Источник

26. Поучение в Великую Субботу

«Ныне суд миру сему». (Ин. 12:31)

Когда люди совершили неправедный суд над Сыном Божиим и умертвили Его, тогда начался и суд Божий над человеками грешниками. Когда Сын Божий пострадал на кресте и умер, с того времени начался и суд Божий над миром лукавым и грешным, который кончится и совершится тогда, когда Сын Божий явится на облаках небесных с силой и славой многой. Кого же Он судить будет? Во-первых, язычников за то, что они, будучи сотворены Богом, не жили по своему разуму и совести, а поступали по действию своих страстей и почитали не Бога-Творца своего, а бездушных идолов. Во-вторых, иудеев, которые, получив чрез Моисея заповеди Божии, не исполняли их и не приняли обещанного им Искупителя мира, но распяли Его на кресте по своему ослеплению, неверию и жестокосердию. Наконец, самый тяжкий суд Божий будет над нами, христианами, ибо между нами водятся грехи и язычников, и иудеев, и наши собственные грехи. Согрешая против совести и разума, мы имеем своих идолов, которых называем своим Богом: красоту женскую, чрево свое, мамону. Мы виновны во грехах иудеев, ибо не исполняем десяти заповедей Божиих. Хотя мы и называемся христианами, однако заповедей Христовых, в Евангелии написанных, мы не исполняем, жизни Его не подражаем и тысячекратно Его своими грехами распинаем. При том мы должны Богу, и за то мы вновь рождены в Крещении не для временной только, но и для вечной жизни, и за искупление наше, и за все благодатные дары Духа Святого. Нет! мы далеко виновнее и преступнее самих язычников и иудеев, ибо мы клятвопреступники пред Богом, мы давали клятву при крещении быть Ему верными, мы отрицались диавола и всех дел его и сочетавались Христу, и эту клятву запечатлевали Духом Божиим в миропомазании и кровию Господа в причащении. Однако мы нарушаем свою клятву и не исполняем свои обеты. Что, если бы родной сын твой, обещавшийся тебе быть верным до смерти, продал бы тебя врагам твоим на смерть? А мы, согрешая, продаем Бога-Творца своего и Искупителя своего врагам Его страстям, как бы иудеям, миру сему, Каиафе, диаволу сему, Пилату. Поэтому наш грех так велик, как Сын Божий велик. Нам надлежало бы за этот тяжкий грех, за клятвопреступление против Бога, или однажды и навеки умереть, или каждую минуту умирать в продолжение всей вечности. Но душа наша никогда не может уничтожиться, умереть навеки, и вот в наказание наше остается безконечный и вечный ряд смертей во аде. Но, о пребесконечная благость Божия! Ты даровала нам еще одно средство спастись от погибели – спасительное покаяние. Эта одна благонадежная вервь остается в руках наших для нашего спасения – покаяние истинное, совершенное и полное покаяние. Но, увы! и после покаяния, опять согрешая, мы тотчас вновь навлекаем на себя еще тягчайший суд Божий, увеличиваем гнев Божий и муки большие уготовляем... Боже! грехи наши были так тяжки, что для того, чтобы поднять их, уничтожить их, нужно было Тебе, Сыне Божий, снизойти на землю, тяжко пострадать и умереть на кресте и быть положену во гробе?... А мы не бережемся грехов, не каемся, не оставляем беззаконий, не боимся лютой смерти и вечной геенны! Что нас ожидает? какой суд хочешь сотворить Ты над нами, Сыне Божий? Какими муками накажешь нас!?...

Ныне суд миру сему. Нет! Только начало суда. Страшный суд еще будет, на этом суде и решится вечная участь наша. «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем!». Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle