21. В несчастиях не должно унывать и отчаиваться
(Из жизни преп. Евфимия Дохиарского. Пат. ч. I. стр. 169–170).
Когда нас постигает несчастье и особенно тяжкое, тогда мы большею частью предаемся унынию и совсем опускаем руки. А иные и того хуже делают: от уныния переходят к отчаянию и погибают. Дело нехристианское. Положим, тяжкую скорбь попустил Господь: но разве Он и не видит её? Разве не силен избавить от неё? Разве Он не милосерд? О Его всеведении и всемогуществе нечего и говорить, а что есть у Него любовь и сострадание к бедствующим, видно из того, что Он Сам призывает их к Себе и обещает им Свою помощь. Призови Мя, говорит, в день скорби твоей и услышу тебя. Поэтому люди праведные в несчастьях поступают не как мы; они пребывают в уповании на Бога непоколебимыми, как скала, и упование не посрамляет их; Господь прелагает печаль их на радость и скорбь на веселие.
Преподобный Евфимий Дохиарский (пам. 9 ноября) однажды увидел из своего убежища в пристани Дафны Сарадын и предузнал, что люди эти явились не с добрым делом. Он удалился из своего убежища вместе с своим братством, и скрылся в соседнем густом лесу св. горы. Злодеи, явившись в его монастырь, расхитили священные сосуды церкви и небольшой хозяйственный запас и прибор. Но они не удовольствовались только этим, разрушили до основания церковь и стены монастыря и, оставив после себя одни развалины, удалились. Возвратившись из лесу с своею братиею, и увидев в таком жалком и достойном слез положении монастырь свой, Святой познал, что злодеи простерли свою ярость на самые здания, без всякой для них пользы, конечно, по действию лукавого. Но малодушие и ропот были далеки св. Евфимия. От всей души благодарил он Бога за посещение его скорбью и милостью, – скорбью, что злодеи лишили его имения, – милостью, что жизнь его и бывших с ним сохранилась от опасности. Воодушевлял он также и свое братство, вооружал их против малодушия, укрепляя своими отеческими и святыми наставлениями. Ушед на новое место, и составив там новый монастырь, Святой уже никем более не был беспокоим, но пользовался любимым, всегда желанным и высоко ценимым безмолвием (Пат. ч. I, стр. 169–170).
Итак, не сетовать безутешно, а благодарить Бога мы должны, когда встречаем в сей жизни скорби и несчастья! Ибо если и попускает Он на нас таковые, то конечно для того, чтобы испытать нашу веру, утвердить в ней, а утвердив, за малое облагодетельствовать великими. „Сего ради христианин,» скажем словами Святителя Димитрия Ростовского, „елико благодарне претерпиши от Господа наносимыя скорби, толико по сем утешение от Него приимеши: по множеству бо, рече, болезней моих в сердце моем, утешение Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93, 19). Не скучай, грех ради, смотрительне от Бога попущаемою скорбью и препинанием, но благодарне, яко некое велие души врачевание приемли... Аще в радостных не благодарим Его, скорбная попущает на ны, яко да во обоих благоразумии и искусни пребудем (соч. Свят. Димитрия ч. I, стр. 401). И постараемся пребыть таковыми навсегда. И когда томительная скорбь будет тяготить душу нашу, то не давая в ней места малодушью и унынию, скорее, уж лучше, в слезной молитве повергнемся пред Господом, откроем скорбь свою и печаль свою Ему возвестим. Он милосерд, и потому или пошлёт сам Свою благодатную силу, которая дает душе нашей терпение и великодушие, или от всех бед и скорбей совершенно избавит. Аминь.