Источник

Слово в день Вознесения Господа Иисуса Христа

И егда взирающе бяху на небо, идущу Ему, и се мужа два ста пред ними во одежди беле, иже и рекоста: мужие галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас такожде приидет им же образом видесте Его идуща на небо. Деян. 1:10–11

Если и с обыкновенным человеком нелегко иногда бывает разлучаться, то какой скорбью сердца должна была сопровождаться последняя разлука божественных учеников со своим возлюбленным Господом! Настал для них час, в который надлежало исполниться словам Спасителя: взыщите Мене и не обрящете 181. По воскресении своем из мертвых Господь, хотя уже не жил вместе со святыми апостолами как прежде, однако часто являлся им в разные времена и разных местах. Теперь надлежало им надолго разлучиться со своим Учителем и Господом. В последний раз Господь всех их собрал вместе в Иеpyсалиме, шел с ними до Вифании, достиг священных вершин Елеона. Здесь, преподав им последнее Свое наставление и благословение, вознесся перед ними на небо. Разлучившись со своим Господом, святые апостолы не могли отвлечься взором от небес, скрывших в себе свет очей их, они стояли, устремив свой взор в неизмеримую высоту воздушную. Расположение их духа было такое, что они не скоро могли обратить свое зрение от небес к земле, которая после Господа, как бы для них опустела – ничего не имела в себе достойного их видения. Потому-то зрящим на небо святым апостолам являются ангелы, которые говорят им: мужи галилейские, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас такожде приидет, им же образом видесте Его идуща на небо. Принять ли эти слова ангелов за утешение, или наставление, преподанное ими апостолам, только смысл их тот, чтобы св. апостолы не оставались праздными зрителями небес, спешили бы на дело, заповеданное им Господом Иисусом, что вознесшийся Господь не навсегда оставил землю; опять придет и поймет их к Себе.

Христиане! В эту пору, на этом священном месте настоящее собрание наше представляет собой первенствующую церковь, собранную воскресшим Господом на Елеоне в последние минуты Своего земного пребывания. И мы сопровождаем ныне мысленным взором восход Господа своего от земли на небо, которое составляет для нас предмет умственного созерцания. Туда стремится дух наш, боримый скорбью плоти, там сердце наше, томимое тяжестью земной жизни, хочет успокоиться от крушений мира. Но и нам прежде, нежели получим небесное успокоение в союзе со своим Господом, должно совершить дело Божие, для которого мы и живем на земле. В чем состоит это святейшее дело Божие? Дело св. апостолов состояло в том, чтобы насадить на земле веру Христову, а наше дело состоит в том, чтобы сохранить эту божественную веру. Слышим, что говорит нам Господь: не возложу на вы тяготы иныя, токмо еже имате, держите, дóндеже приду 182. Держи, еже имаши! 183 Вот завещание всем нам нашего Господа! Вот последняя Его воля, исполнению которой должна быть посвящена вся наша жизнь! Уделим несколько минут от настоящего нашего торжества на размышление об этом предмете, составляющем собой весь подвиг нашей жизни и всю нашу пред Богом заслугу.

Не возложу на вы тяготы иныя, токмо еже имате, держите, дóндеже прииду. Когда Сам Господь хранение принятой нами веры называет тяготой и предостерегает нас внушением держать ее, то значит, что есть немалое для нас затруднение в этом деле, что здесь предстоит нам нелегкий подвиг. Точно постоянное, живое хранение в своем сердце божественной веры Христовой есть великий для нас подвиг; ибо есть злой враг, могущественный и тонкий, который употребляет все свои усилия на то, чтобы исторгнуть от нас эту веру и отвлечь нас от дарованного нам блаженства. Блаженство, воспринятое нами через веру в Ииcyca Христа, величайшее. Мы вышли из тьмы погибельной, узрели тихий свет святой славы бессмертного Отца небесного, познали Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, соделались общниками высочайших даров Божиих, приняли освобождение от уз греха и смерти, вкусили сладость жизни божественной. Велики благодеяния, которыми владеем мы в жизни настоящей по силе нашей веры, ещё более обещано нам в жизни будущей. Все упования наши и надежды будущего века сливаются в одно великое чаяние, изреченное словами Господа Ииcyca: да вси едино будут, якоже Ты, Отче во Мне и Аз в Teбе, да и тии в нас едино будут 184. Нам, отторженным от Бога и расточенным чадам Его немощным, смертным и грешным достигнуть такого единения с Богом, в каком пребывают Отец, Сын и Святой Дух, есть благо, превосходящее всякую мысль и желание. Можно ли что вообразить выше этого, и можно ли чего желать более? Думал ли сам обольститель наш, что он, коварно обещая некогда человеку божественное бытие через преслушание закона, действительно увидит человека в бытии божественном через искупление, совершенное Единородным Сыном Божиим? Таковы блага, заключающиеся для нас в вере Христовой и вместе с ней воспринятые нами!

Тот, для кого нестерпимо было земное блаженство человека, предоставленное ему в раю сладости, может ли спокойно смотреть на блаженство человека, открытое ему теперь в самом лоне неисследимого Существа Божественного! Нет! Для него теперь единственная остается забота о том, чтобы уничтожить в нас св. веру и лишить нас благ, какие соединены с ней. Что он для этого делает? В одних ослепляет умы, во еже не возсияти в них свету благовествования Христова 185; почему многие из людей и доселе остаются помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божией за невежество, сущее в них, за окаменение сердец их 186; в других производит превратное возношение разума, вземлющагося на разум Божий 187, отчего некоторые и по принятии веры, остаются в противлении вере, извращая спасительные её истины на свой суетный разум; в иных уносит спасительное семя жизни, так что душа окрадывается и расхищается этим мысленным татем 188; в иных подавляет жизнь Божию суетными попечениями века, развлекает сердце прельщениями миpa, или колеблет и искушает душу жестокими мучениями и разного рода злостраданиями, как это было в страшную пору гонений на святую церковь. Козни врага различны: но все они клонятся к одной цели – обессилить веру Божию в сердце человека, погасить ее, отвлечь душу от Бога, погубить ее смертью вечной. Как метки и действительны козни врага над бедным человеком мы знаем это по собственному опыту. При всем желании своего сердца, при всех усилиях нашей воли, никак не утвердим в душе своей божественного света веры, не воцарим в себе Духа Христова. Какая-то тайная, но могущественная сила колеблет дух наш и не дает ему собрать в себе сокровища небесного. Немного можем насчитать таких минут в своей жизни, в которые мы со всей чистотой духа беседуем со своим Господом, входим в Дух Его и живем Его жизнью. Большая часть нашей жизни похищается духом мира, требованиями времени, лукавыми попечениями жизни. Суетность земная неотразимым потоком проходит сквозь всю нашу душу и занимает собой последние её глубины. Препятствия, отвлекающие нас от Господа Спасителя, кажутся нам делом естественным, сродным и свойственным нашей природе, но в них действует злая сила духа лукавого, который ищет нашего уловления. Он-то с одной стороны обессиливает в нашем сердце семя добра, c другой – усиливает зло, возжигая в нем огонь нечистых страстей, вреждающих и погибельных!

Многосторонняя злокозненность врага, действующего во вред нашей душе, требует от нас особенного внимания к себе и усиленного подвига о сохранении спасительной веры Божией. Вопреки всем противодействиям, какие употребляет враг для отвлечения нашей мысли и сердца от Бога, мы непременно должны удерживать в своей душе то, что возвещено и даровано нам Богом. Вся наша жизнь должна быть осуществлением божественных истин, преподанных нам Господом Иисусом. У нас не должно быть других мыслей, желаний, предприятий, радостей, услаждений сердца, кроме тех, какие представляет нам св. вера Христова. Этого требует сколько собственное наше благо, которым мы наслаждаемся только тогда, когда углубляемся духом в жизнь божественную, и ее углубляем в свой дух, столько же и слава Божия. Мы видели, чего стоило нашему Спасителю, чтобы извлечь нас из области сатанины и привести в свое царство, какой дорогой ценой купил Он нас для того, чтобы мы уже принадлежали Ему Одному, не служили более суете, не работали в истление и погибель. Для этого Он Сам приходил на землю, открыл нам всю волю Божию, показал образец совершеннейшей жизни, представляющей собой чудную красоту всех добродетелей: в ней сияет полным светом смирение, кротость, милосердие, ревность о славе Божией, нестяжательность, терпение в напастях, преданность в волю Божию, незлобие, любовь к Богу и людям, самоотвержение, простирающееся до крестной смерти. Показав нам в своем примере в чем состоит истинное, совершеннейшее добро, и, примирив нас своей кровью с Богом, Он тем самым разрушил дела дьявола, ниспроверг его царство, посрамил лукавый дух его, действовавший дотоле в людях гордостью, тщеславием, превозношением, дерзостью, буйством, противлением закону Божию, сладострастием, роскошью, негой, злобой, враждой, суетными попечениями века и всеми бесчисленными видами зла, обладающими человеком вне жизни Божией. Итак, последователь Христов, продолжай в своей жизни славную победу Господа над дьяволом! Берегись, чтобы на твоей неверности Спасителю твоему вновь не основалось могущество врага низложенного, посрамленного и изгнанного вон 189. Разоблаченный в своей власти Спасителем миpa, он снова венчается на царство теми, которые вдаются в слепоту ума, ходят в суете сердца и живут не по духу веры. Как жалостна такая жизнь людей, и как она оскорбительна для Спасителя нашего! Чего Он не сделал для привлечения нашего в жизнь Божию? Чего еще мы могли бы требовать от своего Господа для того, чтобы обратиться к Нему всем сердцем своим и жить единственно для Него?

Но что же мы можем сделать с самими собой, чтобы выйти из сетей врага и воцарить в себе жизнь Божию? Как поставить себя в такое состояние, чтобы ни чем не связываться и не пленяться, жить единственно для вечности и питать дух свой спасительными истинами, возвещаемыми нам нашей святейшей верой? Надо крепче взяться за веру в Иисуса Христа, теснее соединиться духом с нашим Спасителем и не отлучаться от Него своей мыслью, особенно нужно беречься и отвращаться нынешнего духа лжемудрия человеческого, отрицающего божественное достоинство нашего Господа Спасителя. Дух наш может быть силен только в союзе со своим Господом. Кто пребывает в нем, тот творит плод, а без Него мы не можем ничесоже 190. Потому-то вся хитрость врага направлена к тому, чтобы отвлечь наш ум от мысли об Ииcyce Христе; в этом состоит и весь его успех над нами, ибо, отвлекши нас от Христа Спасителя, он делает с нами все, что хочет. Итак, чтобы побеждать врага и не уступать ему власти над собою, надо живее взяться за веру в Иисуса Христа и ей поражать сопротивного. Так, если кто искушается духом неверия, влечется желанием оставаться вне упования св. веры Христовой, то пусть спросит этого духа, какую он готовит награду тем, которые покоряются ему? Награда, обещаемая нам верой в Сына Божия, величайшая. Спаситель говорит: побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его 191. Итак, вот что ожидает верующего христианина, он сядет на престоле славы, на котором восседит и Сам Господь. Какой престол ожидает человека, остающегося в неверии? Его ожидает вечное потоплениe в глубинах мрачного ада. После этого сравни награду веры и награду неверия, и отразишь первою последнее. Чувствует ли кто в себе возношение разума, вземлющегося на разум Божий и не покоряющегося истине, пусть вспомнит, что все, даже самые напряженные и усиленные возношения нашего разума, так же отстоят от мысли Божией, как отстоит земля от неба 192. А потому и нечего прельщаться мечтаниями разума, идущего вопреки святых глаголов Божиих. Склонность предаваться мнимым глубинам своего мудрования имеет свою увлекательность, свой вкус и приятность, но что значит вся эта сладость пред той сокровенной манной, от которой дано будет вкусить всем истинно верующим в Господа Спасителя! Если враг действует на душу различными прельщениями и развлечениями мира, то пусть помыслит такой о ничтожестве всего, что составляет блеск и славу земли пред той славой, какая обещана истинно верующим в будущем веке. Господь говорит: побеждающему дам звезду утреннюю 193 и напишу на нем имя Бога моего и имя Мое новое 194. Какая слава мира, какие достоинства света могут сравниться с этой почестью, с этим достоинством! Будет ли враг обуревать душу верующего гонениями и злостраданиями, пусть ободрится словами Господа: не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити. Сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть, по убиении тела, воврещи душу в дебрь огненную: ей глаголю вам, того убойтеся! 195 С какими бы злодействами ни приступил враг к душе, пусть только оградится она верой в Господа Спасителя, и легко восторжествует над злом. Кроме этого средства нет другого, победить врага: ибо эта победа возможна только о имени Ииcyca Христа, за что и воздает благодарение Богу св. апостол Павел. Богу, говорит он, благодарение, давшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом 196.

Торжествуя, таким образом, над врагом силой веры, мы с честью и славой будем совершать течение жизни настоящей, с весельем и радостью будем ждать второго славного пришествия на землю Сына Божия. Небесные вестники говорят св. апостолам: Сей Иисус вознесыйся от вас, такожде приидет, им же образом видесте Его, идуща на небо. Спаситель мира еще раз имеет явиться на земле среди сонма сынов человеческих; явится Он для того, дабы рассудить народы и воздать каждому по делам. Тогда мужественные подвижники веры возрадуются духом, ибо Господь прославит их пред всем миром, прославит пред ангелами Божиими и пред самим Отцом своим небесным. А все неверовавшие Ему и не жившие сообразно с верой, восплачутся и возрыдают, ибо увидят свой обман, познают злодейство врага, восприимут жалкий конец свой.

Христиане! Святые апостолы, услышав от ангелов весть о пришествии на землю Сына Божия, возрадовались, и с радостью возвратились в Иepycaлим. Что чувствует наше сердце, когда слышим о втором славном пришествии Господа Иисуса Христа. Исполняется ли оно радостью, говорит ли желанием скорее видеть день Господень? Вожделенно для нас лицо Спасителя, но не смеем желать, чтобы Он теперь явился между нами во славе своей, ибо мы еще не готовы к сретению Его, дела наши слабы и нечисты, вера не утверждена в нашем духе, жизнь Божия не воспринята сердцем.

Прославим вознесшегося Господа и поспешим на дело Бoжиe, которое прославит нас в день славы и откровения сынов Божиих. Не забудем, что мы остаемся в нынешнем веке, как воины Христовы, долженствующие побеждать врага во всех его кознях и нападениях, что нам дано и верное оружие для победы над ним, что на наши подвиги взирает с небес Сам Великий Победитель ада – Сын Божий. Оправдаем свое великое назначение! Мы призваны на подвиг: не будем же искать земных приятностей и прилагать своего сердца к миру, дабы этим самым не придать ценности суете земной, которая, как будто в самом деле что-нибудь значит для нас, когда увлекаемся ей! Пусть занимаются ей те, которых имена не написаны в книге жизни вечной, которым не наследовать благ лучших, небесных. А мы призваны к наследию этих благ. Пойдем же к ним путем, указанным нам Самим Господом; путь этот есть путь нищеты и смирения, терпения, лишения, тесноты, самоотвержения, чистоты и непорочности, покорности судьбам Божиим даже до смерти. Прискорбен и труден этот путь, но видим, куда возводит он идущих по нему! Славное вознесение Господа от земли на небо показывает конец и назначение всех, следующих за Ним путем этим. Будем же верны и неуклонны в своем последовании за Христом, дабы не отпасть нам от высочайшей чести, предоставленной нам призванием к божественной вере Христовой. Этого одного требует от нас наш вознесшийся Господь и Спаситель. Держи, еже имаши, глаголет Он, да никтоже приимет венца твоего! На помощь нам немощным се грядет Дух Святой по ходатайству Сына Божия пред Отцом Своим. Будем молить Господа, да придет к нам Сей благий Утешитель, и будем готовиться к принятию Его!

* * *


Источник: Собрание слов и размышлений / епископа Вениамина [(Платонова)] : (Бывшего ректора Харьковской семинарии). – Кострома : Губернская тип., 1908. - 314, 258 с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle