Источник

20. Поющим в церкви

(Из жизни преп. Афанасия и Иоанна Кукузеля. Пат. ч. I, стр. 166–187)

Некоторые из христиан любят церковное пение и участвуют в нем. Не говоря уже о том, что пение вообще должно быть делом приятным для певцов, оно, вместе с тем, есть дело и полезное для них. Ибо во 1-х Церковь Божия особенно поминает их в одном из своих прошений ко Господу и тем испрашивает им особенную Его милость; а во 2-х потому полезное, что из житий Святых мы узнаем, что и Пресвятая Богородица любит тех, которые поют в церкви, и оказывает им особенное Свое благоволение.

Так относительно последнего, в житии преподобного Афанасия Афонского, пишется следующее: один из учеников Афанасия Матвей раз во время утрени увидал, что в церковь вошла некая жена, облеченная небесною славою и честью, с двумя, в белых как свет одеждах, юношами, из которых один держал горящую свечу и освещал ей путь, идя пред нею как раб, а другой следовал за нею, и оба относились к ней с великим благоговением. Когда эти необыкновенные посетители стали осматривать всех присутствующих в церкви, чудная та жена разделяла всей братии дары: – тем, которые были на клиросах, она давала каждому по золотой монете, а находившимся в притворе по 6 серебреников всякому; некоторым же из братии дала даже по 6 золотых монет. Сам же благоговейный Матвей получил лишь 6 серебряных монет, ибо он стоял в притвор. Лишь только кончилось это видение, он тотчас пошел на клирос, возвестил о нем отцу своему, и просил у него позволения поместиться в лик поющих (Пат. ч. I, стр. 98).

Подобное сему чудо находим и в жизни преподобного Иоанна Кукузеля (пам. 1 окт.). Раз, пропевши в субботу акафист, после бдения, сел Иоанн в форму, (так называются братскиее седалища) – напротив иконы Богоматери, пред которою читался акафист, и тонкий сон упокоил утомившиеся его чувства. „Радуйся, Иоанн!» вдруг произнёс кроткий голос. Иоанн смотрит... В сиянии небесного света стояла пред ним Богоматерь. „Пой и не переставай петь,» продолжала Она, „Я за это не оставлю тебя.» При этих словах, Богоматерь положила в руку Иоанна червонец, и стала невидима. Иоанн проснулся, и видит, что действительно в правой руке его лежит червонец (златница). Слезы искренней признательности потекли из очей певца; он заплакал и благословил неизреченную милость и благоволение к нему Царицы Небесной. Червонец был привешен к Богоматерней иконе, пред которою пел Иоанн и удостоился явления небесного, и поразительные чудеса совершались от иконы и от самой златницы. С тех пор Иоанн усерднее прежнего начал проходить клиросное свое послушание (Пат. ч. I, стр. 186–187).

Итак, братия, если есть у кого из вас усердие послужить Богу пением, то будьте уверены, что труд ваш от Бога и Владычицы будет награжден. Поэтому и пойте Богу нашему, пойте. Но, зная, что пение ваше слышат и Бог и Пресвятая Богородица, для того, чтобы получить награду от Них, потщитесь петь разумно. Спросите: что это значит? А то, чтобы по словам св. Памвы, „не ухищряться в пении, не возвышать без ума голос, не трясти руками, не позволять себе неприличных телодвижений; а необходимо со многим страхом и трепетом и со слезами умолять Бога, и с умилением и воздыханием и благонравно, тихим и смиренным голосом Богу молитвы приносить « (Прол. ноябр. 16). Пойте же, как учит св. отец: т.е. со многим страхом и трепетом, со слезами, с умилением, воздыханием, благонравно и ,наконец , тихим и смиренным гласом. Аминь.


Источник: Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, преемник И.С. Ефимов, 1912. - 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle