Глава ΙΙ
§22. Церковь и другие христианские вероисповедания
Единство христианской церкви сохранилось, к сожалению, не долго: она распалась на несколько отдельных церквей или вероисповеданий, из которых каждое живёт своею самостоятельною жизнью.
Основные начала взаимных отношений между отдельными христианскими исповеданиями следующие:
1) Всякое принуждение в деле веры не допустимо: оружие борьбы с заблуждениями должно быть духовным, а не материальным.
2) Каждая церковь, признавая принадлежность к ней необходимою для спасения, не может допустить индифферентизма, а тем более прозелетизма, а также не может допустить свободного выхода из своего общества и перехода в другое религиозное общество и не считает такого факта правомерным .
3) Ни одна церковь не может иметь внешней юрисдикции над последователями других христианских исповеданий.
4) С другой стороны, ни одна церковь не может быть обязана к преподанию своих духовных благ лицам к ней не принадлежащим.
Что касается отношения государственной власти к различным вероисповеданиям, то оно определяется, главным образом, фактом существования или не существования законом установленной государственной или господствующей религии. Таким образом, возможны следующие системы отношения государства к находящимся в его пределах церквам.
1) В государстве признанием пользуется лить одна христианская церковь, с исключением всех других.
2) Одна какая-либо церковь признается, как церковь государственная; остальные же религиозные общества лить терпимы, при чем принадлежащим к ним членам предоставляется иди простое домашнее богослужение (devotio domestica simplex), не выходящее из пределов дома и семьи, без участия особого духовного лица; или квалифицированное домашнее богослужение (devotio domestica quali- iieata), с участием духовного лица; или, наконец, частное осуществление религии (exercitium religionis privatum), с образованием общества, но без всяких признаков публичности, в роде особой архитектуры молитвенных зданий и колоколов .
3) Кроме одной какой-либо религии, которая считается господствующею религией страны, и другим религиозным обществам государство предоставляет свободное публичное осуществление религии.
4) В государстве нет господствующей церкви, а существует две, или более, церкви на равных правах в отношении к государству – т. н. паритет .
5) Государство не знает государственной церкви и государственной религии и, признавая свободу всех культов, не придаёт религии никакого значения.
В России мы находим третью систему отношения государственной власти к существующим в пределах государства религиозным обществам, именно, по основным законам Российской империи: «вера Православная кафолическая восточного исповедания есть первенствующая и господствующая в Российской империи»,34 однако и «все не принадлежащие к господствующей церкви подданные Российского государства, природные и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения».35 В своей внутренней жизни существующие в России не православные церкви являются совершенно самостоятельными; духовные дела этих церквей ведаются их духовными властями.
Часть ΙΙ. Внутреннее право церкви
Отдел первый. Устройство церкви
I. Устройство православной церкви
§25. Вступление в церковь
Согласно со Св. Писанием, принятие в церковь происходит посредством крещения; для лиц же крещённых в других христианских исповеданиях – или посредством миропомазания,36 или же просто чрез одно покаяние, сопровождаемое формальным отречением от прежних заблуждений и исповеданием православного вероучения.37
Необходимым условием для принятия в церковь является знание основных начал христианской веры. Поэтому в древней церкви крещение совершалось обыкновенно над людьми, прошедшими известное состояние испытания и приготовления, называемое оглашением и продолжавшееся до 3-х лет.38
По действующему русскому законодательству, для лиц, достигших гражданского совершеннолетия (21 г.), положен 40-дневный срок оглашения, а для лиц несовершеннолетних – 6-месячный.39
Относительно крещения младенцев, совершаемого по вере родителей и восприемников, которые обязуются перед церковью дать им христианское воспитание, надо заметить, что введение в церковное общество детей было вменено в непременную обязанность их родителям ещё византийским законодательством. Эту обязанность возлагает на родителей и наше законодательство, предписывающее им, под страхом потери родительской власти, крестить и воспитывать своих детей по чину православной церкви, хотя оно не определяет при этом срока, в течении которого крещение должно быть совершенно.
* * *
Св. Зак. Т. I, ч. 1, ст. 40.
Там -же ст. 46.
Так принимаются лютеране, а также католики, ещё не конфирмованные.
В настоящее время крещение над взрослыми совершается лить в случаях вступления в церковь лица не принадлежащего к христианскому вероисповеданию.
Больные могут быть крещены без всякого промедления