Источник

189. О терпении в злостраданиях

«То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя». (Пс. 118:50)

Братия! И царь Давид, и опыт показывает, что ничем столько не смиряется душа, как бедствиями, злостраданиями, оскорблениями со стороны ближних, болезнями, обидами всякого рода. Бог попускает врагу нашему искушать нас всячески, как Иова искушал, но он не замечает, что мы извлекаем из наших несчастий величайшую пользу. Мы смиряемся, мы терпим, мы чрез то возлагаем надежду на Бога. Правда, что у нас никогда не достает терпения, а это великое несчастье. Если нет у тебя терпения, если ты от непрерывных злостраданий готов броситься в пропасть, в воду, в огонь, чтобы прекратить свою жизнь, это значит, что у тебя недостает терпения. Это значит, что у тебя нет истинного смирения, что у тебя душа наполнена гордостью. «Как смеет огорчать, озлоблять, обижать меня мой враг?! Я не могу перенесть этого». Если ты так будешь думать и говорить, то действительно, тебе трудно переносить злострадания, трудно терпеть. Два способа усматриваю для побеждения своего горя. Когда ты злостраждешь, то говори сам себе: «такое несчастье я заслужил от Бога. Этого еще для меня мало по грехам моим. Нет! Буду переносить все, чтобы со мной ни случилось, лишь бы Господь простил мне все мои грехи». Не замечаешь ли, что в те самые дни, когда ты злостраждешь, ты склоняешь себя к греху, совершаешь преступление если не против ближнего, то против себя. Подумай, чист ли ты, праведен ли ты, свободен ли ты о т греха? Нет! смиряйся лучше пред Богом, смотри на будущее, а не на настоящее. Проси у Него злостраданий и бедствий и терпи. Он милостиво наказывает, но не губит человека до конца.

Пророк Давид указывает на другое средство к смирению и перенесению несчастий – это Слово Божие: «то мя утеши во смирении моем, яко слово Твое, живи мя». В самом деле: источник жизни душевной – огонь сердца нашего, камень непоколебимости нашего духа. Это слово Божие. Чтобы ты ни подумал, чтобы ты ни пожелал, на что бы ни решился, ищи руководства на все это в Слове Божием, и ты найдешь утешение, ибо в нем разрешаются все наши жизненные вопросы: там найдешь опору для себя, жизнь, свет, отраду, там найдешь утешение, там найдешь Бога, Творца Своего: Слово Твое, живи мя. Истинная жизнь духа нашего, ума нашего, сердца нашего в Слове Божием. Кто говорит к нам в Слове Божием, в Евангелии? Сам Бог. А с кем отраднее беседовать, как не с Богом, Творцом Своим. К чему ты людям пересказываешь о своем горе? У них свои бедствия и злострадания. Каждому дан свой крест для спасения, талант для возделания, каждому даются свои искушения, свои злострадания. Неужели ты думаешь, что есть на свете люди, не имеющие никакого горя? Это разве люди, забытые Богом. Нет у тебя горя, значит, забыл тебя Бог, ибо если бы Он имел о тебе попечение, то ты непременно страдал бы. Ты смотришь на миролюбцев, которые, по-видимому, благополучно живут. Да, благополучная жизнь есть самая злосчастная жизнь, ибо там бездна грехов. Христос шел крестным путем и нам оставил правило, пример, образ. «Да последуем стопам Его»208. Помимо пути узкого крестного, тернистого, безотрадного, все другие пути стропотны и ведут человека в пагубу. Если ты при бедности и злострадании не чист от грехов, то благополучно живущий непременно грешный человек. Не по Христу живет тот, кто на земле благополучен, кто на земле живет по духу мира и плоти. Господи! Даруй нам смирение и терпение в настоящей жизни. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle