Дополнение к главам “Православие и инославие”
С вступлением Папы Иоанна XXIII большие изменения произошли в Римо-Католической Церкви. Папа Иоанн созвал всех католических епископов на Собор (Второй Ватиканский Собор) с целью оживить Церковь и начать переговоры с представителями других христианских вероисповеданий. Но очень скоро весь мир сожалел о смерти этого папы, который обладал несомненной духовностью, может быть даже святостью.
Его преемник, папа Павел VI и Собор продолжили начатые работы, но пока что они не создали благоприятных условий, позволяющих надеяться на объединение всех христиан в недалеком 'будущем. Но надо признать, что шаг в этом направлении сделан.
Принцип соборности в церковном устройстве стал развиваться, так же как признание значения епископских функций в Церкви. Если это направление не заглохнет, оно может постепенно изменить римское понимание Папы, как абсолютного монарха, имеющего непосредственную и неограниченную власть над всею Церковью.
Многое зависит от того, каким образом в действительности будет организовано управление Римской Церковью, исходя из этих новых положений. Пока что нет места для больших надежд, тем более, что до сих пор не видно изменений в учении о папской непогрешимости.
Тем не менее, целый ряд других, хотя и менее важных изменений способствуют объединению. Например, таинство елеосвящения получило новое определение, которое не отличается от православного. Но что важнее – это большой психологический сдвиг в христианском мире. Искание единства стало долгом большинства верующих. Даже самые малые осознали это. И надо признать, что Римская Церковь теперь встала на передовые позиции этого движения.
Православная Церковь радуется усилию католической Церкви и протестантов возврата к истокам, способствующего единению христиан (ведь истоки у нас общие), и сама стремится более и более приблизиться к чистым истокам Предания.