Источник

73. В день Св. Христова Николая

Празднуя преславный день св. Христова Николая, вспомним христиане его великие добродетели. Между нищими стоял св. Николай, и Господь возвел его в чин архиерея, потому что Бог видит и знает добродетели людей, а св. Христов Николай ночи проводил в молитве. Он стяжал смирением высокая и нищетою богатая, как воспевает св. Церковь. Значит, кто смиряется, тот будет возвышен и прославлен Богом. Кто нищенствует, того Бог обогатит, и притом неземными, а небесными сокровищами. Итак, если хочешь спастись, смиряйся, смиряйся пред всеми, молчи, считай себя непотребнейшим и грешнейшим человеком, и Господь прославит тебя если не на земле, то непременно на небе. У смиренного и походка смиренна, и речь смиренна, и взоры смиренны, и дела смиренны. «Как твое имя?» – спросил архиерей между нищими стоящего Николая. «Николай называюсь раб святыни твоея Владыко», – отвечал Николай. Какое кроткое и смиренное слово слышится здесь! Не сказал: «я Николай!» Нет! «Я раб святыни твоея, Владыко, раб непотребный, недостойный говорить с тобою». За такое-то смирение св. Николай был избран Богом в архиереи. Кроме смирения, св. Николай отличался любовью к нищим. Один богач купил ему одеяло, св. Николай продал его, а деньги раздал нищим. Богач поскорбел, выкупил одеяло и отослал его святителю обратно. «Не знаю, – сказал святитель, – кто из нас скорее утомится: ты ли выкупать оное или я продавать и деньги раздавать нищим». Словом: все свое имущество св. Христов Николай раздавал нищим. Таково было нищелюбие Николая. А мы любим только гордиться пред ближними своим богатством и постоянно ведем речь о богатстве и о богачах. Один имеет большой дом или два дома, другой – две пары волов, несколько коров, множество овец, третий – большое имущество, – говорят люди. А имеет ли богач какие добродетели, не спрашивают. Вспомните, христиане, как св. Николай бросил ночью три узелка денег в окно тому человеку, который хотел продать своих дочерей на грех. А мы многих ли голодных накормили? Многих ли отклонили от порока? Знаем ли мы, чем питаются многие бедные люди и ближе всего наши соседи? Даем ли мы свою скотину бедняку, чтобы он выорал ниву? Помогаем ли ему косить сено, жать хлеб, возить снопы? Отдаем ли рубашку нагому и доску для гроба покойнику? Впрочем, зачем спрашивать о добрых делах, когда грехи идут по пятам нашим? Что говорить о смирении, если гордость украшает нас? Что говорить о духовной нищете, когда мы живем для одного любостяжания? А что сказать о нашей нетрезвой жизни? Она убивает и жизнь нашу, и разум, и совесть. Сколько добра нам делает Господь, столько и еще больше мы делаем зла. Господи! когда выведется между нами пьянство, этот гнев Божий, бич Божий? «Ни один пьяница не наследует Царствия Небесного», – сказал апостол. «Огонь течет в жилах пьяницы, пустите кровь из пьяницы, – сказал один мудрец, – и она сгорит в тарелке синим огнем». Не потому ли водка называется кровью сатаны? Гибнут люди от этого огненного напитка, совершенно заглушают свою совесть и низвергаются в ад.

Святителю Христов Отче Николае! Ты у Бога вблизи живешь и на землю призираешь, и видишь наше горе. Умоли Бога, чтобы пьяницы покаялись и одумались. Св. Христов Отче Николае! Моли Бога о нас, грешных. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle