Глава I. Личный состав церковного общества
В личном составе церковного общества нужно различать: мирян, монашество и клир или иерархию.
§24. Состояние мирян; их права н обязанности в церкви
Вступивши в церковное общество и сделавшись членом Православной церкви, каждое лицо имеет в отношении к ней известные права и обязанности.
В частности, каждый мирянин имеет право:
1) Участвовать в религиозно-богослужебных собраниях и пользоваться всеми благами христианской религии, между прочим , приобщаться таинства Евхаристии.
2) Участвовать в сфере церковного учительства и управления. Участие мирян в церковном управлении обнаруживается в праве прихожан рекомендовать кандидатов на открывающиеся в приходе церковные должности (в древней церкви и долгое время у нас на Руси мирянам принадлежала даже полная свобода выбора членов клира) и в управлении церковным имуществом посредством особого доверенного человека, так наз. церковного старосты.40
3) С разными благотворительными целями миряне имеют право составлять разные общества (церковные попечительства, братства)
4) Каждый мирянин, с соблюдением известных условий, может получить доступ в клир и занимать церковно- и священно-служительские должности.
Перечисленным правам соответствуют следующие обязанности. Каждый член церкви обязан:
1) Содержать церковную веру в том виде, как исповедал её при крещении; в случае сознательного уклонения от этой обязанности, соединённого с упорным отрицанием авторитета церкви, он становится виновным в тяжком церковном преступлении – ереси.
2) В формах и способах внешнего богопочтения, на сколько они выходят из тесных границ его личной и семейной жизни, – подчиняться тому порядку, который установлен церковною властью для всей церкви; в противном случае, он является виновным в церковном преступлении, называемом расколом.
3) Повиноваться общественно-церковной власти, т. е. пастырям церкви.
4) Участвовать в общественно-богослужебных собраниях, в особенности в исповеди и приобщении св. Тайн, а также соблюдать посты, установленные церковью. Обязанность ежегодно исповедоваться и приобщаться с Петра Великого имеет у нас характер обязательного закона не только церковного, но и государственного.
5) Христианские родители обязаны крестить своих детей в своём вероисповедании и в нем же их воспитывать.
§25. Прекращение церковной правоспособности. Перемена вероисповедания и её последствия
Лице, раз правильно крещённое, признается членом церкви во всю жизнь; поэтому существует собственно только один способ потери мирянином церковной правоспособности – это смерть, прекращающая вообще бытие правового субъекта; даже отлучённый от церкви и самовольно отпадший, если он придёт в раскаяние и станет искать соединения с церковью, должен быть принят в неё, хотя бы в разряд кающихся.41
Ни одна церковь однако не признает за своими членами права свободного выхода из церковного общества: с точки зрения церковного права, такой произвольный выход из церкви есть явление противозаконное – преступление. По нашим государственным законам, переход из православного исповедания во всякое иное безусловно запрещается и совратившийся из православной веры в не православную рассматривается, как заблуждающийся, который, по увещании духовного начальства, снова должен быть возвращён в неё; поэтому против отпадших употребляются полицейские меры: они отправляются к своему духовному начальству для увещания, а имения их поступают в опеку и сами они лишаются прав отеческой власти.42
Запрещались – отпадение от веры и переход из одного исповедания в другое до последнего времени и в большей части государств Западной Европы, но теперь взгляд государства на этот вопрос там совершенно разошёлся со взглядом церкви.
§26. Состояние клира или духовной иерархии
Вступление в клир.
Клиром называется церковное состояние лиц, назначенных для общественного служения в церкви и получивших на это служение особые полномочия. Отделение особого класса должностных лиц (диаконов – служителей, пресвитеров – старейшин, епископов – наблюдателей) произошло в церкви весьма рано, вместе с первым началом её общественной организации.
Название «клирик» с течением времени стало употребляться преимущественно для обозначения низших церковных степеней: иподиаконов, чтецов, певцов и пр.; для обозначения же высших степеней церковной иерархии: епископов , пресвитеров и диаконов. – стало употребляться название «священнослужители». Эти три высшие степени и составляют собственно церковную иерархию, в которой сосредоточена как духовная, так и правительственная власть в церкви; клирики низших степеней или, как они у нас называются, «церковнослужители» имеют в церкви лить служебное назначение и характер .
Единственным способом вступления в клир или иерархию служит хиротония (χειροτονία) или рукоположение.
В клир могут быть принимаемы только действительные члены общества, получившие через правильно совершенное крещение общую церковную правоспособность, без различия происхождения.43 Женщины абсолютно не способны ко вступлению в иерархию и принятию рукоположения, но могут занимать низшие церковно-административные должности (напр. настоятельниц женских монастырей).
§27. Условия хиротонии
А. Условия для получения хиротонии, требуемые от лица, принимающего рукоположение (препятствия к хиротонии).
Рукополагаемый должен удовлетворять особым условиям или качествам, недостаток которых составляет препятствие к посвящению. Недостаток особых качеств, необходимых для рукоположения – irregularitas, смотря по источнику, из которого он возникает, может быть или невменяемый в вину лицу, ищущему священства – irregul. ex defectu, или вменяемый в вину – irregul. ex delicto.
К недостаткам первого рода относятся:
1) Телесные недостатки (irregul. ex defectu corporis), которые делают невозможным или же затрудняют отправление должностных обязанностей.
2) Душевная болезнь (irregul. ex defectu animi).
3) Недостаток зрелого возраста (irregul. ex defectu aetatis). –На Востоке минимальный возраст для епископа (по 123 нов. Юстиниана) был определён в 35 лет (позднее, по 137 нов., в 30 л.); для пресвитера тоже в 30 л., для диакона в 25 л., для диакониссы в 40 л., для иподиакона в 20 л.; для чтеца в 18 л.44
4) Недостаточность знаний необходимых для церковного служения (irregul. ex defectu scientiae). – Уже ап. Павел45 требовал чтобы епископ был учителен, т. е. способен учить других; церковные же правила требуют от кандидата во епископы уменья с пониманием читать книги Св. Писания и знания церковных правил, касающихся его служения. – У нас на Руси образовательный ценз со времени Петра В. стал постепенно возвышаться. В настоящее время для посвящения в церковную степень требуется специальное образование в духовно-учебных заведениях.
5) Недостаточная твёрдость в вере (irregul. ex defectu fidei). – На этом основании не допускаются к посвящению лица только что обратившиеся к церкви, а также крещённые в опасной болезни, из страха близкой смерти.
6) Недостаток свободного общественного положения (irregul. ex defectu libertatis). – Церковные правила совершенно устраняют от принятия в клир рабов без увольнения от господ и лиц состоящих на государственной иди общественной службе. У нас в России вступление в клир лиц из податного состояния возможно только по увольнении их от общества, а лиц состоящих на государственной и общественной службе, по увольнении от таковой.
7) Недостаток или порок брачного союза (irregul. ех defectu sacramenti). Именно, церковные правила не допускают в клир : а) второбрачных, требуя, чтобы рукополагаемый не только сам был единобрачный, но чтобы и жена его была тоже единобрачная (т. е. девица, а не вдова); б) лиц женатых на женщинах небезупречного поведения, на актрисах и на разведённых с своими первыми мужьями; в) лиц , состоящих в смешанном браке, т. е. с женщиною нехристианского или не православного исповедания; г) лиц , жены которых обличены в прелюбодеянии. Все эти требования относительно брачного союза касаются кандидатов на низшие степени клира до пресвитера включительно, для епископов же со времени Трулльского соб. (692 г.) обязательно безбрачие.46 Не может быть допущен в клир также мирянин, жена которого обличена в прелюбодеянии.
8) Недостаток душевной кротости (irregul. ex defectu lenitatis). – Этот недостаток церковные правила находят во всех тех лицах, которые или по обязанности своего звания или по другим каким либо обстоятельствам причинили смерть своим ближним (солдаты, бывшие на войне; невольные убийцы.)
9) Недостаток доброй славы или доброго имени (irregul. ex defectu famae). Церковные правила признают недостойными духовного сана всех тех лиц, образ жизни и занятия которых, с точки зрения общественной морали, считаются бесчестными (в греко-римской империи – актёры и гладиаторы, ростовщики и т. п.). В настоящее время лица, не обладающие вполне гражданскою честью, напр. отстранённые от опеки, от свидетельства на суде, от права быть поверенными не должны быть допускаемы к посвящению.
Другой разряд препятствий к получению хиротонии составляют преступления (irregul ex delicto). Сюда относятся:
а) отпадение от веры не вынужденное муками;
б) ересь;
в) оскопление себя или других;
г) все так наз. плотские грехи (блуд, прелюбодеяние, скотоложство и т. п.).
Б) Условия хиротонии, требуемые от лица, совершающего рукоположение.
Право совершения хиротонии принадлежит только епископам, как преемникам той духовной власти, которую апостолы получили от Основателя христианской религии. Необходимо при этом , чтобы сообщающий рукоположение епископ:
1) получил свой сан от законной в церкви власти, законным образом, а также чтобы в момент совершения хиротонии не находился ни в одном из тех состояний, которые уничтожают значение иерархических действий (как напр. состояние извержения из сана);
2) был епископом не только по сану, но и по власти;47
3) даже самостоятельный епископ может совершать рукоположение только над лицами, находящимися под его властью, т. е. над клириками своей епархии, только в пределах своей епархии и для церквей своей епархии.
В) Условия, относящиеся к самому акту рукоположения.
1) Акт рукоположения должен совершаться публично в церкви и в присутствии народа, который, по древним канонам, приглашался свидетельствовать о достоинстве рукополагаемого.
2) Рукоположение должно совершаться в последовательном порядке иерархических степеней так, чтобы никто не был поставляем на высшую степень, минуя низшую. Впрочем, определённого времени для пребывания в той или другой степени духовной иерархии в церковных правилах не установлено.
3) Рукоположение должно быть совершено не иначе, как с назначением рукополагаемого на определённое место или должность при известной церкви. Рукоположение без такого назначения, дающее только сан (ordinatio absoluta) должно быть признано недействительным к посрамлению поставляющего.48
4) Рукоположение на одну и ту же иерархическую степень, правильно совершенное, не может быть повторено.
5) Для действительности акта рукоположения необходимо согласие лица его принимающего.
§28. Права и обязанности клира, как особого состояния в церкви
Уже первый христианский император Константин Великий старался поставить духовенство в привилегированное положение в государстве. В этом же направлении действовали и следующие византийские императоры. Тем же привилегированным положением духовенство пользовалось и у нас на Руси.
Наиболее важные преимущества клира в церковной и гражданской сфере суть следующие:
1) Личная неприкосновенность клириков ограждается особенно строгими наказаниями (privillegium canonis) – церковными и уголовными.49
2) Судебная привилегия (privillegium fori), в силу которой члены клира подлежат особому церковному суду не только по проступкам и преступлениям, касающимся их церковного служения, но и по некоторым общим преступлениям.
3) Члены клира освобождены от некоторых имущественных и личных повинностей (privillegium immunitatis): а) от воинской повинности; б) от исполнения обязанностей присяжных заседателей; в) от военного постоя, земских сборов и городских повинностей.
4) Преимущество чести (privillegium honoris).
В виду высокого значения священного сана, церковное законодательство строго регламентирует всю жизненную обстановку лиц, принадлежащих к клиру. Церковные правила содержат постановления относительно внешности – одежды и наружности клириков, а также их внешнего поведения, общественных занятий и обращения с лицами другого пола. Они запрещают принятие опеки и попечительства, поручительство за других лиц, ведение чужих дел, торговлю, занятие мирских должностей и т. п.
§29. Потеря духовного сана и её последствия
Наша церковь (в противоположность римско-католической) допускает возможность: а) добровольного сложения с себя духовного сана и б) лишения его по суду.
В древности законы церковные (7-е пр. Халкид. соб.) и светские (7-я новелла имп. Льва Философа) не допускали добровольного сложения духовного сана. Не допускалось сложение с себя духовного сана до Петра Великого и в России; только со времени этого последнего у нас стали допускаться просьбы о дозволении сложить с себя духовный сан. (3-х месячное увещание).
Последствия сложения духовного сана следующие: 1) Сложившие духовный сан возвращаются в первобытное своё состояние; 2) они не могут вступать в государственную службу – диаконы в течении 6-ти, а священники – в течении 10-ти лет.
Кроме добровольного сложения духовного сана, возможна потеря его по суду; в этом случае она является наказанием за преступления и проступки не совместимые с этим саном.
Лишение духовного сана является бесповоротным, так что духовный сан не может быть возвращён опять. Кроме того лишение священного сана в высшей его степени служит причиною лишения и степени низшей.
§30. Монашество. Значение и возникновение монашества на Востоке, на Западе и в России
Монашество занимает как бы середину между клиром и мирянами: с одной стороны, церковные правила положительно отделяют монашествующих от клириков и во многих отношениях ставят их на одну ступень с мирянами; с другой – наши гражданские законы (IX т. Св. Зак. о состояниях ) рассматривают монашество и духовенство, как совершенно одинаковые состояния, отличающиеся только названием (первое – чёрное, второе – белое духовенство).
Монашеская или аскетическая жизнь существовала ещё в дохристианские времена (в Египте, при храме Сераписа в Мемфисе). Первые начала организованного христианского монашества обнаружились тоже в Египте, при чем основателями монашества были Павел Фивейский, Антоний Великий и ученик последнего Пахомий Великий. Правила монашеской жизни были составлены Пахомием В. (около 640 г.), а позднее Василием Великим († 379), и послужили основанием позднейших монашеских уставов. Положение монашества в сфере порядка церковного было определено Халкидонским собором 451 г.,50 который подчинил монахов церковной власти епископа, самое основание монастырей поставил в зависимость от епископского разрешения, а обетам монашеским (послушания, нестяжательной и целомудрия) придал бесповоротное значение, так что оставление монашества стало рассматриваться наравне с оставлением духовного сана клириком, как одно из самых тяжких преступлений.
С Востока монашеская жизнь распространилась на Запад, где главным основателем её был св. Бенедикт, граф нурсийский († 543). С X века появляются на Западе монашеские ордена.
Основателями монашества на Руси были свв. Антоний и Феодосий Печерские. До XVII в. (Больш. Московск. соб. 1667 г.) положение монашества в России не было определено никаким общим законом. Пётр Великий, в свою очередь, издал ряд государственных узаконений относительно монашества. На началах, положенных этим императором, развивалось все последующее законодательство о монашестве в России.
§31. Вступление в монашество. Ограничения личных и имущественных прав монашествующих, вытекающие из монашеских обетов. Различие правоспособности монахов монастырей общежительных и не общежительных
От поступающего в монашество требуется:
1) Свободное и непринуждённое желание вступить в монашество (40-е пр. Трул. соб.)
2) Из этого условия вытекает требование для вступления в монашество известного возраста; именно, по действующему законодательству, 30 лет – для мужчин, 40 – для женщин (Св. Зак. т. IX ст. 344). Кончившим курс богословских наук и священнослужителям – вдовцам дозволяется вступать в монашество 25-ти лет (Ук. 1832 г.).
3) Для поступления в монашество требуется свобода от таких отношений и обязанностей, которые несовместимы с этим образом жизни; именно, запрещается постригать: а) мужа от живой жены, и наоборот, б) лиц, обязанных долгами, в) состоящих под судом, г) не уволенных от своих обществ, д) состоящих на государственной службе, е) наконец, (с 1874 г.) ещё не перешедших через призывной по воинской повинности возраст.
4) Для вступления в монашество требуется предварительный искус или испытание искренности желания лица посвятить себя монашеской жизни. Испытание должно обыкновенно продолжаться не менее 3-х лет; сокращение этого срока до 6-ти месяцев допускается только для таких лиц, которые и ранее проводили жизнь, подобную монашеской, а также для больных, для вдовых священно-служителей и для получивших высшее богословское образование.
По выдержании искуса, вступающий в монашество даёт обеты: 1) целомудрия, 2) нестяжательности или отречения от собственности, и 3) послушания.
Из содержания этих обетов вытекают следующие ограничения личных, имущественных и общественных прав монашествующих:
1) В силу обета целомудрия, монах должен воздерживаться от брака и устранять себя от всяких поводов к соблазну (недопущение женщин в кельи к монахам ).
2) Монахи не могут быть восприемниками детей, а имеющие священно-служительский сан не могут отправлять требы при приходских церквах, в особенности венчать браки.
3) Монашествующие не могут вмешиваться ни в какие дела гражданские, общественные и даже церковные; не могут быть поручителями, опекунами, ходатаями по делам, исключая дел своего монастыря, если то поручено будет начальством; не могут принимать на сбережение ничего чужого, кроме книг духовного содержания.
4) В силу обета нестяжательности, монах, строго говоря, не должен иметь никакой собственности. Однако в практике принцип нестяжательности проводится государственным законодательством не безусловно, а только в применении к недвижимому имуществу; в отношении же к движимому имуществу и денежным капиталам монахам не общежительных монастырей51 делается уступка: они могут иметь движимую собственность, под условием никому не отчуждать её, кроме монастыря, могут также вносить денежные капиталы в кредитные установления с тем, чтобы они, по смерти вкладчика, обращались в пользу монастыря. – Монашествующие не имеют права завещания. Исключение допускается только для монашествующих властей (митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов, строителей, игумений, настоятельниц монастырей и ризничего Московского Синодального дома), которые (по указу 1766 г. за № 12377) могут делать завещания относительно своего движимого частного имущества, кроме вещей, принадлежащих к ризнице и употребляемых при богослужении.
5) В силу обета послушания, монахи обязаны подчиняться всем распоряжениям монастырского начальства, исполнять указываемые им работы и занятия и воздерживаться от некоторых занятий.
6) С пострижением в монашество родительская власть над детьми прекращается. Все внешние отличия по службе, при пострижении, отбираются (кроме орденов, полученных на церковной службе); прекращается даже производство пенсии.
Монастыри и их настоятели находятся в ведении местного епархиального епископа, который наблюдает за ними чрез особых благочинных. Только некоторые монастыри изъяты из подчинения епархиальным епископам и состоят под непосредственным управлением св. Синода или Московской Синодальной конторы. Сюда относятся четыре лавры: Александро-Невская в С. Петербурге, Троицко- Сергиевская в Сергиевом посаде Московской губ., Киево-Печерская в Киеве и Почаевская в Волынской губернии, а также ставропигиальные монастыри–Соловецкий на Белом море; Донской, Симонов, Новоспасский, Воскресенский и Заиконоспасский – в Москве.
§32. Потеря монашеского состояния и её последствия
Потеря монашеского состояния может произойти: 1) добровольно, в силу собственного желания сложить монашество, и 2) по суду.
Древние церковные правила (7-е пр. Халкид. соб. 451 г.) и греко-римские законы (7-я новелла ими. Льва Философа) не допускают сложения монашеского сана. Тот же взгляд господствовал и у нас на Руси до Петра Великого.
По действующему законодательству, возможно просить о снятии монашеского сана (6-ти месячное увещание). Сложивший монашество возвращается в первобытное состояние, в котором он родился, при чем ему воспрещается навсегда вступать в гражданскую службу, проживать и приписываться к какому либо обществу, как в той губернии, где он жил монахом , так и в обеих столицах в течении 7-ми лет (пока он состоит под епитимией).
Лишённый монашества по суду также не может жить в столицах; ему навсегда запрещается жить в той губернии, где он жил монахом, и поступать на государственную службу.
* * *
Положение церковного старосты определено инструкцией 12 июня 1890 года.
Апост. пр. 52.
Улож. о нак. стт. 185 и 188; Уст. пред. прест. стт. 38, 57.
Трул. 33.
По каноническому праву римско-католической церкви для епископа требуется 30 лет, пресвитер посвящается на 25-ом году, диакон – на 23-ем году, субдиакон – на 22-ом году, в низшие степени – лица достигшие 14-летняго возраста и даже моложе этого возраста.
В посланиях к Тимофею и Титу.
В католической церкви со времени папы Григория VII Гильдебрандта (XI в.) все клирики должны быть безбрачны.
Поэтому в древние времена хорепископы, т. е. сельские епископы, а в настоящее время викарные епископы и уволенные на покой могут совершать хиротонию только с согласия или по поручению епархиального епископа.
Халкид, 6. В римско-католической церкви такие рукоположения допускаются.
3 пр. Конст. соб. в храме св. Софии 879 г.
Прав. 4, 7, 16, 18, 23, 24
Различие между необщежительными и общежительными монастырями состоит в том, что в последних все имущество принадлежит монастырю, как юридическому лицу, а в первых монахи личным трудом могут приобретать вещи в пожизненную личную собственность. Это различие монастырей отражается и на всем внутреннем строе их: в общежительных монастырях настоятели избираются самою братией и только утверждаются в должности св. Синодом, по представлению местного епископа (указ св. Синода 20 марта 1862 г.); напротив, настоятели необщежительных или штатных монастырей прямо назначаются епархиальным начальством.