Источник

190. О святости воли Божией в добре и в зле

Часто случается видеть, как мать поддерживает маленькое дитя, когда оно начинает ходить, чтобы оно не упало и не разбилось. Но иное дитя по упорству и по самонадеянности вырывается из рук матери, смотришь – падает, то нос разобьет, то руку зашибет и затем плачет. Так точно и Бог с нами поступает, пока мы держимся Его заповедей, поступаем по св. Его воле, до тех пор нам все идет хорошо и благополучно в жизни. Но когда выходишь из повиновения воле Божией, придаешься своеволию, тогда Бог попускает нам впадать в многоразличные злострадания. Поэтому во всяком деле спрашивай: «есть ли на это воля Божия»? Старайся узнать: «приятно ли то или другое Богу»? Но многие не хотят знать волю Божию и поступают часто по своей воле. Бог, который дорожит свободой человека, попускает им идти туда, куда кто хочет, делать то, что он сам вздумает. И человек, как своевольное дитя, впадает то в ту, то в другую беду. Не воля Божия на то, чтобы ты пьянствовал, на то твоя воля, это тебе угодно, а не Богу. Не по воле Божией ты предаешься разврату, но Бог не удерживает тебя. Делай то, что ты сам хочешь, и за то вкусишь горькие плоды своеволия. Нет воли Божией на то, чтобы ты гордился, обирал ближнего, завидовал, лихословил. Ты сам предаешься этим грехам, но узнаешь, после, какой горький конец постигнет тебя. Да говорю вам, что во всяком добром деле есть воля Божия, во всяком худом деле – воля диавола и попущение Божие. О, если б мы совершенно отказались от своеволия, отвергли бы властвование над нами страстей, мы были бы счастливейшие! Диавол просил Бога дозволения искушать Иова. Бог ему дозволил, и он подверг его тело многоразличным болезням и страданиям. Только души праведника Господь не велел касаться. Правда, что при поражении тела Иова и душа его болезненно страдала, но это для нее было весьма спасительно. Имение, скот, детей, самое тело Иова, снедаемое червями, – все поразил диавол или истребил, но все это Бог возвратил Иову, имение возвратил, детей дал новорожденных, и здоровье ему возвратил. Но если бы душу отдал диаволу, тогда уже душа навеки погибла бы. И теперь, когда Бог попускает впасть человеку в несчастье, бедствие, злострадание, то это допускает для измождения плоти, для сокрушения грубого тела. Не хочешь идти путем покаяния, смирения, самоотвержения – иди себе путем порока, греха и беззакония. Диавол измучит, поразит тебя, как Иова, всякими потерями, болезнями и несчастьями, но души твоей Бог не отдаст в руки диаволу, ибо Он за нее пострадал. Когда же ты сам добровольно отдашь душу свою диаволу, в отчаянии или в отпадении от Бога, отдашь по своему желанию, по договору с диаволом, за пьянство, за любовницу, за деньги, и в этом дашь ему расписку своей кровью, как некоторые это делают, или скажешь диаволу: «возьми мою душу, а дай мне денег», тогда диавол будет иметь власть взять твою душу себе и уже никогда тебе ее не возвратит, она навеки будет тогда его рабой здесь и во аде. Последний грех – грех тяжкий. Но, христианин, не отчаивайся: если ты покаешься, если обратишься к Царице Небесной с просьбой о помощи, поплачешь горько пред Нею, как Феофил и Елладия раб, тогда Она и душу твою, и расписку твою из рук диавола вырвет. Ей на то от Бога, Сына Ее, дана власть, чтобы ходатайствовать пред Богом за всех грешников кающихся, чтобы души их не погибли, но спаслись. Итак, без воли Божией нет для нас ни добра, ни худа. Без добра, напротив, и добро спасительно, и зло благодетельно, если все делается по соизволению и попущению Божию.

Господи! Да будет с нами святая воля Твоя. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle