Источник

16. О бунте в Одессе

«Посмотри», говорит бес другому бесу: «вот идут дорогою два друга и как любезно разговаривают, посмотри, как я их поссорю», пишется в житии преподобного Нифонта; – подошел бес к ним, что-то на ухо им обоим шепнул – смотришь ни с сего ни с того начали друзья крупно говорить, потом ссориться, а потом драться, Так зачинается спор, драка и буйство между иными супругами, между соседами и соседками, между семействами, между обществами, между целыми городами и царствами.

Слышали или читали ли вы, что делается в Одессе, откуда прибывают к нам по морю пароходы и разные суда? Слышали? Так и кажется, что „в лесу дрова рубают, а за лес щепки летают». Во Франции идет страшное побоище, как мы об этом уже говорили, да и много уже об этом писано в журналах; во Франции революция, а в Одессе подобие ее – отголосок; потому что драка началась между одним греком и между одним евреем, – а между тем уже подняли бунт тысячи с той и другой стороны: несколько домов разрушено, несколько лавок и магазинов разграблено и побито людей довольно. Уже ружья и сабли военных команд не в силах удержать всеобщий мятеж, драку, бунт; нужно показывать пушки, – и какой конец будет этому бунту – Бог весть! Услышите брани и слышание бранем, но не ужасайтеся: подобает бо всем сим быти27. А ведь бунт хуже пожару, хуже эпидемической болезни; ибо после пожара люди остаются, а после болезни дома остаются – в бунте же и революции – все разрушается, уничтожается. Видите, христиане, что значит свобода и своеволие и самоуправство. Как будто у нас уже нет начальства, законов и наказаний. О, благодарим Тебя, царь небесный, и тебя, царь земной, что у нас и то и другое имеется! Дал свободу царь, так умейте ею пользоваться; отменено телесное наказание, так помните, что оно опять может быть введено; а для упорных есть виселицы, расстреливание, каторга, которая хуже всякого наказания. Вот вам и свобода, вот вам и питейные и развратные дома; вот и учение земное, – дает свободу вашим детям, вашим женам, вашим страстям – смотрите, чтобы это не заставило вас раскаиваться. Что ж, если эти щепки разлетятся по всей России, от чего да сохранит нас Господь Бог, тогда опять запылают города, как пылали во время Польской революции: услышати имате брани28. Умоляю вас, братия, именем Иисуса Христа: учите детей страху Божию, не дозволяйте ходить в театр, в клуб; не дозволяйте сыновьям курение и пьянство, дочерям распущение власов и чудовищные наряды; водите их в церковь, да в больницы, да в темницы; – постарайтесь об закрытии множества пьянственных и распутных домов; а то, ей-ей, гнев Божий посетит и наш город; наказание Божие легко постигнет нас и неожиданно. Возвратите вы любовь друг к другу, не работайте в праздники Божии, ходите в церковь с вашими детьми, не давайте им волю таскаться по улицам и садам, особенно в ночное время; ищите вы лучше вечного спасения в любви к Богу и ближним, в милосердии к бедным, – отрыньте роскошь и грабление ближнего. Будьте вы кротки и сострадательны к несчастным, имейте страх Божий, думайте о смерти, и молитесь, ежедневно молитесь о мире всего мира, дабы диавол не возмутил землю, как возмутил небо. Боже! сохрани нас, защити нас от всякого зла. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle