В чем истинное Православие, и храним ли мы его?
«Но и аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал.1: 8).
«Еретика человека по первем и вторем наказании отрицайся» (Тит.3:10).
В первый воскресный день Великого поста наша Св. Православная Церковь радостно празднует «торжество Православия» – победу чистого и неизвращенного православного христианского учения над всеми его извращениями, отступлениями от него и заблуждениями – злочестивыми лжеучениями, ересями и расколами. Установлено это торжественное празднование еще в IX столетии – по поводу окончательного ниспровержения последней страшной ереси, колебавшей тогда Церковь, – ереси иконоборцев и восстановления иконопочитания, каковое событие произошло в 842 году по Р. Хр. в Византийской империи при Феодоре, «святой и блаженнейшей царице» и Патриархе Константинопольском св. Мефодии.
С тех пор и было принято Св. Церковью в этот первый воскресный день Великого поста после окончания часов или перед окончанием Божественной литургии совершать в кафедральных соборах особенный, весьма величественный и глубоко назидательный и умилительный «Чин Православия». Этот чин состоит из молебного пения об обращении к Истинной вере и Церкви всех отступников и заблудших, об утверждении во св. Православии верующих и провозглашении грозной «анафемы» (по ясно выраженной в 1Кор.16:22 заповеди св. апостола) всем упорствующим лжеучителям и отступникам, «вечной памяти» – всем почившим исповедникам и борцам за истинную веру и многолетия – всем здравствующим ревнителям и защитникам истинной веры и Церкви.
Какое значение имеет этот чин, и чем нам так дорого истинное Православие?
Чин этот и всегда имел, а в нынешние исключительно тяжкие для Св. Православия времена имеет сугубое по своей важности, чрезвычайное значение.
Ведь Православие (что мало кто в наше время знает и понимает) есть не что иное, как сохраненное во всей чистоте и неповрежденности подлинное учение Христово, изложенное св. апостолами в книгах Священного Писания, разъясненное и тщательно истолкованное их законными преемниками мужами апостольскими и святыми Отцами в Священном Предании, свято и неизменно хранимом только одной нашей Восточной Церковью, которая потому и доныне одна лишь, по всей справедливости, именуется «Церковью Православною».
Божественный Основатель Церкви Господь Иисус Христос сказал ясно и определенно: «...созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18). И этой Церкви, основанной Им в день Пятидесятницы через ниспослание Своим апостолам Всепросвещающего Духа Святого – «Духа Истины» (Ин.14:16–17), Который должен был «наставить их на всякую истину» (Ин.16:13), Господь вверил хранение Своей Божественной Истины, ради открытия коей людям, Он, по Его собственным словам, и пришел на землю (Ин.18:37).
Вот почему и св. апостол Павел в своем послании к поставленному им во епископы своему ученику Тимофею так торжественно и выразительно свидетельствует: «...церковь Бога жива – столп и утверждение истины» (1Тим.3:15).
Можно ли сомневаться в непреложности слов Христовых о том, что «врата адова», то есть все силы адские не одолеют Церкви?
Конечно, нет!
Но если так, то истинная Церковь Христова, Которая, само собой разумеется, едина, ибо Христос основал только одну Церковь, всегда существовала на земле и будет существовать до скончания века, ибо ей принадлежит утешительное обетование Христово: «Се, аз с вами есмь во вся дни до скончания века...» (Мф.28:20).
Могут ли быть какие-нибудь сомнения в том, какая это Церковь?
Для человека честного и здравомыслящего, с незатуманенным сознанием, знающего историю Христианской Церкви и чистое, неповрежденное христианское веро- и нравоучение, не может быть никаких сомнений в том, что эта единая истинная Церковь, основанная Христом Спасителем, есть та, которая свято и неизменно хранит преданную ей Христову Истину.
Там, где порвана преемственная духовно-благодатная связь со св. апостолами и их преемниками мужами апостольскими и святыми Отцами, где введены разные новшества в веро- и нравоучение с целью «идти в ногу с временем», «прогрессировать», не отставать от века и приспособляться к требованиям и моде мира сего, во зле лежащего, – там не может быть и речи об истинной Церкви.
«От мира несте, – сказал Господь Своим ученикам на Тайной Вечери, – но аз избрах вы от мира («изъял вас от мира», как толкуют эти слова св. Отцы), сего ради ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Эти слова Господа всегда необходимо помнить тем, кто желает сохранить свою верность истинной Церкви, истинная Церковь Христова всегда была, есть и будет не от мира сего, который, по словам возлюбленного ученика Христова св. Иоанна Богослова, «весь во зле лежит» (1Ин.5:19).
И как Учение Божественное, преданное на хранение Св. Церкви, неизменно, как неизменен и вечен Сам Бог, так и истинная Церковь Христова должна оставаться во всем неизменной.
Так называемая, по-ученому, «консервативность» есть один из самых главных и характернейших признаков истинной Церкви.
Истина нам дана однажды раз и навсегда, и весь труд наш должен быть обращен только на ее усвоение, а не на открытие ее. Единственное, что от нас требуется – это утверждаться в Истине и утверждать в ней других, всех приводя к истинной вере, или к Православию.
Но в наше время – страшно сказать! – уже в недрах самой нашей Православной Церкви и даже среди самой иерархии ее появились иные веяния, иные настроения, высказываемые весьма многими «популярными деятелями Православия».
Желая «идти в ногу с временем» и боясь прослыть недостаточно «культурными», «либеральными» и «прогрессивными», эти современные отступники от Православия как бы «стыдятся» исповедовать, что наша Св. Православная Церковь и есть та именно Церковь, Которая основана Господом Иисусом Христом, Которой принадлежит великое обетование, что врата адова не одолеют ее, и Которой вверена вся полнота Божественной Истины.
Они, по ложному, мнимому смирению, тем самым клевеща на Господа нашего и Спасителя, вместе с давно отпавшими от истинной Церкви людьми, соглашаются признать, что врата адова якобы одолели Церковь, что наша Св. Православная Церковь якобы тоже виновна в происшедшем между христианами разделении и «должна покаяться в своем грехе» и «воссоединиться», путем разных уступок, с другими «христианскими церквами», после чего только и будет будто бы вновь восстановлена Единая Христова Церковь.
Вот какова подлинная, неприкрытая идеология ставшего столь модным за последнее время так называемого «экуменического движения», вожди которого, с нашей православной стороны (увы, даже и иерархи!) лишь недавно стали так совсем откровенно высказываться, а ранее занимались бессовестным «пусканием пыли в глаза», заявляя, будто они входят в «экуменическое движение» с целью «свидетельствовать перед инославными истину св. Православия».
Теперь же, как это явствует из часто сообщаемых международной прессой их публичных выступлений, они (Бог весть, по каким побуждениям – едва ли всегда строго идейным!) становятся предателями этой святой истины.
В это «экуменическое движение», объединяемое так называемым «Мировым Советом Церквей» (по первоначалу организацией чисто протестантской), вошли в настоящее время почти все православные поместные церкви (кроме нашей Русской Зарубежной), и не только из так называемого «свободного мира» (тем самым перестав быть свободными!) но и из-за «железного занавеса», несмотря даже на то, что Московская советская Патриархия еще совсем так недавно хвалилась чистотой своего православия, высказав официально свое вполне отрицательное отношение к враждебному Православию «экуменическому движению».
Что же делать нам, оставшимся в одиночестве среди современного «православного мира»?
Не смущаться ничем этим, помня, что так и «надлежит сему быть» (Лк.21:9), что «отступление» предсказано со всею ясностью Словом Божиим (2Сол.2:3–12), что оно «попущено Богом», как писал об этом наблюдавший уже признаки его еще более 100 лет тому назад Святитель Игнатий (Брянчанинов), а затем и другой наш замечательный духовный наставник и провидец Святитель Феофан Вышенский, с горечью обличавший все более и более усиливавшееся Богоотступничество в современном ему русском обществе.
Мы не сильны и не властны остановить это Отступление, как подчеркивает это Святитель Игнатий: «Не покусись остановить его немощною рукою твоею...».
Но что же тогда делать?
«Устранись, охранись от него сам, и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его», – вот чему наставляет нас тот же Святитель Игнатий.
И разве не подлинным пророческим вдохновением, несомненным озарением свыше дышат его слова, написанные 100 с лишком лет тому назад и столь очевидно относящиеся к нашему времени: «Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят. Милосердный Господь да покроет остаток верующих в Него. Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее».
Вот мы, видимо, и дожили до этого «страшного и быстрого колебания здания Церкви»! Враг рода человеческого употребляет все усилия и все способы, чтобы ниспровергнуть его, пользуясь при этом широким содействием явных и тайных отступников от истинной веры и Церкви, в том числе и изменивших своему высокому призванию и присяге священнослужителей и даже возглавляющих некоторые отдельные церкви иерархов.
Поистине страшное время мы переживаем – время, какого никогда еще не было в истории христианства, в истории человечества! Время – почти всеобщего шатания! И это нас, поскольку мы желаем сохранить верность истинному Православию, ко многому обязывает.
Мы должны, как наставляет нас святитель Игнатий, устраниться, охранить себя от совершающегося столь быстрыми шагами в мире Отступления – оградить себя от тлетворного духа времени, чтобы избегнуть влияния его.
А для этого надо прежде всего понять и твердо помнить, что в нынешнее время уже не все то – действительно есть Православие, что носит на себе это святейшее и дражайшее имя – что есть теперь и лжеправославие, которого мы должны бояться и бегать, как огня.
Что истинное Православие есть только то, которое не принимает и не допускает ни в чем – ни в учении ни в практике церковной никаких новшеств, противных Слову Божию и постановлениям Вселенской Церкви.
Что истинное Православие не поблажает и не потакает современной моде – нравам и обычаям современного растленного мира, еще более, чем во времена апостольские, во зле лежащего, как мира богоотступнического.
Что истинное Православие помышляет только об угождении Богу и спасении душ, а не об устройстве временного земного благополучия, о карьере и земных выгодах и стяжаниях.
Что истинное Православие – духовно, а не душевно и плотяно и не привязано к земле – к земным чувствованиям и переживаниям.
Для того же, чтобы оградить себя от «духа времени» и соблюсти верность истинному Православию, мы должны, в первую очередь, всеми силами стремиться сами вести себя во всем безукоризненно: всем сердцем ревновать о строгом и неукоснительном исполнении заповедей Божиих и всех уставов, правил и постановлений Св. Церкви.
Вместе с тем мы не должны иметь никакого общения, а, в особенности, конечно, молитвенного и духовного со всеми современными отступниками от истинной веры и Церкви, со всеми развратителями нашей святой веры, лжеучителями и раскольниками, хотя бы некоторые из них и называли себя даже православными.
Пусть они идут своей дорогой, а мы пойдем своей. Но надо быть честными и последовательными – вести прямую линию, а не вилять туда и сюда, не угождать, боясь что-либо потерять, и нашим и вашим – не сидеть между двух стульев, ибо вести себя иначе – это значит, по выражению великого святителя Христовой Церкви св. Григория Богослова: «Приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным» (Творения, ч. I, стр. 192).
Хуже всего и губительнее всего это современное безразличие и беспринципность, называемые обыкновенно «широтой взглядов» и противопоставляемые строгой идейности, которая в современном мире совсем не в моде и клеймится обычно «позорной» кличкой «узости» и «фанатизма». С точки зрения этих современных умников, следовательно, и Святые Мученики, на крови которых утвердилась истинная Церковь Христова, и величайшие Святые Отцы Церкви, всю жизнь боровшиеся с еретиками, должны расцениваться не более как фанатики или люди, отличавшиеся узостью взглядов!
Господь да хранит нас от этого современного широкоглядства, которое точно так же, как и порицаемый Самим Господом «путь широкий и пространный», ведет прямо в геенну огненную! Но что им, этим современным «либералам» и «передовым людям» геенна огненная, когда они в существование ее не верят, хотя иные из них умеют очень высокопарно и самоуверенно «богословствовать», вернее – развязно разглагольствовать о «новых путях в православном богословии» и даже приобретают себе немало поклонников, всерьез почитающих их столпами современной, очищенной от «средневековой схоластики» православной богословской науки, высокими авторитетами в деле познания Православия?
Нам с такими «прогрессистами» – еще раз со всею решительностью повторим это – не по пути. Ибо их путь – это, в сущности, лукавый путь постепенного и не всем заметного (что и ужасно!) увода от Христа и Его истинной Церкви, путь отхода от подлинного Православия, путь, имеющий конечной целью всех нас, христиан, сделать «солью обуявшей». Это – страшный путь, хитроумно изобретенный врагом человеческого спасения диаволом, лжецом и человекоубийцей искони.
Для нас не может быть и не должно быть никакого иного нового пути, кроме старого и испытанного, прямого и честного пути, которым шли в течение вот уже почти двух тысяч лет все угодившие Богу истинные христиане.
Наш путь – это путь всецелой верности исконной, а не «модернизованной» Христовой вере и Церкви со всеми ее догматами и канонами, принятыми и утвержденными на Вселенских и Поместных Соборах, со всеми ее благочестивыми обычаями и традициями, – со всем тем подлинным духовным богатством, которое предали нам св. апостолы Христовы и великие Отцы Церкви, и которое получили мы в наследство от наших благочестивых отцов и дедов.
«Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!» (Чин Православия).
Сия вера и есть истинное Православие, в отличие от изобретенного врагом лжеправославия. Сей веры и будем твердо и неуклонно держаться, ею дорожить и ее свято хранить.