Источник

4. На 3-й день Рождества Христова

До пришествия Иисуса Христа на землю, человек рождался под проклятием Отца Небесного: на нем висел гнев Божий: его ожидали болезни, несчастье и вечная смерть. Но вот родился Христос, давно обещанный, давно ожидаемый – обещанный Адаму, Аврааму, Давиду и всем, кто верил словам Божиим. Ожидал же Его весь мир, только не тогда и не там, когда и где Его надлежало ожидать. Думали, что Он родится во дворце царском, окруженный блеском земным, родится, очевидно, перед очами всего мира. Но не так сделал Бог, как думали люди. Если бы Он родился во дворце царском, кто бы из нас, убогих и грешных, мог приблизиться к Нему? Если бы родился открыто для всех, сколько врагов восстало бы против Него? – Нет! Он родился от убогой Девы Марии, родился в полночь среди нощной тишины и безмолвия; рождается в пещере, в зимнее время, был повит в грубые пелены, положен в ясли – среди волов и ослов. Для чего? Дабы показать все наше греховное положение, заплатить Богу Отцу за нашу гордыню, открыть глубину наших грехов и показать миру, что Христос пришел грешников искупить, убогих обогатить, смиренных возвысить, погибших спасти. И вот дается о сем знать не Ироду убийце, не вельможам – гордецам Иерусалимским; а посылаются ангелы к убогим пастырям, является звезда волхвам, дабы и иудеи и язычники знали о сем великом событии. Недалеко, в 15 верстах от Иерусалима было место рождения Спасителя. Могли бы знатные и богатые Иерусалимляне сходить и пешком в сей бедный городок – Вифлеем, посетить сию убогую пещеру; но сие почли за неприличное для себя, владеющие богатством земным. И покрыл Отец Небесный великой для них тайной рождение возлюбленного Сына Своего. Ангелы явились, прославили Новорожденного – и сокрылись в небесах; звезда явилась, указала пещеру родившегося Сына Божия и сокрылась. Исполнивши обряд обрезания в 8-й день и очищение в 40-й, Иосиф и Мария, по повелению Божию, бегут с Богомладенцем в Египет, возвращаются и сокрываются до времени в отдаленной деревне – Назарете, до дня явления Господа на Иордане. Так, христиане, как во время рождения, так и в годы странствования Христа по земле, спасались только те, которые уверовали в Него; уверовали те, которые не были привязаны к земле: к земле же не были привязаны только бедные и убогие. Да и в настоящие времена, посмотрите: кто спасается? не те ли, которые непристрастны к земле и к земным сокровищам? У кого сильна вера во Христа, у кого крепка и пламенна любовь? Не у тех ли, которые ничего дорогого не имеют на земле, которых ничто уже не радует, которые не дорожат ни мудростью земной, ни сокровищами, ни красотой, ни силой и ничем, что только есть на земле? – Не сии ли и писание Божие разумеют? Не сии ли заповеди Божии исполняют? Не сии ли и святые посты соблюдают, праздники Божии почитают, в церковь ходят, милостыню подают, бедных не презирают и странников принимают? Не сии ли и богаты всякими добродетелями? Они убоги и скудны благами земными, зато богаты верой; они не высокомудры – зато не лишены мудрости, необходимой для спасения, – да, гонимые, они терпят скорби и поношения, но их утешает Христос, и хотя они не свободны от грехов, зато не любят греха, презирают грехи, не упорствуют во грехе, не завидуют богатым, надеясь обогатиться благодатными дарами Христовыми. Они легко переносят бедность, подражая Христу, Который не имел, где главу преклонить. Если Он, Сын Божий, смирил Себя до смерти, смерти же крестныя; то нам ли гордиться, которые есьмы земля и пепел? Посмотрите на Вифлеемскую пещеру: какое убожество наполняет ее? Старец убогий, Дева Мария, младенец Христос, ясли, пелены, рубища – вот что окружает Единородного Сына Божия, пришедшего с неба на землю для нашего спасения, в бедности родился Он – дабы покрыть безобразие грехов наших, дабы отклонить от нас проклятие Отца Небесного, дабы спасти от вечной смерти, дабы возвратить нам любовь Божию и потерянный рай. Приидите убогие и бедные, подивитесь величайшей любви Божией к нам; приидите, возрадуйтесь с пастырями, восхвалите Его с ангелами, торжествуйте со всеми святыми, празднуйте со всеми мучениками, – и Бог мира да даст всем вам благодать, милость, мир и радость о Духе Святе. Слава в вышних Богу и на земли мир и проч. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle