Источник

60. Поучение в 10-ю пятницу

О злословии матерями детей

О, как безрассудно поступают те матери, которые часто бранят детей! Еще грешнее поступают те, которые их проклинают. Неужели и тебя родители проклинали, когда ты была дитятей? Дитя невинное: оно ничего не знает, оно может чаще ошибаться, нежели ты; оно даже не знает, сколь тяжек грех огорчать свою мать. Но ты часто бранишь их за непослушание. Да, они обязаны слушать тебя! А ты слушаешь ли Бога, Который тебя сотворил? Ты исполняешь ли Его заповеди? Что ж, если бы Бог за непослушание твое тебя проклял? Это было бы ужасно! А ты, без зазрения совести бросаешь грязь ругательств и проклятий на детей своих, на свою утробу! Для чего же ты произвела их на свет? Кто виновен в том, что из сладкого плода твоего произошли плоды горькие? Разве ты не знала, что у тебя будут дети, когда выходила в замужество? Для чего же, спрашивается, ты вступала в брак? Чтобы жить только в страстях и похотях? Известно, что супруги должны носить узы на руках и ногах, должны носить бремя семейных трудов и забот. Ах, как слеп тот, кто вступает в брак для одного удовольствия! За что, я спрашиваю, ты бранишь или, еще хуже, проклинаешь детей и лишаешь их счастья на всю жизнь? Ты желаешь быть благополучной в жизни: зачем же ты отнимаешь это благополучие у своих детей? Ибо проклятие матери делает несчастными детей на всю жизнь. Ты еще радовалась бы и благодарила Бога, что Бог даровал тебе плод чрева, ибо Бог нередко наказывает бесплодием тех супругов, которые, вступая в брак, не имеют в виду детей. Не для того ли и освятил Бог брак, чтобы размножался род человеческий? Разве дети не по образу Божию рождаются? Для чего же ты злословишь образ Божий? Ведь свои же ты уста оскверняешь злословием. Чего себе не желаешь и не делаешь, того самого и другим не желай и не делай. Не брани, не поноси, не ругай и не проклинай детей своих, ибо они носят образ Божий, они твои дети, они – твое рождение. Ты иногда поссоришься с мужем или с соседкой, а на них гнев свой вымещаешь. Да, и зверь не терзает своих детей. Ты думаешь, что они не чувствуют тяжести твоего зла? Отчего же они больше любят того, кто их ласкает? Всю жизнь помнят любовь и ласки того, кто их любил и жалел в юности? Если они злы, то не ты ли причиной этому. Это твой грех, твое беззаконие? Вспомни, как ты вступала в супружество? Как вела себя? Быть может, ты без молитвы, без страха Божия или даже пьяная зачинала их и рождала так, что они могут сказать на суде Божием: «и во гресех роди мя, мати моя»50. Не ты же ли обязана их воспитывать в благочестии и страхе Божием? Но ты водишь ли их в церковь? Обучаешь ли их закону Божию? Учишь ли Богу молиться? Приучаешь ли к смирению, послушанию и к другим добродетелям? Или родила да и бросила их без попечения? Кто же тебя на старость будет кормить? Кто будет за тебя Богу молиться, когда ты умрешь? Кто подаст за тебя милостыню? Кто предаст христианскому погребению? Не станут ли дети на суде Божием пред лицем твоим и не скажут ли: «ты причиной, мать наша, тому, что мы были в жизни несчастные и грешные? Ты нас проклинала, озлобляла, не учила нас Богу молиться, а учила нас воровать, лгать и лихословить. Ты иногда обращалась с нами хуже, нежели как львица обращается с своими щенками, ты нам не желала ни временного благополучия в жизни, ни вечного спасения. О, несчастная мать! теперь и ты, и мы подвержены за то вечному проклятию Божию и навеки погибнем».

О матери! вразумитесь этим и не злословьте детей ваших, не браните и не проклинайте их, и покайтесь в злобе вашего сердца. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle