Источник

79. Поучение на день мучеников Маккавеев (о холере)

Мне кажется, что после такого гнева Божия и такой кары, какую мы над собой испытали, нам надлежало бы собраться всем вместе и решить следующие вопросы: 1) за что на нас Господь так разгневался и 2) что нам делать, как жить и поступать, чтобы более не оскорблять Бога? На первый вопрос каждый из нас легко может отвечать, ибо видит и Бога, и добрые люди видят, чем и как мы могли оскорбить Бога?! Многие из нас в праздники или торгуют, или работают, посты постоянно нарушают ядением запрещенной пищи. Жизнь каждого из нас самая греховная и омрачена тем или другим тяжким грехом. Святым Писанием не занимаемся, не читаем и не слушаем, нравы имеем не христианские. Любовь между нами иссякла, дети не слушают своих родителей и не почитают их. Многие ведут жизнь нетрезвую, развратную. Весь город наполнен грешниками и грешницами. Вот почему особенно наш грехолюбивый город мог навлечь на себя гнев Божий! После этого каждый спроси свою совесть: «Чем я согрешил пред Богом?» и постарайся исправить себя, поспеши умилостивить Бога и умиротворить совесть покаянием. О! Мы все знаем, чем и как мы грешим, чем и как оскорбляем Бога. Но горе, что мы не хотим исправиться, нет у нас решимости на то, чтоб нам из грешников соделаться праведными, добрыми и благочестивыми. Многие видели над собой тучу гнева Божия, слышали гром Его негодования, но прошла эта туча, замолкли эти громы, и опять мы бросились в ту же тину грехов и беззаконий. Обратите внимание на мучеников Маккавейских, память которых чтит сегодня Св. Церковь. Бог запретил Евреям вкушать свиное мясо, и они решились понести самые страшные мучения, но не захотели вкусить то, что Бог запретил. Скажешь: «А что за важность вкушать то или другое в пост?». Да, действительно, для того, кто слаб верой, для отступника веры, для того, кто не любит Бога, это ничего не значит. Но тот человек, который боится оскорбить Бога, неповиновение Богу, непослушание, нарушение Его заповедей считает для себя величайшим грехом, потому что в нарушении заповеди Божией он усматривает не столько слабость свою, сколько искушение со стороны диавола, не столько упорство свое, сколько коварство сего древнего нашего завистника, который ведет давно войну против Бога, для которого оскорбление тем или другим образом Бога есть приятное удовольствие. Нечестивый Антиох принуждал детей Маккавейских вкушать мясо, а диавол управлял его сердцем, ожесточенным против исполнителей заповедей Божиих. Подумай: стоило ли одно упорство детей Маккавейских в неядении мяса того, чтобы Антиох употребил эти пытки, этот огонь, эти колеса с остриями, эти страшные муки против слабых юношей, против девяностолетнего старца Елеазара? Но во вкушении важно не самое вкушение, но главное – нарушение заповеди, оскорбление Бога вечного, восстание против Бога.

Ты сам хорошо знаешь, что здоровье более зависит от трудолюбивой жизни, от сна, нежели от пищи, однако упорствуешь в нарушении поста. Ты знаешь сам, что объядение расслабляет здоровье и что самую худую пищу голод делает приятной, а не приправы, и туки, и мясное. Ты сам знаешь, что и жизнь, и здоровье – все от одного Бога зависит: чего не благословляет Бог и святая церковь, то всегда вредно для человека. Но иной, как Антиох, свирепеет и во что бы то ни стало старается идти против постановлений церкви, ест все, что только запрещено Богом и церковью. До времени упорствовал и Антиох, пока не поразила его страшная рука Божия, пока болезни адовы еще в живых, не окружили его и черви стали пожирать его утробу живым. До времени и всякий грешит, нарушает святые посты, пока наступит время для расплаты с Богом. Если для евреев считалось важным грехом нарушение поста, то подумайте, сколько важно это нарушение для христианина, призванного к жизни святой, богоугодной? Евреи ради земного царства угождали Богу, а ты чрез Иисуса Христа получил надежду и право на наследие небесным царством. О, не оскорбляй же ты Христа, Бога постившегося и пострадавшего за тебя! Велика награда тебя ожидает, но велика и ответственность твоя пред Богом за всякое упорство и нерадение в деле спасения.

Святые Великомученики Маккавеи! молите Бога о нас, грешных. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle