Источник

ЧТО БОГ ОТКРЫЛ О СЕБЕ ЛЮДЯМ

О, Ты, пространством безконечный,

Живой в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в Трех Лицах Божества!

Дух, всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все Собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем: Бог.

Г. Державин, ода «Бог»

Как-то ученый и священник отец Павел Флоренский спросил свою кухарку, простую, необразованную женщину: «Что такое солнце?» Она посмотрела на него с недоумением: «Солнце? Ну, так посмотрите, что такое солнышко». Отец Павел остался доволен ответом. Действительно, есть вещи, которые невозможно объяснить, их можно только увидеть.

И когда мы высказываем что-либо о Боге, необходимо помнить, что Творец бесконечно превосходит все земное. Он – Всевышний, поэтому наши слова и понятия не могут быть в полноте приложимы к Нему.

Но Бог Сам показал, явил Себя людям. Именно поэтому человек способен выражать свои представления о Нем. О Боге мы знаем то, что Он Сам о Себе открыл.

Господь познается в тех Его свойствах, в которых Он проявил Себя в тварном мире. Многие из свойств Божиих в Священном Писании означаются под определенными именами. Давайте обратим на это внимание.

Господь и Владыка

«Я – Господь, это – Мое имя», – так сказал Он Сам через «ветхозаветного евангелиста» пророка Исайю (VIII век до P. X.). К Богу обращаются, именуя Его Господом и Владыкой, признавая таким образом Его верховное господство над Вселенной.

В Священном Писании вы встретите и другие имена: Эл – Бог Крепкий; Элогим – Исполненный сил; Саваоф, то есть Господь небесных воинств; Адонай – верховный Господь, Владыка над всем; Господь (ангельских) сил; Господь веков; Царь славы; Царь царствующих и Господь господствующих. Бог обладает абсолютным, верховным владычеством над всем существующим.

Но не есть ли это ущемление прав человека? А не ущемляются ли права ребенка, когда он подчиняется родителям? Господство Божие над людьми подобно нежной, внимательной заботе отца о своих детях.

Он также именуется Вседержителем, потому что все содержит в Своей благодатной власти, премудро руководит происходящим и поддерживает порядок во Вселенной.

Бог есть Личность

«Я верю в Бога как в Личность», – говорил Альберт Эйнштейн. И все, чье сердце коснулось веры, ощущают самой душой, что Бог есть Живая Личность.

Вы согласитесь, что личное бытие – это высшее бытие. Только личность способна к самым возвышенным чувствам и действиям: любить, общаться, заботиться. Личность – самое глубокое и сокровенное явление во всем, что существует. А что не является личностью, то несовершенно и несамостоятельно. Так, самая низшая форма неличного бытия есть холодный камень.

Во всей полноте личен только Бог. Как Личность, Он свободно действует и знает, что и как совершать. Блаженный Августин, встретив в своей жизни эту Высшую Личность, воскликнул: «Господи! Ты коснулся словом Твоим сердца моего, и оно возлюбило Тебя».

Благодаря именно тому, что Бог – Личность, люди имеют драгоценную возможность обращаться к Нему в молитве на «Ты». Будучи Личностью, Всевышний открывается человеку как Небесный Отец, Который любит, видит и заботится о нем.

Самобытный

Возможно ли указать какую-то причину для существования Бога?

Но нет и не было ничего прежде Бога!

Творец мира безначален.

Если все находящееся во Вселенной не самобытно и когда-то получило начало, то Господь по Своему бытию ни от кого не зависим, в Нем Самом сосредоточено всецелое, самостоятельное, первичное бытие, которое не начиналось и не прекратится.

Себя Собою составляя,

Собою из Себя сияя,

Ты Свет, откуда свет истек.

Создавый все единым Словом,

В твореньи простираясь новом,

Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!

Г. Державин, ода «Бог

Поэтому вы не ошибетесь, когда скажете: Бог есть Источник жизни и бытия.

Древний пророк Моисей (XIII век до Р. X.) однажды увидел куст, который был охвачен огнем и не сгорал (Исх. 3:1–4). И вдруг Сам Бог обратился из этого пламени к пророку. «Я есмь Сущий», – сказал Он Моисею. «Сущий» (по евр. «Ягве») – значит Существующий, Имеющий бытие, Тот, Кто есть.

Только Бог существует самым полным и совершенным образом. Бытие Божие превосходит бытие всего существующего, как и живой человек превосходит свое отражение в зеркале. Весь бесконечный, сложный мир зависит от Создателя. Все обладает существованием только по причастию к Божию дару жизни.

Самобытность Всевышнего в смысле «Я есмь» означает не просто факт Его существования. Это самая суть, смысл всего бытия вообще, живое присутствие Господа рядом с каждым из нас.

Без Бога все будет мертво. Именно Он, как самобытная Жизнь, оживляет вокруг Себя все.

Бестелесный

Без Бога все будет мертво. Именно Он, как самобытная Жизнь, оживляет вокруг Себя все.

А можно ли сказать, что Бог имеет в Себе что-то такое, из чего состоит наш видимый, вещественный мир?

– Но Он есть Дух высочайший, чистейший, совершеннейший.

Всевышний чужд всякой телесности, материальности. Поэтому неуместно представлять себе Бога в человеческом образе. И нельзя увидеть Его телесными глазами. Господь не может быть измерен, Его невозможно ни с чем сопоставить или сравнить.

Но почему, спросите вы, в Священном Писании иногда говорится, что Бог, например, ходит в Раю, смотрит, слышит, отворачивает лицо, восседает на престоле и тому подобное?

Все антропоморфные (человекоо́бразные) выражения в отношении Бога употребляются не в буквальном, а в символическом смысле. Они приспособлены к уровню нашего сознания, которое не может понять Божественное и невещественное без соответствующих вещественных символов и образов.

Как верно замечает святой Иоанн Дамаскин (VIII век), дивный поэт и богослов, автор «Точного изложения православной веры»: «Все то, что телесным образом сказано о Боге, имеет некоторый сокровенный смысл».

Под телесными образами кроется смысл духовных свойств и действий Бога. Так, хождение Бога в Раю означает наиболее благодатное Его там присутствие. Восседание на престоле есть образ верховной власти и всемогущества Господа. Обращение на что-либо взора Божия означает Его всеведение и действие Промысла Божия. Слышание Им кого-либо есть принятие молитвы верующего. Отвращение же Его лица значит отъятие спасительной благодати от грешников.

Часто человек для выражения своего опыта познания Бога как Живого Существа прибегал к земным словам и образам.

Вечный и бессмертный

Вам известно, что все существующее в мире имеет как начало, так и конец. Мир быстротечен, он зависит от времени. А Творец? – Он вне времени, не зависит от него.

Бог вечен и бессмертен, потому что Бог есть всегда. Всевышний не имеет начала, не имеет и конца. «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог», – пел в псалмах своих пророк и царь Давид (Псал. 89:3).

Некий царь часто размышлял о вечности и не мог понять ее. Ему сообщили о мальчике-пастухе, который может давать разумные ответы на вопросы. Царь позвал мальчика и спросил:

– Скажи мне, как долго продолжается один миг в вечности?

Мальчик подумал и ответил:

– В одной стране есть гора из чистого алмаза. Она имеет семь верст в ширину, семь в длину и семь в высоту. К этой горе один раз через каждые сто лет прилетает маленькая птичка и точит о нее свой крохотный клюв. Когда птичка источит своим клювом всю эту гору, тогда и пройдет один миг в вечности.

Не правда ли, этот миг очень долог?

Что же такое вечность Всевышнего? – Это не сумма каких-то промежутков времени или мигов времени, а одно постоянно и неизменно пребывающее настоящее. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день», – сказано в Священном Писании (2Пет. 3:8).

Но, будучи над временем, Бог действует и во времени. Он проявляет Свое присутствие в истории людей. При этом события истории нисколько не довлеют над Ним, но Сам Он премудро направляет все к определенной цели.

Всесовершенный и неизменяемый

Нуждается ли Господь в возрастании, укреплении Самого Себя, процессе самосовершенствования и самопознания? – Но Он есть Само Высшее Совершенство.

Бог не испытывает в чем-либо недостатка, в Нем нет никакой перемены. «Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6), – сказал Он о Самом Себе. Ведь всякое изменение связано либо с усовершенствованием, либо с деградацией уже существующего. Возможно ли подобное во Всесовершенном Боге?

«Божество не подлежит превратностям и изменениям, – писал святой Григорий Нисский (IV век по P. X.), – так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы преложиться (измениться)». Если в окружающем мире вы видите, что все постоянно растет, стареет, уничтожается, одно сменяет другое, то Бог всегда одинаковый и постоянный. Он не стареет, но Какой был всегда, Такой есть теперь и Таким останется навеки.

Однако неизменяемость в Боге не есть неподвижность или замкнутость в Себе, о Нем нельзя думать как о застывшем абсолюте. Бог – сама Жизнь, которую не описать с помощью человеческих понятий «покоя» и «движения». И эта Жизнь проявляется вовне. Лучи Божественной Жизни согревают все существующее во Вселенной.

Всемогущий

Некогда в Дании царствовал король Канут, которого называли «великим владыкой морей». Однажды он стоял на морском берегу, окруженный своими приближенными. Они превозносили могущество короля, говорили, что для него нет ничего невозможного, ибо он всемогущ.

Тогда король попросил поставить кресло на краю скалы и сел. Между тем поднялся ветер и волны стали с шумом набегать на берег.

– Не смей подходить ко мне, море! – грозно крикнул Канут. – Ведь оно должно исполнить мою волю? – спросил он придворных, которые молча поклонились в знак согласия.

– Так подойдите ко мне ближе, друзья.

Они подошли. Буря разыгрывалась все сильнее. Придворных разбирал страх. А король будто ничего не замечал. Но вот одна волна так сильно ударилась о берег, что окатила всех водой. Придворные закричали и отскочили назад.

– Как вы можете, стоя подле меня, бояться моря? – спросил король. – Разве не сами вы сказали, что я – повелитель морей и ветров?

Придворные молчали.

– Я – ваш король, – сказал тогда Канут. А затем, указав рукой к небу, добавил: – А там ваш Бог... Если бы Канут был на самом деле повелителем моря, тогда оно повиновалось бы ему. Есть только единый Истинный Бог, Который всемогущ и Которому повинуются и ветры, и моря, и люди, и все Им созданное.

Сила Создателя беспредельна. Бог всемогущ и полностью свободен в Своих желаниях и решениях. Ничто постороннее не может удержать или стеснить действия Божии. Весь видимый мир – Его творение. «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс. 32:9). Одно лишь желание Бога о мире стало действенной, всемогущей силой, творящей бытие.

Всемогущество Божие проявляется в Его заботе о каждой, даже самой мельчайшей частице Вселенной. Господь управляет стихиями, подает Вселенной устойчивость. «В Его руке душа всего живущего» (Иов. 12:10), и без попечения Всевышнего Бога немедленно истребилась бы жизнь, все в мире потеряло бы гармоничность и стройность.

Вместе с тем Божественное всемогущество не есть произвол. Поэтому будет бессмыслен вопрос: может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять? Словно в ответ на подобный вопрос преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Божество все, что хочет, – может, но не все, что может, – хочет». Господь – не только Всемогущество, но еще и Мудрость. Он всегда действует в согласии с разумностью, целесообразностью Своих действий.

Но если Бог всемогущ, почему он терпит зло?

Существует такая притча. Однажды люди собрались вместе и, выйдя в поле, бросили вызов Богу: «Если Ты, Бог, есть, то почему в мире царит жестокость, происходят грабежи, насилия, убийства, войны?» И вдруг Бог Сам обратился к ним: «А вам это не нравится?» – «Нет, конечно», – ответили они. «Тогда зачем вы грабите, насилуете, убиваете, воюете?»... Вопрос о несправедливостях среди людей обращен в первую очередь к самим людям.

Человек – это удивительное и одновременно странное существо, которое порой делает все для разрушения добра и при этом бросает упрек Богу: «А почему много зла?» Неужели Господь должен принять функции гипнотизера и подавлять в человеке проявление его воли? Да, тогда никто не смог бы совершать дурное, но, вместе, не смог бы и добровольно любить, творить добро, побеждать в себе злое. Тогда человек превратился бы в бездушную машину.

– Бог даровал человеку свободу и ищет добровольного стремления к правде и добру. Свободная воля – это великий и, одновременно, страшный дар. Свободная воля есть отличительная черта человека, она – и огромная ответственность.

Нам дана полная власть: или следовать дарованному Богом добру, или же уклоняться от него. Именно от этого зависит вечная участь человека.

Но часто даже зло Господь обращает во благо человеку. Об этом повествует следующий случай из жизни, записанный протоиереем Вячеславом Тулуповым.

Перед Великой Отечественной войной Николай Васильевич работал в Сергиевом Посаде на оптико-механическом заводе.

Однажды он зашел в одно из заводских помещений и увидел на стене портрет Сталина в рамке с разбитым стеклом. Николай Васильевич сказал находившимся там сослуживцам:

– Надо Сталина снять, заменить стекло и снова повесить.

Вскоре грянула война. Будучи по военной специальности танкистом, Николай Васильевич готовился к отправке на фронт. Однако ему было не суждено оказаться на войне. Его арестовали непосредственно в военкомате. Николаю Васильевичу предъявили обвинение в том, что он якобы публично убеждал своих коллег по работе убить Сталина. Это обвинение строилось на доносе двух работников завода. Следователь цитировал, не называя имен доносчиков, заявление, в котором они писали, что Николай Васильевич призывал снять Сталина с должности и повесить. Обвиняемый оправдывался. Он доказывал, что имел в виду портрет Сталина, а не самого вождя. Однако чекисты никаких оправданий слушать не хотели и требовали от Николая Васильевича только чистосердечного признания в подготовке покушения на Сталина. Признание же в подобном преступлении в те времена было равнозначно подписи под смертным приговором. Как известно, чекисты славились умением выбивать из людей необходимые им признания. Измученный жестокими допросами, Николай Васильевич в конце концов согласился оклеветать самого себя. Однако, перед тем как поставить свою подпись под признанием, он выдвинул требование.

– Я подпишу себе смертный приговор, – сказал Николай Васильевич следователю, – только в присутствии доносчиков.

Сначала ему ответили, что это условие невыполнимо. Не в правилах органов госбезопасности представлять обвиняемым своих осведомителей. Однако Николай Васильевич твердо стоял на своем, и чекисты были вынуждены согласиться. Им очень хотелось побыстрей рапортовать начальству об успешно раскрытом заговоре против товарища Сталина. К тому же чекисты решили, что Николая Васильевича после признания им своей вины незамедлительно расстреляют, и у него не будет никакой возможности изобличить доносчиков. Увидев клеветников, Николай Васильевич был потрясен. С этими двумя мужчинами он долгое время работал бок о бок, считал их людьми порядочными, и между ними не было никаких серьезных конфликтов. За что же они обрекли его на смерть?

– В вашем присутствии я подписываю себе смертный приговор, – сказал он доносчикам. – На земле мы с вами больше не увидимся, но на том свете я с вами буду судиться перед Богом.

Многие месяцы Николай Васильевич провел в камере смертников. Перед его глазами прошла вереница жертв красного террора. Все новых и новых людей бросали в камеру, потом их уводили на расстрел, а о нем – словно забыли. Николай Васильевич, внук протоиерея, служившего в Тамбовской губернии, находил силы только в молитве к Богу. И Господь сохранил ему жизнь. Вместо расстрела Николая Васильевича отправили на Крайний Север обустраивать теперь столь знаменитые норильские рудники. Правда, тогда это было почти равноценно смертной казни. Из всего многотысячного этапа в живых остался только один Николай Васильевич. В советских концлагерях и в ссылке он провел семнадцать лет и был амнистирован лишь после смерти Сталина. Вернувшись из заключения в Сергиев Посад, Николай Васильевич направился вставать на учет в органы госбезопасности. Чекист, взглянув на его документы, удивился:

– Это вы – Николай Васильевич Самошкин? Мы вас долго искали. Где вы скрывались?

– В документах написано, где я скрывался. А зачем вы меня искали? Расстрелять? – в свою очередь поинтересовался бывший заключенный.

Чекист нахмурился и ничего не ответил. Видимо, по Промыслу Божиему во времена массовых репрессий в конвейере смерти произошел маленький сбой, благодаря которому Николай Васильевич и остался жив. Устраиваться на работу он пошел на родной завод, где в отделе кадров попросил:

– Направьте меня в любой цех, только не в тот, где работают оклеветавшие меня люди.

– Не имеем права, – отрезал кадровик. – С какого рабочего места вас несправедливо репрессировали, на то вы и должны вернуться.

Николай Васильевич до ареста имел очень крутой нрав и в свое время спуска никому не давал. Узнав о его возвращении, клеветники не на шутку перепугались. Однако при встрече с ними Николай Васильевич их успокоил:

– Не бойтесь, я вас простил.

Несмотря на полученное прощение, клеветники после возвращения Николая Васильевича не задержались на земле надолго. Их поразило одно и то же заболевание – рак. Неизлечимая болезнь страшно изуродовала нос, губы и язык. Смерть настигла их почти одновременно. Николай Васильевич же пережил не только Сталина и своих клеветников, но и, как тогда казалось, несокрушимую советскую власть. Я познакомился с ним в девяностом году теперь уже прошлого столетия. Помню, как Николай Васильевич пришел помогать восстанавливать храм Архангела Михаила, возвращенный Церкви. Невысокий, крепкий, с седой окладистой бородой, он так лихо тесал топором бревна, что, наблюдая за ним со стороны, трудно поверить в его преклонный восьмидесятилетний возраст. Что там брёвна! Для его светлой головы и умелых рук в строительстве не было никаких непосильных задач. Почти каждый день Николай Васильевич был в храме, молился. Читая в алтаре его помянник об усопших, я недоумевал, что за странное имя «Васюган» вписал в свой синодик Николай Васильевич? Как-то раз я спросил его об этом.

– Когда меня бросили в камеру смертников, – рассказал Николай Васильевич, – я был одет очень легко. Каменное помещение не отапливалось, а за решеткой – зима. Зачем на приговоренных к смерти тратить тепло? Ну, думаю, скоро я замерзну насмерть. Сначала сидел в камере один, а затем привели второго заключенного. Не прошло и суток, как он помер. Лег на нары, поднес ко рту ломоть черного хлеба, тюремную пайку, да так с куском в зубах и преставился. Я было бросился звать охранников да остановился. Думаю: дай-ка прежде что-нибудь из одежды у него позаимствую. Конечно, нехорошо с покойника снимать вещи. Однако ему они уже все равно не нужны, а меня от смерти могут спасти. Смотрю – у покойного под брюками еще двое штанов. Я их на себя надел. В общем, сначала утеплился, а потом уж и охранников позвал. Сидеть мне в этой камере пришлось долго. Если б не одежда покойного, я бы наверняка погиб от холода. Он сам умер, а меня от смерти спас. Как его звали – забыл. Помню только, что он был родом из селения под названием Васюган. Я это название в помянник и записал, чтобы не забывать молиться об упокоении души моего благодетеля. Ведь Бог знает его настоящее имя. «Конечно, знает, – подумалось мне. – Вот ведь повезло уроженцу Васюган: уже пятьдесят лет от всего сердца за него молится почти неизвестный ему при жизни человек!» Только приблизившись к девяностолетнему рубежу своей жизни, Николай Васильевич стал заметно физически слабеть. Однако и сейчас, в свои девяносто три года, он редко пропускает богослужения в храме.

Вездеприсутствующий

Один человек, желая испытать веру своего родственника мальчика, спросил: «Если ты скажешь мне, где находится Бог, то я сделаю тебе прекрасный подарок». Мальчик, не задумываясь, ответил: «А я сделал бы вам два подарка, если б вы сказали мне, где Его нет!»

Творец всегда, во всякое время находится везде. От Него никто не сможет укрыться. Потому что нет такого места в мире, где бы Бога не было.

В священной книге Псалтири есть вдохновенные, красивые слова: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Псал. 138:7–10).

И верно будет сказать, что Бог существует вне категорий пространства, не зависит от мерок материального мира. При этом Он присутствует на каждом месте не какой-то Своей «частью», но Сам целиком и полностью.

Как же это возможно? А посмотрите на солнечный свет: он, освещая и согревая землю, не сливается ни с чем из находящегося на земле. Так Бог не сливается с тем, в чем, присутствует. По учению святого Иоанна Дамаскина, «Божество проникает все, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто».

Святитель Афанасий Александрийский (IV век), богослов и исповедник Православия, писал: «Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему Собственному естеству».

Как мы уже говорили, сущность Господа запредельна миру. Она не подлежит восприятию. Однако Бог пребывает во всем Своими благодатными, животворными силами – энергиями. Так, Он присутствует в каждом атоме этого мира, на небе и на земле, в людях как праведных, так и грешных. Только воспринимается теми и другими по-разному.

Всеведущий

Каждый человек постоянно чему-то учится, непрестанно узнает что-то новое. Но возможно ли знать буквально все, что существует или происходит в мире? Может ли кто-то одновременно все слышать и видеть, знать и настоящее, и прошлое, и будущее?

Только Бог! Он один знает все, что было, есть и будет. Только Он во всякое время видит и слышит все. «Все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4:13), – говорит апостол Павел в послании к евреям.

Господь Иисус Христос Всевышний знает каждого из нас, причем лучше, чем мы сами себя знаем. Он видит не только, что мы делаем и говорим, но даже, что думаем и чего желаем. "Господи! – восклицает Давид, – Ты разумеешь помышления мои издали... и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:1–4). Бог видит каждый шаг человека, проникает в самую глубину его сердца.

Вам известна трагическая судьба декабриста К.Ф. Рылеева. За участие в организации восстания 14 декабря 1825 года его приговорили к смертной казни. А знаете ли, что когда он, будучи еще младенцем, сильно заболел, мать молилась Богу о его выздоровлении и ей было видение? Она увидела, что произойдет, если сын выздоровеет: как он становится взрослым, участвует в незаконных собраниях, проходивших в табачном дыму за закрытыми дверями, а затем – площадь, эшафот, смерть.

– Все равно исцели, Господи, лишь бы жил, – молилась она.

Очнувшись от сна, мать увидела, что сын выздоровел. Потом все пошло, как было открыто в видении. И когда она увидела эшафот, то вспомнила минувшее откровение, упала на колени пред Богом и произнесла:

– Прав Ты, Господи!

Господь прекрасно знает судьбу каждого. Бог – вне времени, будущее для Него как настоящее, поэтому Он видит, что мы сами для себя в жизни изберем: лучшее или худшее. Но это не значит, что Он предопределил нас к такому жизненному выбору. Упомянутый Рылеев перед смертью принес глубокое покаяние, часто призывал священника для исповеди, Причащения и просто для беседы. Он просил свою жену во всем слушаться священника.

«Бог все предвидит, но не все предопределяет, – пишет святой Иоанн Дамаскин. – Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти (наши поступки), но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силой к добродетели».

Божественное предвидение человеческих поступков не ограничивает нашу свободу. Ведь и свобода нашего ближнего не нарушается тем, что мы видим его поступки. Вечная жизнь открыта для всех, но не все возлюбят добро и отвергнут зло.

Премудрость

Святой Антоний Великий в девятнадцать лет ушел в пустыню, посвятив всего себя молитве Богу. Он не учился грамоте, но знал наизусть Священное Писание. Как свидетельствовали современники, преподобный Антоний был удивительно мудр. Его мудрость была – дар Божий за чистоту души.

Однажды к Антонию пришли два языческих философа, желая посмеяться над ним. Святой догадался, что это за люди, и, встретив их, спросил:

– Почему столько беспокоитесь вы, философы, для человека несмысленного?

Когда же они ответили, что не считают его несмысленным, а напротив – весьма умным, то он продолжил:

– Если шли вы к человеку несмысленному, то напрасен труд ваш. А если почитаете меня разумным, то будьте, каков я, потому что хорошему должно подражать, а я – христианин.

Изумленные философы удалились.

По свидетельству Священного Писания, в Боге «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Господь Бог есть Сама Высшая Мудрость. Он – Источник истинного разума, лишь в Боге – осмысленность, разумность всего существующего. Без Бога не было бы не только мудрости, но и вообще какого-либо смысла жизни. Лишь Он один, как Творец всего, в полноте знает смысл и цель всего существующего.

Господь премудро управляет Вселенной, заботится о жизни каждого человека, постоянно направляет нашу судьбу к возможности выбрать лучшее, вечное, доброе. Весь видимый мир свидетельствует о мудрости Божией, так что, по слову святого Василия Великого, «одна травка или одна былинка достаточна занять всю мысль твою рассмотрением искусства, с каким она произведена».

Мудрость земная часто основана на искаженном, рассудочном знании, она неспособна вполне удовлетворить человека. Земная мудрость не познает истину. Лишь Господь Бог, по слову пророка Даниила, «дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан. 2:21).

В другой раз к святому Антонию пришли также философы, желавшие осмеять его в том, что он не учился грамоте. Антоний спросил их:

– Как скажете: что первоначальнее – ум или письмена? И что чему причиною: ум ли письменам или письмена уму?

Когда же они ответили: ум первоначальнее, и он изобретатель письмен, то Антоний сказал:

– Поэтому, в ком здравый ум, тому не нужны письмена.

Ушли удивленными и эти философы.

Настоящие мудрость и разум не являются естественными способностями человека, но даруются достойным душам, которые искренно ищут Бога. Таковым Господь подает «сердце разумное, чтобы... различать, что добро и что зло» (3Цар. 3:9).

Святость

Встречались ли вам люди со светлой, отзывчивой, искренней душой? Не правда ли, от общения с ними сердце согревается удивительным теплом. Но все, что существует в людях светлого и доброго, не есть только навык самого человека. Мы не можем придумать и доставить своей душе качества, к которым бы она не была предназначена свыше. Добро проявляется в нас лишь по причастию к Источнику Святости – Богу.

Господь именуется Святостью, Святыней, Освящением, Благостью, потому что в Нем заключается вся полнота добра и святости. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» – так, согласно видению пророка Исаии, восклицали Ангелы, окружая престол Божий (Ис. 6:3). Святость – это не просто отсутствие зла, а высшая духовная чистота, сияние вечного Божественного света. Поэтому близки друг другу понятия «свят» и «свет».

Один лишь Господь Бог свят по естеству, по Своей природе. Он – Источник святости для всего существующего, и все становится свято по приобщению Богу. Свято все, что исходит от Бога или служит Ему: свято имя Его, слово и закон Его, святы храмы Его и люди, которые близки Ему.

Помните, кого мы называем святыми? Тех, кто стал причастником Божественных благодати и освящения.

«Святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш», – сказал Он Сам (Лев. 19:2, 20:26).

Некоторый человек, у которого болел желудок, узнал про минеральный целебный источник. Он набрал оттуда воды и в это же время принес из церкви воды освященной. Обе бутылки стояли рядом. Через месяц лечебная вода испортилась, а освященная стояла еще около года, пока человек ее всю не выпил. Когда у него заболел зуб, он выпил святой воды. Боль утихла, но потом появилась вновь. Так он пил святую воду, а иногда брал в рот освященное масло, и зубная боль то утихала, то возобновлялась. Каково же было удивление человека, когда он вдруг обнаружил, что у него совершенно исцелился желудок, о чем он даже не смел просить Бога. Описавший этот случай Владимир Губанов заключил: «Очевидно, не сама вода исцеляет, даже и освященная на Крещение Господне, а исцеляет Господь, дающий благодать воде или маслу. Не сама вода сохраняет себя, а благодать Духа Святого. Господь Сам сохраняет Свою святыню и через нее исцеляет нас, – а когда и как исцелит, это знает только Он, Бог».

Верность

Наверняка в вашей жизни случалось, что вас подводил ваш друг. Человек не всегда способен понять другого и помочь ему. Но есть Тот, Кто не подведет никого, никогда и нигде.

Один современный работник таможни, Василий, служил в Морфлоте. Как-то их часть оказалась на берегу. Они испытывали батисферу – большой, металлический, пустотелый шар, который опускался глубоко в воду, не имея связи с берегом и без подачи воздуха. К этому времени Василий и его друг со свойственным молодости легкомыслием выпили спиртное и полезли отсыпаться в батисферу. Никто этого не знал. Их закрыли крышкой, завинтили все гайки и опустили на глубину.

Там они проснулись. Воздуха все меньше, кругом вода, полная тьма. Сами они – полусонные, полуживые. Что делать?

Василий вспомнил вдруг, что когда его призывали в армию, мать сказала: «Вася, когда будет тебе плохо там, помяни Господа...» – «Да ладно тебе», – ответил он. Только теперь понял Василий, что один Бог может спасти их от гибели. Всею душою он взмолился:

– Господи, прости меня, помоги, спаси отсюда!

В это время командир воинской части сидел в кабинете на берегу. Он вдруг ясно услышал голос:

– Поднять из воды – там люди!

Тут же командир отдал по телефону приказ поднять батисферу. Приказ выполнили. Когда отвинтили гайки, открыли крышку – увидели, что там два человека.

– Ребята, вы живы?

– Живы, – ответили они, – Бог спас!

Ветхозаветному пророку Исаии, а в его лице и всем людям, Господь сказал: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15).

Если верность человека часто слабеет, то Сам Бог верен человеку всегда и везде. Его помощь подобна прочнейшей скале, о которую разбиваются волны скорбей и напастей.

Праведность

Господь Бог верен и в высшей степени праведен. В этом мире человек часто обманывается, поддается лжи или сам бывает несправедлив в отношении ближнего. А Господь – сама Правда. К Богу не приблизится никто из приверженцев зла, Его Царство наследуют лишь верные правде.

Будучи Правдой, Он не оставляет зло безнаказанным. Так, одна женщина увлекалась колдовством, наговаривала, нашептывала, наводила порчу. А потом, вопреки ее желанию, с ней случилось следующее. Если она видела на ком-нибудь болячку, чирей, лишай и т. п., то все это скоро переходило на нее саму.

«Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс. 118:137), – возвещает пророк Давид. Существует суд Божий. Подобно тому, как отец, видя чрезмерные шалости сына, вразумляет его небольшим, но ощутимым наказанием, так и Всевышний для спасения человека нередко наказывает его за зло.

Вместе с тем не стоит думать, что встречающееся неприятности – всегда наказание Божие. Господь желает человеку только добра, а люди часто поступают вопреки собственному благополучию.

Одному мальчику мама как-то сказала зимой, что на морозе нельзя прикасаться языком к дверной железной ручке. Только мама отвернулась, мальчик тут же лизнул.

Последствия ясны... Виновата ли мама, что запрещала прикасаться к железной ручке? Нет, просто существуют законы природы, которые нарушать не стоит.

Прыжок с пятого этажа влечет серьезные травмы – наказание ли это Божие в буквальном смысле? Так и нарушение духовных законов, то есть грех, влечет неприятности и скорби.

Святой Василий Блаженный (XVI век), праведность которого поражала даже Ивана Грозного, не имел жилья и ходил по Москве в жалком рубище, едва прикрывавшем тело. Однажды зимой некий богатый вельможа пригласил святого к себе в гости. Стоял лютый мороз, и боярин просил Василия принять в дар лисью шубу: «Искренним сердцем молю тебя, прими в знак любви моей». Святой согласился: «Пусть так, и я люблю тебя». Когда Василий шел в шубе по улицам Москвы, то недобрые люди решили завладеть его шубой. Один из них лег на дороге и притворился мертвым, а товарищи стали просить святого дать им, что-нибудь на погребение бедняка. Василий тут же отдал им шубу. Когда же святой отошел, то обманщики с ужасом обнаружили, что товарищ их действительно мёртв.

Так правда Божия наказала неправедность людей.

Вспомните человека, который бы любил вас более всего на свете, который бы не чаял в вас души. Это может быть мать, отец, любимая, любимый. Их любовь к вам – все для вас: свет, тепло, жизнь. Но никто из них не любит вас так, как Бог.

«Если бы у нас кто спросил, что мы чествуем и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим Любовь» (святитель Григорий Богослов).

На земле нет ни одного человека, который бы не погрешал. И если бы Бог был только Высшей Правдой по человеческим меркам, тогда никто из нас не имел бы возможности существовать. По своей жизни мы заслуживаем самых тягчайших наказаний. Однако Господь терпит человека, и терпит именно потому, что Он есть Любовь. Благодаря единственно любви Божией люди наделены даром жизни и имеют возможность жить вечно.

Любовь Божия снисходит к нашим проступкам, скорбит о том, что мы сами себе причиняем вред, любовь Божия ожидает от нас добровольного к Себе обращения, и она же вразумляет нас полезными для нас наказаниями.

«Как огонь всегда горяч и всегда греет, как свет всегда свет и светит, как мед всегда сладок и услаждает, так Бог всегда и непрестанно благ и благотворит... От Него Одного всякое добро, какое есть и может быть, от Него происходят утешение, радость, веселие и блаженство», – говорил святитель Тихон Задонский (†1783).

Если вы искренно и чисто любите какого-нибудь человека, то полагаете в нем всю свою жизнь, ощущаете при общении с ним что-то родное, отрадное, близкое. А Господь любит нас безмерно больше, чем может один человек любить другого. Тепло и свет Его любви обращены к каждому из нас. И если человек ощущает одиночество и холод, то единственно потому, что отворачивается от Бога.

Прекрасно высказывается об этом святитель Иоанн Златоуст: «Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мы сами можем себя любить, потому что Он печется больше о нашем спасении, чем даже о Своей Собственной славе». В этом самая суть христианского благовестия. Любовь Божия безгранична.

А какова любовь человека к Богу?

В качестве краткого заключения

В качестве краткого заключения напомним, что употребление разных имен Божиих соответствует несовершенству человеческого ума. Мы неспособны выразить в одном понятии все Божественные свойства и действия. Однако имена Господа не являются домыслом. Они выражают то, что присуще Богу.

Божии свойства подобны солнечным лучам; и в каждом луче Своего Божества Господь реально присутствует. Всевышний обладает этими свойствами сразу, всегда и везде.

Мудро рассуждает об этом святитель Василий Великий: «Бог вмещает в Себя полноту всех качеств в их высочайшем и бесконечном виде. Нет ни одного имени, которое, обняв все естество Божие, было бы достаточно для Его выражения. Но многие разнообразные имена, взятые в их собственном значении, составляют понятие, хотя бы и темное и весьма бедное, сравнительно с целым, но для нас достаточное».

«О Ты, Который превыше всего! ибо, что иное позволено мне изречь о Тебе? Как воспеснословит Тебя слово? ибо Ты неизрекаем никаким словом. Как воззрит на Тебя ум? ибо Ты непостижим никаким умом. Ты един неизглаголан; потому что произвел все изрекаемое словом! Ты един неведом; потому что произвел все объемлемое мыслию. Тебе воздает честь все и одаренное и не одаренное разумом! К Тебе устремлены общие всех желания; о Тебе болезнуют все сердца; Тебе все воссылает моления; Тебе все, уразумевающее Твои мановения, изрекает безмолвное песнословие. Тобою единым все пребывает. К Тебе все в совокупности стремится. Ты конец всего, Ты един и все; Ты ни един, ни единое, ни все. О Всеименуемый! Как наименую Тебя, единого неименуемого? Да и какой небесный ум проникнет сквозь заоблачные покровы? Будь милосерд, о Ты, Который превыше всего! ибо что иное позволено мне изречь о Тебе?» (Святитель Григорий Богослов).

Какие имена и свойства Божии вам наиболее запомнились?

Почему люди способны рассуждать о том, что относится к Богу?

А зачем, на ваш взгляд, нам нужны подобные знания?

Способны ли наши определения выразить все Божии свойства и действия?


Источник: Сокровенный мир Православия / Валерий Духанин. - 4-е изд., испр. – Москва : Издательство Московской Патриархии, 2009. - 536 с.

Комментарии для сайта Cackle