Источник

61. Поучение о пожертвовании на миссионеров

Есть между нами бедняки, есть и богачи, но больше между нами таких, которые ни бедны, ни богаты. Не будем разбирать дела, почему одни бывают богатые, а другие бедные, а иные ни бедные, ни богатые, а только то скажем, что и бедные, и богатые могут делать добро, да еще добро великое. Ты богатый человек, ты много можешь давать на бедных, на излечение больных, на постройку церкви. А я указываю на вдовицу, которой две лепты оценил Господь выше всех пожертвований богачей. Почему? Потому что она все свое имение отдала на церковь, положив в ящик церковный две лепты. Богач дает на церковь и нищему то, что у него лишнее, и даже бесполезное дает иногда и жалеет, а бедняк дает необходимое и последнее, что у него осталось, да притом дает с охотой: «а доброхотна дателя любит Бог», – сказал Апостол. Таким образом, чем богаче человек и скупее, тем малоценнее его милостыня, чем беднее человек и щедрее, тем дороже его милостыня и подаяние пред Богом.

Теперь веришь ли, что и бедняк может делать добро наравне с богачем и даже больше? Ибо милостыня ценится пред очами Божиими не по количеству денег и вещей и не по ценности их, а по доброте сердца, по великости его собственной нужды.

«Правда что я отдаю последнее, отдаю то, что для меня самой необходимо, но я более нуждаюсь в Твоей милости, Боже, в Твоей благодати, в Твоей любви, которая для меня нужнее насущного хлеба, дороже самой жизни. Ибо если я и с голоду умру с моими детьми, то Ты меня в жизни поддержишь, после смерти воскресишь, оживишь, спасешь: аще пойду посреди сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною, си, Господи», – как бы так думала и говорила вдова, отдавшая две лепты на церковь. И так, если и каждый бедняк может по примеру вдовицы делать великое добро, подавать великую милостыню, то тем более могут делать добро люди достаточные, то есть ни богатые, ни бедные, тем еще более богатые. Если это так, что мы все можем добро делать, и бедные, и богатые, то я укажу вам на такое добро, которое выше всего на свете пред очами Божиими. Дать кусок хлеба умирающему от голода – похвально, больного вылечить – похвально, одеть нагого – тоже похвально. Но важнее всего на свете то дело, о котором сам Царь и земной, и небесный Христос Господь просит, вот на какое дело должно давать и не жалеть ничего на свете. Скажите: если у доброй матери между здоровыми детьми есть одно дитя, и кривое, и слепое, и болящее, не жаль ли матери сего дитяти? Не плачет ли она, смотря на этого калеку? «Ах! Лучше б ты умерло, – говорит она или думает, – нежели мне видеть твои страдания!» В огромной семье матери России, между 80 миллионами подданных ее детей есть несколько миллионов детей, которые хуже калек, хуже слепцов: это множество идолопоклонников, которые суть тоже человеки, созданные по образу и подобию Божию, и за них Христос пострадал, как и за нас, и их Он зовет к Себе, как и нас призвал. Есть люди, которые решаются идти в эти пустыни, в эти леса и пропасти, в которых живут эти дикари, идолопоклонники, а они населяют большую часть Сибири, да и недалеко от нас живут калмыки, горцы, татары, турки и другие иноверцы и идолопоклонники. Берутся некоторые из православных христиан обращать их в христианство. Очевидно, что за это великое, святое и богоугодное дело берутся не богачи, а бедняки, хотя они люди просвещенные и нередко святые по образу жизни. Ибо тот, кто решается взять на себя должность Апостола и жить между дикарями, должен отказаться от семейства, от благосостояния, от всяких выгод жизни и должен на каждом месте ожидать себе смерти и готов всегда умереть, что и бывает часто с ними. И именно потому, что они не богатые, даже слабые телом, но крепкие духом, эти лица называются миссионеры, или посланники, или Апостолы – все равно. Ибо как Апостолы ходили по миру и обращали народ ко Христу, так и сии скитаются по пустыням Сибири и другим местам нашего обширного отечества и обращают идолопоклонников ко Христу. Можете представить себе, сколько они, беды и горя набираются в этом святейшем деле, которое лежит на каждом из нас! Ибо хорошо накормить голодного, напоить жаждущего, исцелить больного, одеть нагого, но недалеко ли важнее обратить ко Христу человека, поклоняющегося идолам? Не драгоценнее ли просветить его святой верой? Не важнее ли даровать вечную жизнь чрез крещение и таинства? А для этого нужны люди, нужны церкви, нужны школы и деньги нужны. Ибо как только кого-либо из идолопоклонников обратишь ко Христу, вразумишь, просветишь, тотчас родные делаются ему врагами и гонят его от себя: и пищи не дают, и жилища, хоть пропадай. Тогда они к миссионерам обращаются так как сии, давши им свет веры, должны давать им и одежду, и пищу, и жилище. А сии бедняки где возьмут это в пустыне? Как им при себе все это иметь? Они при себе ничего не имеют, ни сребра, ни злата, кроме палки и мешка с хлебом. Вот на какое дело вы, и богатые, и бедные, жертвуйте все, что у вас есть лишнее: и иголку, и рубаху, и одежду, и деньги, все туда посылайте и отдавайте на руки миссионеров. Окрестить человека, вырвать из рук диавола и передать на руки Христу – все равно, что его сотворить, на свет произвести. Вот это дело так дело. Это милостыня такая, которая все твои грехи, самые тяжкие грехи покроет. За это доброе дело Бог все может тебе простить, особенно если ты покаешься. О, христиане, подумайте об этом и спасайтесь. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle