13. Благословение иноческое–дело великое
(Из жизни Петра Афонского. Пат. ч. I, стр. 19).
Св. Златоуст в слове „яко подобает милость творити прежде о домашних своих» между прочим говорит: „поминай сущия в монастырех, иже ангельский чин держащия, и образ монашеский носящия: введи я в дом твой, и ноги их омый, и постави им трапезу в чин монастырский. И жену твою и дети твоя научи со страхом и молчанием служити яко Ангелом Божиим. Провожай же их с поклонением, и отпустив их, даждь им потребная монастырю. Много бо и то, аще рекут: Господи помилуй, единою, купиши у них благословение, и то без цены есть» (Прол. апр. 27). Итак, по слову Златоуста, благословение иноческое для тех, которые принимают иноков в доме,–неоценимо. Вот что читаем об этом в жизни пр. Петра Афонского. Когда св. Петр, принявши иноческий образ от папы в Рим, выехал оттуда на корабле, плывшем на восток, то случилось, что чрез несколько дней счастливого плавания, корабельщики пристали к берегу, чтобы в знакомом им селении запастись свежим хлебом. В дом, в который для этой нужды случилось им войти, все страдали горячкою. Исправив, что было им нужно, корабельщики остановились здесь вкусить свежей пищи. Но, не начиная еще вкусного своего обеда, они позаботились и об оставшихся у них на корабле, – то есть, о своём шкипере и об авве Петре, и поручили одному из своих товарищей снести им свежих хлебов. Услышав, что корабельщики, в своих разговорах, упоминают об авве, хозяин дома обратился к ним с усиленною просьбою: „братия мои!» говорил он, „прошу вас, ради любви Божьей, приведите сюда вашего авву, чтобы он благословил нас прежде нашей смерти; ибо и я, и сын мой, и все мои домашние от великой, обдержащей нас болезни, как это видите вы и сами, находимся уже при смерти.» Корабельщики, умилившись слезною просьбою хозяина, пошли на корабль и рассказали святому Петру о бедствии того дома и о делаемом ему от хозяина приглашении. Святой, по смирению своему, не хотел было идти: но когда сказали ему, что больные находятся при смерти, – он, помня будущее на страшном суде наказание жестокосердым (Мф. 25:43) и движимый чувством человеколюбия, склонился на просьбу корабельщиков, решился посетить больных и пошёл к ним вместе с корабельщиками. Лишь только святой вошел в дом и произнес: „мир дому сему и живущим в нем!» тотчас,–о чудо!– больной домохозяин как бы встал от сна–совершенно здоровым и, притекши к святому, пал к ногам его и со слезами лобызал их. Святой поднял домохозяина с земли, а этот, взяв его за руку, повел ко всем кроватям своих больных, чтобы он благословил их. Обходя больных, святой над каждым из них творил знамение честного креста, и все, помощью Божией и молитвою его, вставали здоровыми и прославляли Бога, опечалившего их на некоторое время, но потом пославшего им такого скорого целителя (Пат. ч. I, стр. 19–20).
В этом случае оправдалось сказанное св. Златоустом, что благословение иноческое неоценимо для тех, которые принимают иноков в дом свой. Да оно так и должно быть непременно. Приемляй пророка!, говорит Господь, во имя пророче, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведницу приимет (Мф. 10:41). И если Господь обещал награду и вообще всем, которые принимают странных во имя Его (Мф. 25:85), то конечно сугубо наградить тех, которые принимают отрекшихся от мира служителей Его. И вышеприведенный пример может -служить лучшим на сие доказательством. Ведь хозяин дома не искал от Петра чуда, он только желал принять его как инока, чтобы испросить у него пред смертью и себе и семье своей благословение. Но поскольку он принял Петра с верою, как служителя Божия, то Господь и явил и ему и дому его, чрез того же Своего служителя и великое Свое милосердие. Отсюда и научитесь, братия, не презирать иноков, не чуждаться их, а принимать с великою радостью и почтением. Помните, что говорит св. Златоуст „много бо и то, аще рекут: Господи помилуй, единою, купиши у них благословение, и то без цены есть.» Аминь.