно и мимо проходяще. Ты от многих причин и случаев скорбишь; а он беспечален. Ты пищи не приберешь себе по вкусу; а для него при непрестанном посте и сухарь сладок, и корень какой-либо вкусен. Ты различаешь богатого от бедного, а для него все равны, одним благочестивым дает он предпочтение. Ты добиваешься в жизни много знания, а он молит Бага, чтоб забыть все мирcкое, и знать только одного Бога. Ты то плачешь, то радуешься, а он всегда весел. А посмотри на дарования святого; у него зрение острее твоего; ибо он и далекие вещи видит, и мысли человека угадывает. Он слышит то, чего ты не слышишь. Он угадывает – какое чистое или нечистое серебро, – какая милостыня скупого, а какая щедрого? Словом, у него другое – духовное зрение, другой слух, другой вкус и обоняние. Ему и Ангелы служат, и бесы работают. Звери и гады ему безвредны, неопасны. Один на камне, как на ладьи плывет, другой по воде ходит. Очевидно ты скажешь: «да это святые великие, угодники Божии». Будь ты хоть малый угодник Божий, и это было бы для тебя выгодно, а то ты стараешься наровне с другими быть великим грешником? Нет! Грешником быть дело весьма невыгодное и опасное. Ты по крайней мере удаляйся от грехов: если не можешь совершать великих подвигов добродетелей, – и это для тебя пока достаточно будет. А если хочешь у Бога больше получить милости, – отказывай себе в прихотях и удовольствиях. А если еще хочешь подняться выше – отказывай себе даже в необходимом. А если еще хочешь подняться – все презирай, что другим нравится, и самого себя, и свои желания, и мягкий одр, и вкусную пищу, и приятные напитки, и деньги, и приятное общество и все. А если еще хочешь быть святее – убей все свои страсти и желания – молчанием, терпением, уединением, безмолвною жизнью, постом, голодом, долу лежанием и всяким презрением себя и мира. А выше хочешь стать – проси крестов, болезней, гонений, презрения от всех: отдай себя в руки злых людей, в жертву голода и холода, и совершенно отдай себя в руки Божии: пусть Он, как знает, так и спасает тебя: будь беспечален, смирен, молчалив, терпелив, безответен: живи весь внутри себя, в душе своей, в сердце своем, – живи как в чужом – в мире и в семействе. Живи внутри себя и знай одного Бога, а более никого и ничего: за то и Бог тебя будет знать, и подвиги твои, и труды твои и терпение твое, и страдание твое увидит и наградит так, как и не снилось тебе, так, что и сказать невозможно. Господи! Помоги нам спастись. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle