Источник

192. О том, что надобно дорожить свободой

Христиане! Человек – свободная тварь, он волен поступать так, как хочет. Поэтому дорожи свободой своей, христианин. Благодари Бога, что Он даровал тебе эту способность, эту силу, эту пружину. Ибо ни одна тварь на земле не имеет свободы, кроме тебя: всякий зверь, всякая птица имеет некоторое подобие разума и сердца, но души не имеет и свободы не имеет. Скажешь: «как я имею свободу, если делаюсь рабом пьянства, разврата, сребролюбия и других страстей»? Ты сотворен свободным, но ты добровольно отдаешь себя под рабство страстей. Тысячи есть людей на свете, которые не делаются рабами страстей, потому что не хотят быть рабами. Ты возьми во внимание только двух человек разных состояний, богатого и бедного, и рассмотри, кто из них больший раб страстей? Очевидно, что бедняк свободнее богатого: бедняк не обременяет свое чрево яствами многоразличными и напитками. Не плачут у него в доме от того, что портной не так пошил модную одежду, что кучер нехорошо почистил лошадь, что повар не вкусно сварил пищу, что лакей не так прибрал комнаты, что приятель не пришел поздравить с именинами, что доктор не предписал лекарство любимому псу, что любимую птичку в клетке не накормили: многие заботы, заботы пустые обременяют свободу богатого человека, а бедняк ничего этого не знает. Я не говорю о том, что он не имеет никакой страсти, он имеет какую-нибудь страсть, да еще не одну, но ему легче бороться со своей страстью, потому что она не имеет в нем такой богатой для себя пищи. Напротив, у богатого страсти с каждым почти днем умножаются, а бедняк по причине бедности господствует над своими страстями, хотя борьба со страстями до самой смерти продолжается, искушения до гроба не оставляют человека. Но ты свободен, ты можешь побороть и побеждать страсть. В этом состоит твоя честь, твоя похвала от Бога. Человек для того и живет на земле, чтобы вести войну против своих врагов и врагов Божиих, против плоти, мира и диавола. Ты мне указываешь на свою бедность, на скорби, на несчастья. И то, и другое, и третье или сами люди выдумывают, или не разумеют величайшей от того пользы. Чем больше кого любит Бог, тем больше старается очистить его душу, сердце и совесть бедностью, скорбями и несчастьями. Ты только терпи, смиряйся, благодари Бога и предай себя совершенно в волю Божию. Бог знает, чем и как очистить человека от нечистот греховных. А очищать необходимо, ибо ты знаешь, что ты грешником был и будешь до самой смерти. Но это еще не беда, лишь бы ты был грешник кающийся, а не отчаянный. К отчаянию ведет пьянство, роскошь, разврат, сребролюбие и другие смертные грехи. Чем проще человек, чем беднее, тем он свободнее, тем он счастливее, тем легче он может переносить невзгоду жизни, скорби, несчастья, болезни, потери. Богатый выдумывает себе несчастья, а бедняк и сущее горе хладнокровно переносит. Был ли ты когда в деревне? Случалось ли видеть тебе больного земледельца, или его жену, или его дитя? Где-нибудь под домом или под копной сена лежит больной, и никто на него внимания не обращает. Не видишь ты там ни врача, ни лекарств, ни суеты, ни слез, ни смятения, как это бывает у богатых. Простой человек здоров, так здоров, а болен, так болен. Простой человек всецело отдал себя в волю Божию: ест, что подают ему, пьет одну воду, дожидает конца своего выздоровления. Человек все может победить при помощи Божией, только бы слушался Бога, избегал искушений и соблазнов. Ты, только христианин, знай одного Бога и держись Его одного, исполняй заповеди Божии, при помощи Божией переплывешь море житейское.

Господи! Помоги нам. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle