2. Св. угодники Божии своими молитвами помогают преимущественно тем, которые с особенною любовью чтут их.
(Из жизни преп. Петра Афонского. См. Афонск. Патерик. Ч. 1. стр.
13–30).
Несомненно, что св. угодники Божии молятся и испрашивают благодать и милость от Господа всем нам; но они служат преимущественно молитвенниками и ходатаями за тех из христиан, которые питают к ним горячую любовь и особенно чтут их. Сие ясно может быть доказано следующими милостями Святителя Николая преподобному Петру Афонскому, память которого церковь совершает июня 12-го.
Преподобный Петр Афонский всегда питал великую веру и любовь к Святителю и Чудотворцу Николаю, и Святитель Николай, в продолжение всей жизни Петра, отвечал ему любовию за любовь и великими милостями за его веру к нему. Так, когда Петр много времени провел в Самарской темнице и уже не чаял никаких человеческих средств к освобождению своему, он со многими слезами обратился к Святителю и стал вопиять к нему: „Святость твою призываю, отче святый; ибо ты имеешь святое обыкновение утешать тех, которые претерпевают великие нужды, и облегчать скорби и страдания их, когда они призывают тебя от полноты души своей. К тебе, всесвятый Николае, ныне я прибегаю с горькими слезами и мольбою о себе и тебя полагаю ходатаем о мне пред благоутробным Господом!» Что же? Только окончил Петр эту молитву, Святитель является ему во сне, утешает его в скорби, заповедует иметь терпение в трудах, и приказывает подкрепиться пищею. Петр после сего усиливает свою молитву, а Святитель паки является ему и паки утешает и обещает ему просить за него ходатайства пред Богом еще у св. Симеона Богоприимца. Петр, пробудившись, от души благодарит Святителя Христова, а Святитель Николай снова утешает его, является ему уже наяву и говорит: „Дерзай, брат Петр, и воздай славу Богу. Он услышал наше о тебе моление и великий Симеон пришел освободить тебя от уз. « Петр подлинно был освобожден. Но и по освобождении, Свят. Николай, и в последующее время жизни Петра, не оставляет его, как своего сына по духу. Так, когда Петр, по выходе из темницы, достиг Рима, Святитель является ему и напоминает о скорейшем исполнении им обета относительно принятия монашества; потом является во сне Папе и повелевает немедленно облечь Петра в иноческий, ангельский образ. После сего, когда Петр совершал плавание на корабле, Святитель еще являлся ему с Владычицею мира, Которая повелела Петру избрать местом подвигов св. гору Афонскую. Наконец, когда Петр уже был на св. горе, и когда перенес множество искушений от демонов, Свят. Николай и там опять явился ему также с Владычицей, и паки Петр ободрен и утешен был.
Итак, братие, если кто из вас имеет особенную любовь к кому-либо из св. угодников Божиих, то пусть помнит, что и Святый тот ответит ему любовию за любовь, и если кто, из любви к Святому, усердно молится ему, то пусть не забывает, что Святому известна будет его молитва и вознаграждена со стороны его, Св. угодники Божии, озаряемые светом лица Божия, видят нас, знают, какие мы питаем к ним чувствования и чего желаем от них, и как близкие Богу, испрашивают у Него благодать и милость любящим и почитающим их. „Поэтому» как говорит св. Иоанн Дамаскин, „будем почитать Святых , приносить дары, чтить дни памяти их.. И стараться угождать им. Будем воздавать почитание Святым псалмами, песнями и пением духовным, со- крушением сердца и милосердием к бедным, потому что и Богу такое служение наиболее благоугодно». (Точное излож. Прав. Веры. Кн. 4, гл. 15). Аминь.