Источник

46. Поучение на 5-й день св. Пасхи

Если вы уверены в воскресении Христа и радуетесь этому, как радовались святые апостолы, увидевши Господа воскресшего; то желательно знать: уверены ли вы и совершенно ли вы убеждены в том, что и вы воскреснете? Ибо для полной и совершенной радости необходима в том и другом уверенность; иначе человек не может иметь полной радости. – «Господь умер и воскрес, и все Апостолы видели Его воскресшим; но воскресну ли я? – Воскреснут ли все человеки?» – может каждый спрашивать. Христос умер и воскрес, а нам еще предстоит умереть; – но воскреснем ли мы? – Очевидно, что если бы Господь не воскрес, то и мы не воскресли бы; но почему Ему необходимо было прежде умереть, а потом воскреснуть? – Разве Он и без смерти своей не мог воскресить всех нас, как воскресил Лазаря и других? Мог, как всемогущий Бог; но не мог бы умертвить самой смерти: а это столько же было необходимо, сколько необходимо было самое воскресение. Для этого необходимо было Ему принять тело человеческое и душу человеческую. Смерть имела власть не над Божеством Его, но над человечеством. Кто родил смерть? – Грех. Кто родил грех? – Диавол. Кто вложил грех в человека? – Диавол. Вот почему самому Богу надлежало сделаться человеком, принять плоть человеческую, взять самый грех на себя; чтоб уничтожить и грех, и смерть и диавола. Человек – сам собою – не мог победить сих врагов; один Бог мог это сделать. Вот Сын Божий, приняв на себя грехи всего мира – принял и наказание наше на себя; а когда принял наказание, то смерть и бросилась на Него, как на грешного человека, тогда, когда Он не имел на себе собственных грехов; бросилась, как на грешного человека, тогда, когда Он Богочеловек, в плоти человека – был Бог, под видом раба был Царь Небесный. Вот смерть и бросилась на сего человека со всею лютостью, не зная, что Он Бог; но во утробе смерти оказался не человек, но Бог, который тотчас растерзал ее утробу, соделал ее бессильною так, что не только Его самого, но и никого более другого из человеков не могла она удерживать в своей власти, и всех дотоле умерших выпустила из рук своих. Таким образом Богочеловек отнял у смерти всякую власть, всякую силу, – не только смерть умертвил своею смертию, но и царство ада разрушил; ибо когда низошёл во ад, куда поступали все мертвецы; то ад ужаснулся, увидевши в глубинах своих Бога – и скорее поторопился отдать всех своих мертвецов, от сотворения мира умиравших, кроме тех, которые сами пожелали там остаться. – Вот почему нам теперь не должно бояться ни смерти, ни ада.

Скажете: «хорошо – да ведь Христос был Бог; а мы человеки», – но Он был и Бог и человек: ведь вы принимаете кого, когда вкушаете Плоть и Кровь Сына Божия? – Не того ли самого Бога и человека, который убил смерть и разрушил ад? А если в нашем теле Тот, который убил смерть и разрушил ад, то можно ли нам бояться смерти и ада? – Нет! Мы только можем спрашивать с Пророком: «смерть – где твое жало; ад – где твоя победа» (Ос.13:14)? – Воскрес Христос, – умертвил и смерть, и ад и они не имеют над нами власти; ибо в теле нашем и душе живёт, и будет жить бессмертный Христос Бог, – Тот, который убил смерть, и разрушил ад. Только бы нам не умереть со грехом. – Вот чего мы должны бояться; ибо грех – один грех удаляет от нас Сына Божия и дает власть смерти и силу аду над нами. Если мы станем изгонять от себя Христа, и возлюбим более грех, нежели Христа; тогда смерть вторая – вечная возымеет над нами власть, и ад объявить на нас свои права. Ад будет иметь право сказать Богу: «такой-то и такой грешник более любит меня, нежели Тебя – Боже»! Так наше воскресение и победа над смертию и адом зависит не только от Бога, но и от нашего желания. Хочешь по смерти воскреснуть – возлюби Бога и добродетель более, нежели диавола и грехи. Господь воскрес, – воскресит и нас всех – о! Если бы только для вечного блаженства, а не для вечной погибели. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с.

Комментарии для сайта Cackle