Источник

110. Поучение о произвольном мученичестве

Сегодня творим память мученицы Параскевы. Неужели, спросите, прошли времена мученичества? Неужели только прежде бывшим мученикам и мученицам дарованы венцы мученические на небесах? И неужели прошли эти времена и заслуги для нас? Никогда: всегда были и мучения, и мучители, и мученики. Ведь важны и тяжелы не телесные мучения, а душевные: первые скоропроходящи, а последние могут продолжаться не только всю жизнь, но и всю вечность. Пока люди живут на свете, пока существует мир, пока действуют соблазны и искушения, пока доступны нападения диавола, дотоле будут существовать мучения, мучители и мученики. За что мучили мучеников? За то, что они всей душой любили Христа и ненавидели идолов? Хочешь быть мучеником – возлюби Христа и возненавидь идолопочитание, т. е. презри себя самого и все тебя окружающее, мир с его грешными делами. Разве самолюбие, гордость, зависть, сребролюбие, сластолюбие, чревоугодие, пьянство и проч. не суть те же идолы? Разве страсть к женщинам, сребру и злату, прельщение постройками, нарядами и другими вещами – не то же ли идолопоклонство? Возлюби всей душой, всем сердцем и всем помышлением одного Бога так, чтоб Он один обитал в твоем сердце и в твоих мыслях. Посмотришь, как восстанут на тебя все страсти, все идолы и все идолопоклонники. Кто вооружал идолопоклонников против христиан? Демоны. Кто страсти возжигает против человека. Не они ли? Кто воспламеняет преступную любовь, которая мучит, сушит, терзает сердце человека? Кто разжигает пристрастие к напиткам, которые после терзают, жгут человека и умерщвляют? Кто подает яблоко сластолюбия? Кто рисует в блестящем виде красоту, величие человека? Все это делают враги наши, демоны. Кто рисует мечты сребролюбия и любостяжания? Восстань ты против всех этих страстей, тогда ты узнаешь, сколько мучений придется тебе перенести! Разве мы не видим видимо мучимых страстями или самим бесом? Видим мучимых, хотя не видим мучителя. Если бы Бог попустил нам видеть злых духов, как видят их все святые, то поверьте, что мы тогда убедились бы наглядно, что всякую страсть возжигает бес. Молодой инок простер руку к яблоку. «Разве ты не видишь, – говорит ему старец, – беса сидящего на дереве и тебя прельщающего?» Идет молодой инок в церковь, за ним идет старец и ощущает в воздухе дыхание блудного беса. «Что ты, брат, думал, когда шел в церковь», – спросил старец? «Отче, блудные помыслы меня волновали». Проходит св. Амвросий Медиоланский чрез торжище, смотрит: на весах у некоего купца десятки бесов стоят. «Перемени весы, брате, – говорит он этому купцу, – они у тебя неверны. Разве не видишь, сколько бесов нацеплялось на них?»

Только следует возненавидеть себя и мир и возлюбить Господа, тогда и мы ощутим в сердце всю тяжесть креста и крестных страданий. Ах, как мало между нами таких крестоносцев! Почему? Потому что мы погружены в плотские наслаждения, потому что мы тесную дружбу ведем с миром, потому что ладим с врагами своими, потому что находим удовольствие в рабстве страстей и диавола. А восстаньте-ка вы всей силой духа против мира и плоти и против диавола. Тогда вы сами испытаете муки души, услышите вопли страстей, почувствуете удары со стороны врагов ваших, за то причислены будете к лику мучеников произвольных, за то получите венцы, так как и многие преподобные и праведные наравне с мучениками получили их. Ах! Борьба человека с самим собой, со страстями и искушениями диавола бывает далеко болезненнее страданий мучеников.

Вот почему многие цари и военачальники могли победить царства, но не могли победить самих себя и свои страсти. Чтоб видеть эту борьбу, эту войну с миром, плотью, страстями и диаволом, надобно с большим вниманием читать жизнь святых, притом самому начать жить иначе, самому решиться на эту борьбу, на эту войну, и тогда, тогда только вы поверите, что есть и ныне произвольные мученики, есть мучения и есть мучители, и, следовательно, были и есть люди, заслуживающее нетленные венцы мучеников.

Святая Великомученице Параскево, моли Бога о нас! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle