Источник

Поучение в неделю Мытаря и Фарисея

Вот шли путем спасения два человека: один, по-видимому, ни чем не грешен: милостыню щедрую подавал, пост строгий соблюдал, часто Богу молился; другой, кажется, не имел никаких добродетелей: пост не соблюдал, праздников не знал, милостыню никогда не подавал – и, кроме того, был грабитель всем известный. – Первый был Фарисей, последний – Мытарь. – Фарисеи были люди набожные; Мытари – безбожные грабители ближних, – сборщики податей. Все выгоды на своей стороне имели Фарисей: похвалы от людей, и видимое право на милость Божию. – Мытарь видел от людей одно презрение.– Тем не менее, Фарисей отошел в дом свой осужденным от Бога, а Мытарь оправданным. – Что преступное пред глазами Божиими было в действиях Фарисея? – и чем оправдан Мытарь? – Фарисея погубили гордость и осуждение ближнего, Мытарь же оправдался смирением. – Неужели, спросите, Фарисей не знал, что ангел за гордость свергнут был с неба, и на веки потерял небесный рай? Неужели не знал, что и прародители наши за ту же гордость потеряли земной рай, поверив змею, что они, по вкушению от запрещенного плода, будут, яко бози? – Фарисею были известны эти примеры..., но что его ослепило? – гордость, соединенная с осуждением ближнего. – Пост, милостыня и молитва – великую имеют цену пред очами Божиими; но только тогда, когда они совершаются при глубоком смирении; иначе это будут только фальшивые монеты, искусственные цветы, не имеющие запаха. – Гордость – самые величайшие добродетели человека – помрачает, унижает, оскверняет, порочит. – Посмотрите: чем и как сам Бог искупает и оплачивает гордость прародителей наших? – Глубоким смирением, уничижением и кротостью; принимает на себя образ раба, умывает ноги и своим ученикам и самому предателю Иуде, – и делается послушным Отцу небесному даже до смерти – смерти же крестной; трости надломленной не переломил, льпа дымящегося не потушил, – был смиреннее и кротче всех сынов человеческих. – Когда Мытарь пришел в церковь Божию, то – или поражен был представлением величия Божия, или тяжестью своих грехов и страхом ада, или благодать Божия коснулась его сердца, – мытарь стал около порога храма Божия, и, не дерзая очей своих возвести на небо, начал бить себя в грудь, – стал плакать, рыдать, вопиять, – и это глубокое смирение открыло ему двери в рай. – Не гордись и ты Христианин, своими молитвами, милостынями и постом. Христос желает видеть в тебе сокрушенное и смиренное, сердце, кроткий дух, и, хотя бы ты был и великий грешник – смирение, одно смирение тебя и спасет, если ты к этому бросишь навсегда твои тяжкие грехи. – Не бойся, – хотя бы ты стоял уже над пропастью ада, хотя бы ты был в самом отчаянном положении, хотя бы был презрен всем миром, – смирись только пред Богом, оплакивай грех свой тайно и явно, не стыдись людей, – попроси у Бога слез и умиления, – и ты получишь спасение. Смирение великие крылья придает грешнику, твердую лестницу поставляет к небесам; а гордость низводит душу в глубину ада. – Хотя бы ты ангельские имел добродетели; хотя бы ты обладал всею земною мудростью; хотя бы ты, будучи богат, весь мир застроил храмами Божиими и богадельнями; но если ты не смиришься, не убьешь в себе сего древнего змея – гордость, – то ты не получишь спасения.

«Господи! даждь ми мысль благу. Господи, даждь ми слезы, и память смертную и умиление. Господи, даждь ми помысел исповедания грехов моих. Господи, даждь ми смирение и кротость, и всели в мя корень благих страх Твой в сердце мое!» – Аминь.


Источник: Поучения настоятеля Архангело-Михайловской г. Таганрога церкви свящ. Василия Бандакова. - 2-е изд., испр. - Таганрог : тип. П.С. Муссури, 1875. – 65, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle