80. Поучение в день Преображения Господня
Чудное и весьма многознаменательное событие совершилось ныне на горе Фаворе! Сошлись небесные и земные жители: Христос – Господь, Который Божеством Своим от вечности пребывал на небе, а человечеством и Божеством прожил уже 33 года на земле. Явились с неба пророки Моисей и Илия. Первый жил на земле за несколько тысяч лет, беседовал с Богом лицом к лицу, странствовал с евреями, много творил чудес и в Египте, и в пустыне и удостоился от Бога получить и передать заповеди народу израильскому для исполнения их. Другой Пророк Илия, величайший из пророков, ревнитель благочестия, тоже некогда беседовавший с Богом на горе Хориве, заключил небо на три года и шесть месяцев и низвел с неба на жертвенник огонь. Один, как законодатель, а другой как пророк, явились к Господу, Законодателю и Пророку, Спасителю и Творцу вселенной. «Вот если б кто-либо теперь с неба явился или с того света, то я поверил бы», – говорит иной, маловерный. А вот с неба явились два человека, величайшие праведники, и притом люди разных веков – Моисей и Илия. Им ли не поверишь ты, что есть Бог и вечная жизнь есть, значит, и рай, и ад, о которых говорили и писали Пророки и Апостолы, и Сам Бог явились с неба, сошлись с Господом и Апостолами, дабы показать, что они одно и то же совершают величайшее дело – устрояют людям вечное спасение, о котором один писал, а другой пророчествовал. О чем могли беседовать горние и земные странники, пророки и апостолы? Весь разговор их, быть может, и весьма продолжительный, сокрыт от нас Господом и Евангелистами, но главный предмет, о котором они беседовали, записан, ибо сказано в Евангелии: глаголаша – исход Его. Значит, речь главным образом шла о наступающих страданиях Иисуса Христа и о совершении дела искупления и спасения человеков. «Скоро ли ты, Господи, устроишь вечное спасение? Скоро ли пострадаешь за весь мир», – как бы так говорили они. Действительно, о предметах небесных не для чего было говорить им со Христом, ибо Он, как Бог, знал все, что там делается, так как Он от самой вечности там Божеством Своим пребывал. И о земных делах не было нужды говорить, ибо и Бог, и небожители знают, что делается на земле. Тайна страданий для всех небесных и земных жителей была важнейшей тайной. Как Богочеловек пострадает за людей – вот о чем необходимее всего было поговорить! Это такая тайна, в которую сами Ангелы желают проникнуть. Да, братия, в кресте и страданиях вся тайна заключается. Только страданиями Богочеловека можно было спасти мир от вечной погибели. Только чрез страдания Христа и каждый человек, истинно верующий во Христа и исполняющий Его заповеди, может спастись. Кто страдает на земле, в семействе ли он страдает, в обществе ли, в пустыне ли, если только он страдает ради Иисуса Христа и за свои добродетели, то он непременно спасется. Напротив, в мире живущие и по мирским обычаям и правилам поступающие, и живущие по духу времени, по внушению диавола сии не спасутся. Надобно только иметь терпение в страданиях, которые посылаются Богом за наши грехи. Без терпения нет спасения: «претерпевый до конца, той спасен будет», – сказал сам Господь. Нищие, гонимые, плачущие, чистые сердцем, сии блаженны будут на небе. А кто блаженствует на земле, тот не увидит рая и блаженства на небе.
«Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, яко же можаху: да возсияет и нам, грешным, свет Твой, присносущный молитвами Богородицы Светодавче, слава Тебе!»57. Аминь.
* * *
Троп. праздн.