Источник

191. О любви ко врагам

«Любите, враги ваша». (Мф. 5:44)

Слово Божие говорит нам: любите, враги ваши. Что это значит? Это означает следующее: не мсти своему врагу, своему обидчику, не ходи к мировому, не судись со врагом, напротив, ходатайствуй пред законом и судьями, чтоб его простили, умоляй Бога, чтоб его пощадил и помиловал. Это дело Божие. В таком pазе душа твоя будет покойна. А если ты потребуешь суда на врага своего и этим отмстишь ему, то сердце твое никогда не успокоится, ибо обида рождает обиду, мщение платится мщением. Не проси Бога, чтобы Он за тебя наказал врага. Бог тебя не послушает, а когда простишь врагу, тогда Сам Бог его накажет, если признает это для него полезным. Наказание то полезно, которое исправляет человека, а не то, которое его губит. Мы все враги Божии, но Бог долготерпелив к нам, желая, чтобы мы исправились, а не погибли. Что тебе пользы из того, если враг твой будет наказан? Побои его не уврачуют тебя, уврачует их лекарь, убытки твои восполнит Бог, от которого посылается всякий дар. Твое кровное не пойдет в пользу твоего грабителя. Ты имеешь право требовать чрез суд твою собственность: проси защиты у закона. Но истинно благочестивый человек никогда не просит защиты у человеков, а ожидает оной от Бога. Он все Богу предоставляет: и благополучие, и несчастье. Быть может, Сам Бог допустил наносить тебе обиды для твоего исправления ради креста, для страданий, всегда полезных для человека. Не лежит твое сердце ко врагу твоему, молись за него Богу, молись, что бы его Господь вразумил и исправил. В таком случае ты поступишь как истинный христианин. Какого нужно большого наказания врагу, как угрызения его совести? Правда, что она на время может быть заглушена, но на время придет время, когда враг твой захочет себе скорее смерти, нежели угрызения совести. Если ты не можешь его так любить, чтобы за зло платить добром, то по крайности не плати ему злом, иначе своими обидами ты совершенно его успокоишь. Тот великий человек, который за все обиды платит добром и даже любовью. Таков был Господь наш Иисус Христос, который даже на кресте молился за врагов своих, говоря: «прости им, Отче, ибо они сами не знают, что делают». В самом деле: если в Предвечном Совете положено Христу умереть за род человеческий, то чем виноваты те, которые при распятии исполняли волю Триединого Бога? О! Если бы они в этом находили для себя пищу, если бы им приятно было ругаться над Распинаемым и говорить: «если Ты Сын Божий, то сниди со креста». В таком разе гнев Божий мог поразить и поразил бы их лютой смертью, ибо ругаться над добродетелью приятно только одному диаволу.

Господи! Научи нас не мстить, но любить всех врагов наших. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle