Источник

Слово в день святого великомученика и победоносца Георгия

Страдальческая кончина празднуемого ныне святого великомученика и победоносца Георгия сама собой вызывает нашу мысль на размышление о мученичестве.

Мученичество есть самый первый и высочайший подвиг веры христианской, за что ожидает подвижника блистательный венец в будущем всеблаженном царстве Христовом. Мученики это несокрушимые адаманты, твердейшие камни первой ценности, выставляемые Господом Иисусом для ограждения Своей церкви против устремления на нее нечестия, которые поэтому займут первые места вокруг Царя – Христа в Его вечной славе. Подвиг мученичества всегда удивительный и необыкновенный сам по себе, особенно удивителен в наше время. Представим в нынешнюю пору те страшные обстоятельства церкви, в которых она некогда находилась, когда нечестие языческое действовало всей своей разрушительной силой на исповедников имени Христова, когда одно имя христианина было равносильно величайшему государственному преступлению, которое считалось достойным смертной казни, когда правители языческие употребляли все свое внимание и бдительность на изыскание христиан с тем, чтобы совсем истребить их или заставить отказаться от своей веры.

Представим эти страшные времена теперь; вообразим, что к нам пришли неверные, безбожные люди с полной над нами властью, которые потребовали бы от нас отречения от Господа Спасителя, стали бы принуждать нас к тому, чтобы мы попрали крест Христов и потоптали ногами святое евангелие. С этой целью они по одну сторону развели бы пылающие костры, разложили бы разные смертоносные орудия, а по другую сторону собрали бы и показали все, что может быть приятного и привлекательного для человека земного и чувственного, предлагая это тем, которые пожелали бы остаться верными Христу и своим обетам, данным ими при крещении. Тут-то бы нужно поглядеть на нас, именующихся христианами, как поступили бы мы в этом случае?

Но мы так животолюбивы, что, при одном представлении о страданиях и смерти, приходим в страх и смущение духа; мы так холодны и равнодушны к подвигам христианского благочестия, что и без постороннего принуждения часто отступаем от правил церкви и позволяем себе разного рода уклонения от обязанностей нашей божественной веры. Следовательно много ли нашлось бы между нами готовых идти на смерть за Христа и выдержать позор общественной казни за Его пресвятое имя? Как же не возблагоговеть нам пред подвигами святых мучеников, которые все претерпели за Господа своего и остались верными Ему до смерти? Как не удивляться такой высоте их духа, сравнивая его с нашим малодушием и слабосилием?

Что особенно представляется нам поразительного в подвиге мученическом? То, откуда являлось у святых мучеников такое непоколебимое мужество, что они неустрашимо шли против всех ужасов смерти, и как могли выдержать те страшные пытки, которым их подвергали и которые превышают слабые человеческие силы? Иной, может быть, и из нас согласился бы умереть за Христа, но, по немощи человеческой природы, не может решиться на то, чтобы выйти на мученическую смерть. Откуда же брали свое мужество святые мученики Христовы и как могли вытерпеть самые жестокие и продолжительные мучения? Противники христианства для унижения величайшего подвига мучеников Христовых хотят изъяснить этот подвиг духом фанатизма, под влиянием которого человек способен выступить на все жертвы и вытерпеть жесточайшие страдания. Так, например, между грубыми, необразованными язычниками, коснеющими в идолопоклонстве, являются иногда такие исступленные изуверы, которые в порыве своих религиозных чувств во дни народных празднеств сами добровольно повергаются под торжественную колесницу, на которой везут чтимых ими богов и под тяжестью их погибают, или же предаются кровавым истязаниям, либо бросаются в пылающий костер и в пламени его оканчивают свою жизнь. Сюда же причисляют они и христианских мучеников.

Допустим ту мысль, что фанатизм может приводить человека в состояние бесстрастия, так что он готов решиться на все пытки и самую мучительную смерть. Но можно ли сравнивать подвиг христианского мученичества с диким проявлением фанатизма? Никак! Ибо что такое фанатизм? Слепое увлечение души человека какой-либо ложной мечтой своего воображения до потери сознания и употребления здравого разума. В этом состоянии своего увлечения человек не рассуждает, он весь превращается в свою мечту, ради которой жертвует жизнью своей. Мученики Христовы не были в таком ложном, неестественном настроении духа, они сохранили полное присутствие разума и на все вопросы и угрозы мучителей давали самые спокойные и рассудительные ответы. Фанатики в исступлении своего духа сами предаются всем жестокостям, когда их никто к тому не принуждает, а мучеников Христовых изыскивали и насильственно влекли на страдания, которых они не искали и не желали, и на которые решились только потому, что иначе им нужно бы отказаться от веры в Господа Спасителя. Фанатизм всегда предполагает в человеке временные выгоды и земные удовольствия, которые воспламеняют его душу и ради которых он жертвует своею жизнью. Какие, подумает кто-либо, могут быть выгоды и удовольствия, при пожертвовании своей жизнью? Те выгоды, которых ищет человек и которые он считает выше своей жизни, так что без них он не хочет и жить. Те удовольствия, которые он получает от суетной похвалы подобных себе суеверов, почитающих добровольное самопожертвование на смерть за великое и удивительное дело. Ничего этого нельзя сказать о мучениках Христовых: они совершенно были чужды всех временных видов и личных расчетов; им даже предлагали все почести и преимущества в мире, если бы только они оставили христианство. Значит, никакого нет сравнения между добровольным самопожертвованием суеверов и страданиями мучеников Христовых. Иное дело страдать и умирать в виду суеверной толпы, которая воздает все почести произвольному мученику, а иное дело среди гонителей и ненавистников имени Христова, которые не придают никакого достоинства подвигу мученика в то время, когда его мучают и убивают. Наконец о фанатизме нужно заметить еще то, что он редко обнаруживается жестокостями, обращенными на самого фанатика, большей частью он устремляет свои бесчеловечные жестокости на других, которых находит противными себе. Потому фанатизм более принадлежит мучителям христиан, нежели мученикам христианским.

Таким образом, дух бессмысленного фанатизма вовсе не изъясняет собой величайшего подвига христианского мученичества. Напротив, самое это изъяснение крайне оскорбительно и возмутительно для благочестивого чувства христианского, потому что здесь называются вещи не своим именем. Нет, этот удивительный подвиг нужно изъяснять не иным чем, как духом истинной и живой веры в Господа Спасителя, или, иначе сказать, силой убеждения души в святости и божественности евангельского учения. Эта сила действительно может возвышать дух человеческий до того, что он не отступает от своих убеждений ни перед какими земными угрозами и временными жертвами. Истинный христианин видит с одной стороны всю несправедливость нападений на него и требований от него врагов своих, с другой не сомневается в бессмертии души своей и существовании будущей, нескончаемой жизни, а потому с твердой решимостью идет на временную смерть, чтобы не лишиться будущей жизни с её высочайшими радостями и нескончаемыми благами. Чтобы яснее видеть, какая твердая уверенность в получении какого-либо действительного блага возбуждает в человеке мужество и готовность на предстоящие ему при этом жертвы и лишения, представим себе нечто такое, что может всегда случиться перед нашими глазами в жизни настоящей. Допустим такой случай в этой жизни: если бы какой нибудь богатый человек для наблюдения за свойствами людей положил значительное количество золота перед глазами целых тысяч зрителей и сказал бы, что это золото будет принадлежать тому, кто первый завладеет им. Сколько при этом нашлось бы желающих получить предложенное сокровище! Какая произошла бы тут тревога в массе зрителей обольстительного металла и сколько явилось бы таких, которые охотно подверглись бы всем ранам и ударам от других, даже смерти в надежде приобрести разом обеспечение для своей жизни? Откуда же является такая готовность в людях на страдания и самопожертвование? От уверенности в действительности того предмета, которым хотят завладеть. Приложим это обстоятельство к великим душам истинно верующих христиан и мы легко поймем ту тайну, которая придавала им силу терпеть все жестокости и умереть от руки своих мучителей; тайна эта есть несомненная уверенность страстотерпцев в будущей жизни с её вечными благами, от которой однако же хотели отвлечь их враги христианской веры.

Неразрывно с силой веры действовала в мучениках святых другая великая сила – сила полной, всесовершенной любви к Господу Спасителю. Любовь производит удивительные явления и в круге обыкновенной, естественной жизни существ земных, потому что она возвышает любящее существо до того, что это существо забывает всякий личный страх о себе и не думает об опасности собственной жизни ради другого любимого существа. И это можно усматривать не только в людях, но и в низших тварях. Посмотрите на животных, как они смело идут против своих собственных опасностей там, где предстоит опасность жизни любимых ими предметов. Лев за своих детей отважно устремляется против стрел и копий охотников. Что робче и слабее домашней птицы? Но и она до пожертвования собой защищает своих птенцов, при виде ястреба, распростирающего над ними, свои когти. В людях такое самопожертвование за любимое существо становится более развитым и сильным. Так проявляет себя любовь обыкновенная – естественная в живых тварях! Что же сказать о любви сверхъестественной – божественной, которой воспламеняется верующая душа к Господу Спасителю! Она возвышается над всеми сопротивными силами. Кто ны разлучит от любве Божия, спрашивает св. апостол Павел. Скорбь ли или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Ииcycе – Господе нашем 167.

При вере и любви, которыми укреплялись и вдохновлялись в страданиях своих святые мученики Христовы, не должны мы выпускать из виду и особенной, непосредственной помощи Божией, которая действовала в них. Что эта чрезвычайная помощь Божия нужна человеку и что без нее человек не в состоянии совершить великого подвига самопожертвования за имя Христово, это ясно показали нам своим примером сами апостолы, которые хотя веровали в Господа Спасителя и любили Его так, что готовы были умереть за Него, но не укрепленные особенными силами Духа Божия, они все в опасную для них минуту оставили своего божественного Учителя и разбежались. Впоследствии же, когда получили высшую силу, они не убоялись смерти и смело положили свои души за свидетельство Христово. Эту всепобеждающую и над всем возвышающуюся силу Божию они ясно проповедовали другим, хвалились ей и не скрывали собственных немощей. Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе, говорит св. апостол Павел168. Благодатию Божиею есмь, еже есмь, и благодать Его не тща бысть во мне; но паче всех их (апостолов) потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже во мне 169. Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова 170. Почему в своем послании к филиппийцам тот же апостол пишет: вам даровася, еже о Христе не токмо еже в Него веровати; но и еже по Нем страдати 171. Заметьте, христиане, это выражение апостола: вам даровася! Кем даровася? Самим Господом Спасителем, сказавшим: без Мене не можете творити ничесоже 172; и Его пресвятым духом, без содействия которого невозможно с благоговением произнести и самое имя Господа Иисуса: никтоже бо может рещи Господа Иисуса точию Духом Святым 173. Дух Святый Сам разделяет по своей власти и усмотрению между верующими все благодатные дары174; следовательно, от Него дается и дар мужества, или непоколебимого терпения в страданиях за пресвятое имя Господа Спасителя. Он, управляя церковью, или душами верующими, не допускает немощных христиан до таких искушений, которые превышали бы их силы, и если попускает быть тяжким искушениям, то вместе с этим укрепляет тех, на кого попускает их. Верен Бог, говорит святой апостол Павел, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести 175.

Из этих рассуждений между прочим видно, что подвиг мученический есть особенный, к которому Бог призывает не всех, а только некоторых избранных. Без призвания Божия к этому подвигу и укрепления в нем, если бы и вызвался кто на мучения и смерть, то не устоял бы в этом подвиге и не выдержал бы его до конца, Что же возьмем в наставление себе и назидание от великого подвига мучеников Христовых?

1. Мученики Христовы подают нам пример, как мы должны быть терпеливы и великодушны в различных искушениях нашей жизни, которые посылает Нам Отец небесный для очищения нашей души и для испытания нашей Ему верности. Нет человека, который не испытал бы в своей земной жизни чего либо неприятного, скорбного и более или менее тягостного в своем положении. Иной встречает на пути жизни столько огорчений, неудач и разного рода бедствий, что совсем падает духом, теряет благодушие и доходит до ропота на промысел Божий. В эти то искусительные и трудные минуты нашей жизни вспомним терпение святых мучеников и их примером укрепим свой слабый дух, чтобы благодушнее нести свой крест. Ибо каковы бы ни были наши страдания на земле, но что они значат с кровавыми подвигами мучеников Христовых? Святой апостол Павел, ободряя первых христиан, происходивших из еврейского племени, которые были в рассеянии и притеснении от язычников, писал к ним: не устасте до крове, противу греха подвизающеся 176. Точно, если носить в своей памяти великие примеры жесточайших испытаний, которые выдержали первые и лучшие из людей, то мы должны устыдиться своего малодушия, которому предаемся иногда среди своих легчайших искушений, встречаемых нами или от злых людей, или от собственных наших слабостей и немощей, или от умысла невидимых, враждебных нам сил.

2. Если мученики Христовы не отступили от веры Божией, несмотря на все гонения и страдания, которым предавали их люди нечестивые и безбожные, то какое оправдание будут иметь те из нас, которые без всякого гонения и принуждения изменяют истинам святой и божественной веры Христовой, предпочитая им ложное учение заблуждающегося разума? А нужно сказать, что в настоящий век много таких изменников! В нынешние времена с трудом можно отыскать истинных христиан между христианами. Кто и чем привлекает этих новейших изменников к отступлению от преданной нам издревле веры Христовой? Кого слушают они и пред кем втайне благоговеют до забвения о Христе Иисусе? Едва ли сами они дадут ответ на эти вопросы! Они скажут нам только то, что вера христианская уже устарела, что теперь явились новые понятия и убеждения людей, с которыми надобно согласиться, чтобы не отстать от современности. Это ли оценка нашей небесной, вечной и потому всегда неизменной веры? Это ли ответ на вопрос: почему многие легкомысленные люди отступают от спасительных истин божественной веры и какое могут иметь оправдание для себя в своем отступлении от неё?

3. Наконец, поскольку святые мученики Христовы принесли себя всецело в жертву Богу, предав Ему свою жизнь и душу, то поэтому имеют полное дерзновение к Нему ходатайствовать за всех, которые обращаются к ним с верой и любовью. И веруем, несомненно, что ходатайство их сильно пред Богом. Ибо, если они своими страданиями прославили Господа Спасителя, засвидетельствовав пред всеми божественное Его Величие, то и Господь для славы и чести их не откажет в милостях своих тем, которые призывают их в молитвах на помощь себе и прибегают к их покровительству и заступлению.

* * *


Источник: Собрание слов и размышлений / епископа Вениамина [(Платонова)] : (Бывшего ректора Харьковской семинарии). – Кострома : Губернская тип., 1908. - 314, 258 с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle