Источник

2. Притча о растущем семени (Мк.4:26-29)4. Притча о сокровище, сокрытом на поле (Мф.13:44)

Глава третья. Царство Божие в душе верующего, или притчи о силе и действии слова Божия на ум и сердце человека

3. Притча о закваске (Мф.13:33; Лк.13:20–21)

В притче о растущем семени Господь наш Иисус Христос изобразил возрастание внутреннего Царствия Божия его силами. В нем даны все средства к преуспеянию. Господь Иисус Христос есть Глава Своего Царства, Дух Святой Бог всемогущий и животворящей пребывает в нем, слово Божие действует, как премудрость Божия и сила, как меч и огонь, по слову Писания. При таких средствах Царство Божие, конечно, будет преуспевать и расти, хотя бы темные и злые обладатели ада вооружились против него всеми силами своими. С такими средствами оно найдет доступ и в сердце людей. Конечно, не будет действовать Божия сила с насилием и против воли человека: но богоподобная душа, если она еще не сделалась обиталищем духов злобы, сама ищет Бога. А таковой душе и Господь Бог идет навстречу Своею благодатью. Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною (Апок.3:20), говорит Господь. А услышать глас Божий как возможно? Да Бог Сам говорит о Себе делами рук Своих, но преимущественно в Своем откровении или слове. Вот кто услышит голос Божий и с любовью его примет, в сердце того и вселится благодать Божия. Она и будет содействовать и споспешествовать насаждению и укреплению Царствия Божия в сердце человека. И слово Божие, при содействии Святого Духа, явится такою силою, которая принесет с собою в мир обновление. На эту всеобновляющую силу слова Божия и благодати указал и Господь Иисус Христос в Своей притче о закваске.

Кому уподоблю Царствие Божие, т.е. чему уподоблю Царствие Божие, вопрошал Спаситель, как бы затрудняясь подобрать более понятный и подходящий образ для выражения глубочайшей Божественной истины (Лк.13:20). Но непродолжительна была остановка мысли Его. Божественный Учитель нашел образ в столь часто повторяемом, самом обыденном деле. Для того чтобы хлеб был вкуснее и питательнее, его выпекают квасным. А чтобы сквасить тесто, нужно немного закваски. Тут все понятно и просто. Подобно есть царствие небесное квасу, его же вземши жена скры в сатех трех муки, дóндеже вскисоша вся. «Царство небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф.13:33; Лк.13:21). Спаситель уподобил царство небесное закваске. Пусть не смущает вас то, что слово Божие квасом обозначает часто нечто ложное, порочное, ветхое и тленное. В день исхода евреев из Египта пророк Божий Моисей запретил им вкушать квасное (Исх.13:3). Квасный хлеб запрещено было приносить и в жертву Богу (Лев.2:11). В дни празднования своей пасхи евреи не вкушали квасного. И Господь наш Иисус Христос говорил Своим ученикам: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк.12:1). Св. Апостол Павел писал к коринфянам: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:7–8). Спаситель закваскою именует лицемерие, а Апостол Павел всякий порок и лукавство уподобляет закваске. Если кто вздумает толковать притчу о закваске в том смысле, в каком именуют последнюю Спаситель и Апостол Павел, то получится смысл превратный и погрешительный. Предположите, что закваска в притче обозначает ложь и заблуждение, ересь. Что же выйдет? Ересь заквасит все, т.е. испортит, одолеет Церковь истинную. А Спаситель Сам сказал: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18). И еще: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:20). Если Господь Иисус Христос пребудет Главою Церкви до скончания веков, и посему никакие силы ада не одолеют Церкви, то как может одолеть ее ересь или рескол? Только наши раскольники от Церкви твердят вот уже двести лет, что патриарх Никон одолел Христову Церковь. И выходит, что этот патриарх имел силу, превосходящую силу и мощь Господа Бога. Господь Иисус Христос обещал пребыть в Церкви Своей до конца века, а патриарх Никон будто ниспроверг Церковь. Значит, обещание Спасителя не исполнилось. Церковь Его окончила дни свои на земле. Нет, значит, надежды и не спасение никому. Это богохульное мнение. А его держатся наши раскольники упорно, не желая понять, что думать так значит, Бога оскорблять безмерно. Так как же понять нам смысл притчи и какое назидание вывести?

Основание Царства небесного на земле есть величайшее дело любви Божией к человеку. Как дело Божественное, оно есть благо великое. Когда Спаситель говорил, что Царство небесное подобно закваске, то, конечно, благое дело не желал уподоблять худому, как ложь, заблуждение, ересь и раскол. Следовательно, закваска на этот раз в устах Спасителя означает вещь добрую. В священном Писании часто один и тот же предмет берется для обозначения различных до противоположности предметов. Например, св. Апостол Петр уподобляет диавола льву, рыкающему и ищущему кого поглотить (1Петр.5:8), а св. Апостол Иоанн именует Господа Иисуса Христа львом от колена Иудина (Апок.5:5). Быстрота и ярость льва хорошо изображают вражду и злобу диавола. Но величие и сила льва служат образом победителя ада, Господа Иисуса Христа. Так и квас иногда изображает нечто недоброе и злое, если имеется в виду его свойство окислять и делать брожение там где это совсем не требуется. Но закваска служит образом доброго и благого, если берется во внимание свойство ее сообщать вкус, теплоту и питательность. Кто же скажет, что закваска плохая вещь и вредная в хлебе? Напротив, она делает хлеб вкусным и питательным. Несомненно, и Спаситель имел в виду добрые качества закваски, когда ей уподоблял Царство небесное. Закваска, положенная в три меры муки, произвела в ней благотворное действие. Это образ действия слова Божия и благодати Духа Святого на человека и в более общем смысле на все человечество. Но станем по порядку лучше вникать в смысл притчи.

Кто изображается под образом женщины? Конечно, месить тесто для хлебов в домашнем быту дело женщин. Церковь есть дом Бога живого (1Тим.3:15). В ней пребывает, действует и управляет Дух Святой, животворящий, Третье Лицо Святой Троицы. Дух Святой благовествовал чрез пророков слово Откровения в ветхом Завете. Он безмерно почивал и на Сыне Божием. Он вещал слово и чрез Апостолов. Наконец, Дух Святой сообщается в Церкви всем верующим чрез таинства и молитвы. Главенствует в Церкви Христос, а действует, освящая верующих членов ее и животворя их, Святой Дух. В притче действующей, лицом, выставляется женщина. В Церкви действует Святой Дух. Сопоставляя сих деятелей, мы можем без особенного труда понять, что Господь Иисус Христос под делом женщины разумел дело Святого Духа в Церкви, а именно освящение и оживотворение верующих людей. Женщина, по притче, положила закваску в муку. Не просто она положила, а скрыла внутрь, взяв закваску из другого теста. Закваска стала соединяться с мукою и производить на него известное благотворное действие. Тесто стало киснуть и таким образом изменять свои свойства. Господь наш Иисус Христос говорил: созижду Церковь Мою. И точно, Церковь Его открылась по сошествии Святого Духа на Апостолов. Действия Духа Божия на учеников Спасителя были подобны действию закваски на муку. Апостолы совершенно возродились благодатью Святого Духа. Сердце их исполнилось глубочайшей любви к Богу, вера окрепла, страх исчез, и грех был очищен. К сему приложилось дерзновение, дар языков, сила чудотворений, пророчеств и вдохновения. Такова сила благодати Святого Духа на Апостолов. Со дня же сошествия на них Духа Святого благодатное действие Его не прекращается. И ныне Дух Святой сообщается каждому верующему в таинстве крещения. При видимом погружении крещаемого в воду, человек умирает для жизни греховной и возрождается для жизни святой. Погружение в воду знаменует смерть ветхого человека, а возникновение из воды означает воскресение нового, обновленного по образу Создавшего человека, т. е. Бога. Так о сем учит св. Апостол Павел. «Неужели вы не знаете, вопрошает он членов Церкви, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его; то должны быть соединены и подобием воскресения, зная, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (Рим.6:3–7). И это возрождение человека к новой духовной жизни совершается скрытно, невидимо, таинственно благодатью Святого Духа. Благодать сия, как закваска, претворяет человека. Конечно, наклонности ко греху остаются в человеке. Крестившийся может согрешать. А жизнь свидетельствует, что все мы и после крещения грешим, и много, и часто грешим. Греховный ветхий человек как бы оживает в нас. Однако по милости Божией греховная зараза не имеет уже той силы, которою она обладала в человеке безблагодатном. По великому милосердию Своему Бог Дух Святой дарует нам в таинстве покаяния прощение грехов и совершенное очищение души. Недаром ведь таинство покаяния святые отцы именуют вторым, слезным крещением. Чрез него верующий человек, член Церкви Святой, получает чистоту и святость, дарованные ему в крещении, но утраченные им в греховной жизни. И это еще не конец спасительному действию благодати Духа Святого на человека христианина. Бог Дух Святой членам Царствия небесного устрояет велию вечерю в таинстве причащения Тела и Крови Спасителя. Вкушающие от сей трапезы питают душу для жизни вечной, бессмертной и блаженной, соединяются с Самим Христом и в Нем становятся причастниками обожествления. И чрез другие церковные таинства Святой Дух дарует верующим особенные дары благодати. Присоедините к этому еще спасительное и освящающее действие слова Божия на сердце человека. Подлинно, в Церкви Святой полнота и обилие средств к благотворному воспитательному действию на человека. Духовная закваска имеет силу Божественную. Она может довести верующего до высокой степени. Вот пример, как Божия благодать воздействовала на недруга Церкви Савла, соделав из него верховного Апостола Павла. «Я сораспялся Христу, говорит он о себе, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня, и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией» (Гал.2:19–21). Уподобление в духе Христу, как бы вселение Его, это предел, до которого Дух Святой имеет желание воспитывать члена Христовой Церкви. Великое расстояние от человека ветхого до человека по Христу. Первый подобится муке в ее естественном состоянии. Дух Святой полагает закваску благодатную, скрывая ее от взора людского, в сердце человека. Закваска начинает свое действие и постепенно преобразует его, пока он не придет в мужа совершенна, в меру полного возраста Христова (Еф.4:13).

Женщина, по притче, положила закваску в сатех трех муки, т.е. трех мерах. Что означают эти меры? В прямом смысле это вероятно обычная у евреев мера муки, которая выпекается за один раз. В духовном смысле святые отцы объясняют три меры в том смысле, что слово Божие, при благодатном действии Святого Духа, преобразует все существо человека: дух, душу и тело. Эти три части существа человеческого и означаются тремя мерами муки. В естественном, падшем, ветхом человеке все человеческое существо подверглось суете, заблуждению и служению страстям и тлению. Дух человека помрачил свободу и извратил разум. Ум служил лжи и изобретал заблуждения, виды пороков и служения страстям. Тело было покорным слугою ума и совместно с ним работало греху. Но с того самого времени, как ветхий человек принимает веру во Христа и становится членом Его Церкви, все части его существа преобразуются. Разум просвещается Евангельским словом. Из этого Божественного слова он постигает, что Богу подобает служение в духе и истине (Деян.4:24). Это значит, что Бог требует поклонения и служения свободного и истинного. А в чем и как совершать это служение, тому научает Святая Церковь, руководимая Духом Святым. С духом и душа, или ум, находит себе широкое поприще в служении истине. Дух Святой отверзает его, чтобы он разумел Писания. Да и тело, движимое и управляемое душою возрожденною, получает иное направление для своей деятельности. Оно перестает быть исполнителем и покорным слугою греховных пожеланий и наклонностей и вместе с душою прославляет Бога. После всеобщего воскресения тело также получает полное преобразование. Тогда оно будет нетленно, бессмертно и духовно. Так полно возрождается и преобразуется ветхий человек в Царстве Божием. И таковому преобразованию должен бы подвергнуться весь род человеческий. Несомненно, дело совершается. Может быть, люди скажут, что дело обновления человечества идет слишком медленно. Но в очах Божиих и тысячи лет, как день один. И женщина, по притче, терпеливо ожидала, дóндеже вскисоша вся, т.е. доколе не вскисло все. Закваска действовала, но не проявила такой силы, чтобы три меры муки немедленно же и закисли бы. Дух Святой сошел на Апостолов, пребывает и действует благодатно в Церкви, но действует постепенно и медленно, по взгляду людей. Но в этой постепенности и медлительности возрастания Царства Божия нельзя не видеть дела всеблагого и человеколюбного промышления Божия о людях. Возрождение и полное претворение ветхого человека в нового духовного не может совершиться без борьбы, ибо много зависит и от воли человека. Бывают при борьбе и падения. И если бы Господь не щадил падающих и не давал бы им возможности и средств к восстанию, то в Царстве Божием остались бы только Ангелы. С другой стороны, если бы Церкви на земле назначено было краткое время существовать, то как могли бы войти в нее многочисленные язычники? И доныне их более, чем христиан. А без проповедников как узнают язычники о Божием Царстве? Между тем Господь Иисус Христос повелел проповедовать Евангелие во всем мире. Благодарение Господу, благовестие о Царстве Небесном плодоносно и растимо во многих местах. Но далеко еще то время, когда все люди, обитающие всюду на земле, услышат весть о Спасителе, уверуют в Него, и все составят единое стадо под главенством и верховным пастырством Господа нашего Иисуса Христа, Единого Божественного Пастыря.

Обращая внимание на всемирное проповедание Евангелия, некоторые отцы Церкви под тремя мерами муки разумеют всех потомков троих сыновей патриарха Ноя: Сима, Хама и Иафета, значит, все человечество. Три меры муки должны вскиснуть, хотя в них положена была небольшая часть закваски. И Церковь в первое время была в неизвестности, как бы скрывалась между людьми. Но Божественная закваска начала производить свое действие и продолжает его. Когда будет конец, в какое время все человечество преобразится, то ведомо только Богу одному. Не можем мы о сем и гадать. Не открыл Господь сего времени, но повелел всем верующим в Него бодрствовать и жить так, как бы они уже на завтрашний день ожидали второго пришествия Его. То верно, что многие из людей не пожелают и слышать благовестие о Спасителе. Многие вооружались и вооружаются против благовестников Христовой веры. Да и из вступивших в число членов Христовой Церкви иные не захотят выполнить тех обетов, которые они давали при крещении. Падшие были и во дни гонений на Церковь. Будут таковые и без гонений. Ад не останется, к сожалению, без обитателей. Значит, день оный, день завершения возрождения людей, придет, когда некоторые еще останутся безучастными в дарах Святого Духа, следовательно, и не обновленными духовно, ветхими, тлеющими в похотех прелестных. Посему, говорит Спаситель верующим: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному. Итак, бодрствуйте на всякое время, и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк.21:34–36). А бедствия, о которых упоминает Спаситель, относятся к числу признаков Его второго пришествия. Они будут проявляться в междоусобных войнах, землетрясениях, голоде, моровых язвах и других бедствиях. В самих людях можно будет примечать в качестве признаков скорого пришествия Господа для суда: уменьшение веры и любви, умножение беззаконий и пороков и, наконец, появление антихриста. Однако никто не может и по этим признакам с точностью определить, когда придет Господь судить живых и мертвых. В символе веры мы ежедневно исповедуем Господа, паки грядущего со славою судить живых и мертвых. Если же мы в этом уверены, то будем бояться осуждения. Горе тем, которые услышат тогда страшный приговор: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25:41). Чтобы не услышать сего приговора, а, напротив, радостно выслушать сладчайший глас Господа: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34), для сего нужно исполнить то, что Спаситель завещал. Будем молиться и бодрствовать, не станем предаваться объядению, под которым разумеется вообще жизнь плотская, в свое удовольствие, греховная, пьянству и чрезмерным заботам житейским. Жизнь плотская более всего и чаще всего является камнем преткновения на пути к небу. Мы все склонны жалеть себя, извинять и прощать, изобретать лукавые слова для прикрытия плотоугодия. Сытые же и довольные, с греховными навыками мы бываем неспособны поднять очей к небу. Плоть влечет к земле. А о пьянстве и говорить уже нечего. Слово Божие прямо свидетельствует, что пьяницы Царствия Божия не наследуют. Почему? Потому что пьяный не способен молиться, делать дела богоугодные, и с самоотвержением следовать за Христом. У него ведь есть идол, которому он служит с усладою. Этот идол расстроит его благосостояние, повредит здоровью, лишит ума, а пьяница все же верен ему. Бойтесь как огня, хмельного зелья. Подобно огню оно жжет и тело и душу, от Бога отводит и к диаволу приводит. Спаситель предостерегает и от печалей житейских, т.е. от чрезмерных забот, о временном, житейском, тленном и скоропреходящем. Заботы этого рода слишком разнообразны. Многие ищут всеми силами души богатства. Спроси, для чего оно нужно им? Да они и ответа не дадут. Сказать, для жизни греховной, плотской, стыдно. Владеть имуществом без цели неразумно. А между тем ненасытная жажда наживы многих доводила до тяжких преступлений. Но если бы этого и не случилось, то все же эта жажда отводит от Бога, представляя свой кумир для обожания. Посему-то Господь и говорил, что богатым трудно войти в царствие Божие. Иные честолюбием или властолюбием страдают. И это ведь один из видов житейских печалей или страстей. Понаблюдайте за честолюбцем. Как он превозносится пред низшими, и как умеет пресмыкаться пред высшими, как он страдает, если соседа наградили, а его обошли! Да что и говорить, всякие земные попечения, доходящие до излишества, становятся на пути к спасению. Господь не запретил нам трудиться и снискивать себе пропитание в поте лица. Шесть дней недели даровано нам для того, чтобы делать житейские дела. Но при сем прямо сказано: ищите прежде Царствия Божия, и правды его (Мф.6:33). И Св. Апостол Павел пределом житейских попечений поставляет то, что имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем (1Тим.6:8). Но если Господь благословляет и ущедряет кого, пусть не прилагает всего сердца к житейским благам, и тогда они не заградят пути в Царство небесное. Небесная, Божественная закваска в нас скрыта. Не нами она положена. Бог даровал обручение Духа в сердца наша (2Кор.1:22). Предоставим же Духу Святому действовать в нас и созидать нового человека по Христу. Да и сами не станем оказывать противодействия благодати Божией. Знаю, братие, враг, дух злобы, ищет кого поглотить. Он и сети расставляет, уловляя слабых. Соблазнов много, это верно. Но подумайте, можно ли предпочесть то, что соблазняет, небесным дарам Духа Святого? Всякий благоразумный человек поймет, как драгоценны Божии обетования и блага. Ради них многие уже из людей отрекались от мира и жили только для Господа. А что небесные блага, Царство Божие есть точно сокровище неоцененное, это и Господь Иисус Христос уяснил нам в следующей притче о сокровище, сокровенном в поле.


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа : Внебогослужебные беседы / Свящ. Василия Преображенского. – Вып. 1-2. – Москва : Тип. Лит. И.Е. Ермакова, 1897. / Вып. 1. – IV, 319 с.

Комментарии для сайта Cackle