65. Поучение в неделю 4-ю по Пятидесятнице
«Оброцы греха, – смерть; дарование же Божие – живот вечный». (Рим. 6:23).
Апостол Павел в послании к Римлянам говорит, что вся прибыль, вся польза, весь интерес от греха есть смерть, а прибыль от благочестия – жизнь вечная. Прибыль, как сами видите, от того и другого чрезвычайная, безмерная, бесконечная. Не отстаешь от греха, полюбил ты грех, живешь грехом – умрешь, но умрешь не временной только смертью, какой умрут все человеки, но умрешь смертью вечной, т. е. не уснешь, не исчезнешь, не затеряешься, а будешь жить жизнью грешника, будешь жить для одних мучений, ужасных страданий на всю вечность. Какие бы ни были эти муки: от огня ли, от холода ли, от внутреннего ли терзания совести, – все эти мучения будут ужасны, нестерпимы, невыносимы, ибо грешник будет связан мраком и пленницами ада. Такова прибыль греха, такая награда за беззакония! Если в настоящей жизни мы иногда читаем, что когда дикие индейцы поймают своего врага, то привязывают к столбу, вырывают ногти, зубы, вбивают острия в пальцы, снимают кожу, режут по частям, жарят медленным огнем и проч. Так что при одном чтении об этих истязаниях душа трепещет, дух цепенеет, чувствуешь какую-то боль в сердце, тем более это нужно сказать о мучениях адских: те мучения временные и оканчиваются смертью, а адским мучениям не будет конца, и тело, и душа будут вечно терпеть ужасные муки и страдания.
Такова прибыль, такова польза от нашего любимого греха, какой бы он ни был: пьянство ли, распутство ли, грабеж ли, гордость ли, словом, всякий грех, в котором человек не хочет покаяться, исправиться, перестать грешить, а в нем и умирает. На днях я напутствовал святыми Тайнами одного солдата, который стал меня просить о том, дабы я упросил доктора после смерти не анатомировать его, не резать. Так-то душа наша боится страданий телесных и после смерти временной! Почему же не боимся страданий вечных, некончаемых? Да, человек боится мук и грехов, не хочет их оставить, возненавидеть, зная и веруя, что вся прибыль от греха – смерть и муки вечные. Какая же польза от добродетельной и благочестивой жизни? Жизнь вечная в раю, с Богом и со святыми, и блаженство вечное.
Удивительно наше упорство против Бога и против собственного блаженства! Ты вкусил уже блаженство благ временных и сладость от любимого твоего греха. Ты был когда-нибудь счастлив в жизни. Остановись, удержись от греха и подумай: каково должно быть блаженство в раю? Бог никогда не солжет, не скажет неправды, и если говорит Духом Святым, что польза от греха – смерть и ад, а от добродетели – рай и вечное блаженство, то этого вечного определения никогда не переменит. Сказал: и свято Его слово, потому что Он равно правосуден и милосерд. Бог правосуден: кто заслужил награду, тот и получит ее, а кто заслужил наказание, так тому и быть. Бог милосерд. Да, мы немилосерды ни к Богу Иисусу Христу, Который за грехи наши понес тяжкие муки и лютую смерть, ни к самим себе немилосерды. Видя огонь, бросаемся в него, яд пьем его, жало змеи допускаем ее уязвлять себя.
Боже! Боже! как мы упорны, слепы, жестоки к самим себе, неумолимы, неупросимы ни Богом, ни святыми, ни Ангелами, ибо все они пекутся о нашем вечном спасении, одни мы постоянно уклоняемся от пути добродетели и следуем по стезям неправды и беззакония, ведущим к вечной погибели.
Боже! Боже! пошли нам муки временные на земле, чтобы нам не наследовать мук вечных после смерти во аде. Аминь.