БОГОВОПЛОЩЕНИЕ
Когда у вас будут дети и вы увидите, что кто-то из них упал в грязь, то как вы поступите?
Поверьте, что уж своих-то детей вы будете любить. И даже если ребенку не избежать шлепка, все равно вы его поднимете и очистите. Точно так и грехи человечества – это грязь, в которую люди упали, но которая неспособна затмить собой милосердие Божие. Любовь Господа безгранична, и поэтому положение падшего человечества не может быть безысходным.
Каким же образом Создатель решил спасти людей? А какое событие положило начало новому летосчислению? – Рождество Христово. Для спасения человека Бог Сам стал человеком.
Рождение Пречистой
Минуло несколько тысячелетий со дня потери человеком Рая, прежде чем на земле совершилась тайна спасения. Среди всего человечества Господь избрал праведный род, ведший начало от Авраама. Именно в этом роде и должен был осуществиться замысел Божий. При этом послужить в полноте воле Господа мог только тот, кто был ближе всех к Богу. Таковой оказалась Пресвятая Дева Мария.
Ее родители – Иоаким и Анна – были бесплодны до преклонного возраста. В те далекие времена иудеи надеялись, что хотя бы в своих потомках они станут участниками царства Спасителя. Бесплодие считалось тяжким наказанием, а кто не имел детей, тот находился в глубоком презрении у окружающих.
Иоаким и Анна были праведны и много скорбели о собственном бесчадии. Но они верили Богу, много молились и обещали посвятить того, кто родится, именно Ему. Наконец Господь за терпение, надежду и любовь праведников подает им Дочь. По указанию ангела Ей было дано имя Мария, что значит «Госпожа».
Почему же была избрана Дева Мария?
«Отрок подобен доске в руках художника: что на ней нарисуют – доброе или худое, святое или грешное, ангела или демона, – то и останется», – говорил святитель Димитрии Ростовский (†1709). Иоаким и Анна увидели в ребенке бесценный Божий дар и с первых дней жизни Дочери воспитывали Ее по заповедям Господа. Когда Марии исполнилось три года, родители, согласно данному обещанию, отвели Ее в Иерусалимский храм. Там Ее встретил первосвященник Захария и ввел во Святая Святых. При храме Она помогала служителям алтаря, много молилась, читала Священное Писание, строго соблюдала пост.
Мария жила при храме около одиннадцати лет. Вы, конечно, не раз заходили в храм и могли почувствовать, что такие посещения доставляют душе удивительную легкость, отраду. Представьте, что человек много лет ежедневно бывает в храме – насколько чистой должна быть его душа! Мария выросла глубоко благочестивой и преданной Богу. Она дала обет не выходить замуж, то есть навсегда остаться девой, чтобы посвятить Свою жизнь только Богу.
Может быть, жизнь Святой Девы была схожа с жизнью других девственниц, находившихся при храме. Ведь о людях мы часто судим по их внешнему поведению, сердца их для нас в основном закрыты. Но одному святому, проникшему в глубь духовных созерцаний, было открыто Богом, что Пресвятая Дева никогда не согрешила даже мыслью.
Легко ли не согрешить мыслью? Человек не способен удержаться от греховного дела, от недоброго слова, тем более, от роя страстей в уме и сердце. И если кто-то таких грехов за собой не знает, то просто потому, что привык грешить и уже не замечает этого. А Пресвятая Дева искренно любила Бога и поэтому никогда не согрешила даже мыслью. В этом – причина Ее избрания.
Когда закончились дни служения Святой Девы при храме, Ее надлежало, по закону, выдать замуж. Но поскольку Мария дала обет девства, Она была обручена дальнему родственнику – восьмидесятилетнему старцу Иосифу. Он стал хранителем Ее девства.
После этого произошло величайшее событие священной истории.
Благовещение
За Свою близость к Богу сердцем Дева Мария сподобилась величайшей милости – носить Его во чреве и родить как человека.
Однажды, когда Святая Дева пребывала в богомыслии, Ей явился архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). Дева смутилась от таких слов, так как Сама в Своем сердце нисколько не выделяла Себя среди других людей. Она имела глубокое смирение, которое более всего приятно Богу в людях и которое приобщает человека благодати Божией, делает близким Ему.
– Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1:30), – продолжал ангел: – Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, ...и Царству Его не будет конца (Лк. 1:31–33).
Такова воля Всевышнего: Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, родится как человек и станет Спасителем (именно это значит имя Иисус) людей, чтобы навеки утвердить Царство Божие в душах человеческих.
Спаситель должен стать настоящим, реальным человеком. Однако Его Рождение будет сверхъестественным, безмужным, безгрешным, при освящении от Духа Святого. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35) – так было возвещено ангелом Деве.
По Своему человеческому естеству Родившийся Спаситель будет совершенно чист и непорочен.
«При зачатии Богочеловека, от человечества заимствована одна половина его – Дева; семя мужчины, обыкновенно оплодотворяющее утробу женщины, отвергнуто. Причина этого ясна. Род человеческий тотчас по сотворении первых человеков получил способность размножаться (Быт. 1:28). Эта способность осквернена грехом вместе с прочими способностями в самом корне своем – в праотцах; следовательно, она, производя людей, в самом обряде производства сообщает им греховный яд... Бог-Слово для принятия человечества (то есть для рождения в человеческом естестве. – Автор) заменил действие семени мужеского творческой силой Бога». Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Возвещая тайну рождения Спасителя, Господь не подавляет собственной воли Марии. От Нее требовалось добровольное согласие стать Матерью Того, Кто прольет Кровь за грехи людей. Со смирением Дева предает Себя в волю Божию: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:38).
Так человек являет согласие принять спасение от Бога. Доверие Небесному Отцу, некогда подорванное обольщением лукавого, вновь возрождается в человечестве. Тогда Господь и воспринимает наше естество, воплощаясь во чреве Девы.
«Как Ева, хотя имела мужа, но еще оставаясь девою, показала преслушание и чрез то причинила смерть как себе, так и всему роду человеческому: так Мария, быв обручена мужу, но пребывая Девою, явила послушание, и чрез то послужила спасению Своему и всего рода человеческого» (святой Ириней Лионский).
Благодатная – исполненная благодати Духа Святаго.
Ангельское приветствие Божией Матери
Святая Церковь прославляет Матерь Божию следующей архангельской молитвой-песнью:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
благословенна – прославлена или достойна прославления;
в женах – между женщинами;
плод чрева Твоего – Родившийся от Тебя;
яко – потому что, так как;
Спаса – Спасителя.
Молитва к Божией Матери неоднократно помогала людям в их жизни. Приведем два случая.
Девушка вышла замуж и скоро убедилась, что муж ее не только не любит, а прямо возненавидел. Он бил несчастную и даже стал грозиться убить. Она взмолилась Матери Божией. Вскоре муж увидел Пречистую Богородицу во сне. Она повелела ему не только прекратить издевательства, но и попросить у жены прощения, если не хочет быть наказанным. Муж, очнувшись и убоявшись, рассказал обо всем жене, просил у нее прощения и обещал исправиться. Помирившись, супруги жили в любви и согласии до конца своих дней.
Один юноша стеснялся покаяться в постыдных грехах. Однажды он услышал поучение о великой силе ангельского приветствия «Богородице Дево...» и стал возносить его Матери Божией. Помолившись усердно три дня, он почувствовал такое желание очистить душу от грехов, что не мог успокоиться, пока не открыл всего на исповеди и не получил полного во всем прощения.
Даже в совсем, казалось бы, трагичной ситуации Божия Матерь спасает душу человека.
В большом сибирском городе жила бедная вдова, чиновница. У нее было семеро детей. Жизнь так подорожала, что многострадальная женщина распродала все, что могла, но кормить детей стало уже совершенно нечем. Измученная мать с раздражением сказала: «У богатых вон дети умирают, а у меня ни один не умрет». Затем, обратясь к плачущей голодной дочке, крикнула: «Хоть бы тебе пропасть!» Девочка, горько рыдая, выбежала из комнаты. Не успела неумная мать кончить своей брани, как к ней прибежали с вестью, что дочь ее утонула. Мать истерзалась мыслью, что она прокляла свою девочку. Муки совести доводили ее до изнеможения. Но вот однажды она увидела во сне свою дочь веселой и радостной. Девочка сказала несчастной матери: «Не плачь, мама! Мне здесь очень, очень хорошо. Когда я стала тонуть, ко мне пришла Матерь Божия и, прижав меня к своей груди, унесла на Небо. Мне здесь очень, очень хорошо...» Бедная вдова утешилась, безумная тоска ее утихла, но мысль о том, что это она виновата в смерти кроткой своей девочки, все же так и не прошла.
Рождество Христово
Давайте опять вспомним сказку Ганса «Христиана Андерсена «Снежная Королева»: «Розы цвели все лето восхитительно. Девочка выучила псалом, в котором тоже говорилось о розах; девочка пела его мальчику, думая при этом о своих розах, и он подпевал ей:
Розы цветут... Красота, красота!
Скоро мы узрим Младенца Христа.
Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним, – им чудилось, что с него глядел на них Сам Младенец Христос».
Бог Сын рожден от Бога Отца до сотворения мира. Сам мир получил свое бытие через Сына. Теперь же Сын рождается от земной Матери. Он становится человеком, не переставая быть Богом.
Рождество Сына Божия произошло во время переписи населения, которую проводил император Август в Римской империи (она включала тогда и Иудею). Еврейские обычаи требовали, чтобы запись велась в городе, где некогда жил глава рода. Дева Мария вместе со старцем Иосифом пришла в Вифлеем – город царя Давида, их предка. Им не нашлось места в городе, и они поместились в одной из пещер или гротов, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Здесь и родился Спаситель мира, Господь Иисус Христос («Христос» значит «Мессия», «Помазанник»).
«И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7).
Почему Матерь Спасителя Сама спеленала Младенца? Ведь роды всегда болезненны, отнимают у матери все ее силы, требуют помощи посторонних людей. Но рождение Господа было безболезненным. Вы помните, что муками рождения и были наказаны люди по причине греха. А человеческое естество Христа не имело греховного повреждения. Более того, как до Рождения, так в самом Рождении и после него Матерь Господа осталась Девой. Это было Рождение от Духа Святого.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Не спрашивай, каким образом Дух образовал Младенца Деве. Ибо, если при естественном действии невозможно объяснить сего образования, то как можно объяснить сие, когда чудодействовал Дух? Ничего более не знаю, говорит Евангелист, а знаю только то, что Рожденное в Ней рождено от Духа. Устыдитесь вы, желающие достигнуть сверхъестественное рождение». Не думай, что ты все узнал, когда слышишь, что Христос родился от Духа... Как Беспредельный вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится в чреве жены? Как Дева рождает и остается Девою?»
Так на земле явился Богочеловек – в одном лице Бог и человек. Славу Божества Он принес в мир человеческих страданий.
Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила
И в тишине родился С-нами-Бог1.
Да! С нами Бог, – не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне, и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь, – средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!
Вл. Соловьев
С самого Рождения Спаситель взял на Себя крест смирения, уничижения, принял полноту человеческих скорбей. Родился Он не в доме, а в хлеву. И уже вскоре Мария и Иосиф, спасаясь от Ирода, бежали с Младенцем на некоторое время в Египет. Всю жизнь затем Спаситель скитался, «не имея где преклонить голову» (Лк. 9:58). Господь не возгнушался понести немощь человеческого бытия.
Он стал таким, как мы, чтобы мы постарались уподобиться Ему. Воплотившись, то есть приняв человеческую плоть, Господь показал, что за сумраком страданий может открыться свет вечной блаженной жизни. И не только уничижение сопровождало рождение и земную жизнь Христа, но и отблески Его Божественной Славы.
Вы все знаете, что в самый момент Рождества ангелы явились пастухам, воспевая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). То есть Всевышний благоволит к людям, дарует их возмущенным душам мир.
Восточным волхвам, – а так на востоке называли мудрецов, – было открыто о рождении Спасителя. Они предприняли далекое путешествие, поклонились Богомладенцу и преподнесли Ему свои дары. Это прообразовало обращение ко Христу язычников всех сторон света. Божественная слава Спасителя начинала проявлять себя в исцелении и утешении людей, духовном возрождении грешников.
Дары волхвов
Ночь тиха, по тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ясли тихо светят взору.
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.
А. Фет
По преданию, волхвов звали Валтасар, Гаспар и Мельхиор. В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. Золото – драгоценный металл всех времен; ладан – дорогая ароматная смола, употребляемая в богослужении; смирна – благовонное масло, которым помазывали умерших. Дары имели прообразовательный смысл. Христу было преподнесено золото – как царю, ладан – как Богу, смирна – как Тому, Кто должен был умереть за грехи людей.
Но поверите ли вы, узнав, что дары волхвов сохранились до наших дней! Золото – двадцать восемь пластин разной формы с неповторимым тонким орнаментом. Ладан и смирна – шарики величиной с маслину, числом около семидесяти. Эти сокровища хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла, в небольшом ковчеге.
Как они оказались там?
Дары волхвов бережно хранила Божия Матерь. Перед Своим отшествием из этого мира Она оставила дары в Иерусалиме. В 400 году по P. X. византийский император Аркадий перенес их в Константинополь. Когда Византия окончательно пала под ударами турок-мусульман в 1453 году, святыня была переправлена сербской царевной Марией на Афон в монастырь святого Павла.
От даров исходит удивительное благоухание. Иногда они полагаются в храме перед паломниками, и тогда благоухание наполняет всю церковь. А афонские монахи заметили, что дары волхвов исцеляют одержимых нечистыми духами.
Для чего воплотился Господь?
Если бы люди рождались от Адама и Евы, не впавших в грех, то нам не надлежало бы умирать, мы были бы вечно здоровы и счастливы. Однако люди приходят в мир уже с наследственным первородным грехом, с повреждением души и тела. Рождаясь, мы уже обречены на смерть.
Организм, пораженный болезнью, нуждается в лечении. Так и человечеству, для возвращения к прежней бессмертной райской жизни, необходимо обновление, исцеление от греха.
Но может ли мертвый воскресить себя сам? Конечно же, нет. Только прикосновение жизни свыше способно воздвигнуть тлеющее естество человека. Для того-то Бог и воспринял наше естество, чтобы возродить его прикосновением Божественной жизни.
Если бы вы отыскали в горах самородки золота, то увидели бы, что они соединены с посторонними примесями. Только погружение в огонь очищает золото, придает ему его настоящий блеск. Так и во время Воплощения Сына Божия, от прикосновения Божества к человеческой природе во чреве Девы произошло полное очищение, обновление естества человека от примеси греха и недостатков. На земле явился Новый Адам в совершенстве чистоты и непорочности! Более того, в самом Воплощении человеческое естество обрело теснейшее единение с Божеством. С тех пор человеку, который приближается к Богу, открыта дверь к бессмертной, безграничной, блаженной жизни.
Господь стал Новым Адамом, чтобы быть новым Родоначальником человечества. Своей благодатью Он духовно возрождает людей для вечной жизни.
Богочеловек пришел исполнить то, что не исполнил первый Адам. Наш праотец нарушил заповедь Божию, явил непослушание. А Иисус Христос был верен воле Небесного Отца вплоть до Крестной смерти. Спаситель родился, чтобы пройти путь, который не прошел Адам. Во Христе воля человеческая неуклонно следовала воле Божией. Он явил на Собственном примере, что все этапы человеческой жизни, с младенчества до предсмертных страданий, способны быть проникнуты духовной чистотой, безгрешностью, верностью Богу.
Господь добровольно подчинил Себя скорбям и тяготам. Он стал Человеком, чтобы принять на Себя муку наших грехов. Не состоя во власти греха, Спаситель добровольно страдает, чтобы затем победить смерть и тление силой Своего Воскресения. В этом главнейшее и самое таинственное значение воплощения Сына Божия. Он родился, чтобы стать Жертвой за наши грехи и искупить человека от вечных мук Своими безвинными страданиями.
Воспряни, грешник, не грусти:
Пришел Христос тебя спасти.
Родился от Марии Девы,
Чтоб искупить потомство Евы.
Гряди к вертепу, не ленись,
Богомладенцу поклонись,
Последуй пастырей примеру,
Храни любовь, надежду, веру.
Отдать Младенцу поспеши
Грехи раскаянной души,
Очисти сердце и уста,
Чтобы возрадовать Христа.
Игумен Виссарион (Остапенко)
Историческая Личность Христа
Великая тайна – вечный, неподвластный категориям пространства и времени Бог стал Человеком и тем самым принял реальное участие в нашей истории.
Рождение Христа, Его жизнь, дела и учение глубоко историчны. Сам Спаситель не оставил Своих личных письменных свидетельств. В течение земной жизни Господь ничего Сам не писал – никаких наставлений, моральных требований или новых законов. Это и не требовалось для нашего спасения. Сама жизнь Господа, – рождение в человеческой плоти, врачевание душевных и телесных немощей, страдание за наши грехи, Воскресение и ниспослание благодати Святого Духа, – доставила людям спасение. В этом смысл Его пришествия.
Господь даже не просил учеников фиксировать Его жизнь и учение письменно. Однако Он обещал, что Дух Святой напомнит Его учение (Ин. 14:26), и заповедал нести свидетельство о спасении, совершенном Им, по всему миру (Мф. 28:18–20; Мк. 16:15; Лк. 24:46–48). Ученики и записали события жизни и учение Христа, дабы люди всех стран и последующего времени могли приобщиться к совершенному Господом спасению.
Первыми и наиболее достоверными историческими свидетелями жизни Богочеловека могли быть только Его ближайшие последователи. Известные вам книги Нового Завета как раз являются непосредственными свидетельствами о жизни Христа, событиях по Его Вознесении и о Его учении.
Сохранившиеся древнейшие списки Нового Завета (первая половина II века по P. X.) указывают, что подлинники были написаны во второй половине I века, то есть через небольшой промежуток времени после вознесения Господа на Небо. Выдержки из Нового Завета содержатся уже в сочинениях христианских писателей рубежа I-II веков: апостола Варнавы, святых Климента Римского, Игнатия Богоносца, Иустина Философа.
Сохранилось одно из древнейших упоминаний, записанное около 130 года по P. X., об авторах двух Евангелий из известных нам четырех. Упоминание принадлежит Папию Иерапольскому, общавшемуся со многими учениками Христа. Он пишет об одном из двенадцати апостолов, Матфее: «Матфей записал беседы Господа на еврейском языке, а переводил их кто как мог». А также об апостоле Марке, ученике апостола Петра: «Марк, истолкователь Петра, с точностью написал все, что запомнил, хотя и не держался порядка слов и деяний Христовых, потому что сам не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Впоследствии он был с Петром, но Петр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передать по порядку. Посему Марк нисколько не погрешил, описывая некоторые события так, как припоминал их: он заботился лишь о том, как бы не пропустить чего-либо слышанного или не переиначить».
Что касается авторов двух других Евангелий, то один из них – апостол Лука, ученик апостола Павла, врач, иконописец и историк, тщательно изучивший все свидетельства о Христе перед написанием своего Евангелия (об этом он сам упоминает в начале повествования – Лк. 1:1–4); а второй – ближайший и любимый ученик Спасителя Иоанн Богослов, наиболее глубоко проникший в духовную сторону земной жизни и учения Господа и дополнивший в своем повествовании то, что не описано у предыдущих авторов.
Иногда четверо евангелистов, повествуя о Христе, расходятся в деталях и частностях, не всегда имеют общую хронологическую последовательность событий, и, бывает, один упоминает то, о чем не сказано у остальных. Значит, каждый свидетельствовал независимо от других, без предварительного сговора или согласования и без списывания одним у другого. Они опирались в основном на живую память о Христе: Матфей и Иоанн – на собственную память, а Марк и Лука – на память учеников Спасителя.
Хронологическая точность была необязательна, поскольку евангелисты старались показать то главное, что сделал Христос для всего человечества.
Французский писатель, философ и энциклопедист Дени Дидро (1713–1784) говорил: «Откровенно, со всею искренностью признаюсь в том, что мне неизвестно ни во Франции, ни где-либо во всем мире ни одного человека, который мог бы писать и говорить с большим искусством и талантом, чем те рыбаки и мытари, которые написали Евангелие. Я осмеливаюсь утверждать, что никто не в состоянии написать хотя бы подобный евангельскому рассказ, который был бы так прост и в то же время возвышен, так свеж, так трогателен, обладал бы таким могущественным воздействием на душу и не слабеющим на протяжении целых веков влиянием, каким является для нас каждое незначительное евангельское известие о страданиях и смерти Иисуса Христа».
Но не только ученики Христовы сохранили исторические свидетельства о Нем. Личность Спасителя слишком уникальна, чтобы остаться без внимания среди древнейших выдающихся деятелей и писателей, хотя бы и не принявших веру во Христа. Поскольку Господь жил среди народа иудейского (то есть еврейского), то первые нехристианские свидетельства о Нем принадлежат иудеям.
Свидетельство иудеев
Давайте обратимся к наследию такого виднейшего иудейского историка I века, как Иосиф Флавий (35–100 гг. по P. X.). Он оставил два больших труда на греческом языке – «Иудейская война» и «Иудейские древности». В них, особенно в последнем, можно встретить немало лиц, упоминаемых в Евангелии (например, Иоанна Крестителя, апостола Иакова и др.).
Иосифу Флавию принадлежит следующее подробное свидетельство о Христе: «В это время жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком; ибо Он творил поразительные чудеса и был учителем людей, которые радостно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией (Христом). И когда Пилат, по обвинению наших старейшин, приговорил Его к распятию, те, кто с самого начала возлюбили Его, остались Ему верны. На третий день Он явился им снова живой. Ибо Божественные пророки предвозвестили это и огромное множество других чудес относительно Него. И племя христиан, название которых пошло от Него, не исчезло по сей день».
Этот текст имеется во всех сохранившихся списках книги Флавия, а также приводится историком Евсевием Кесарийским (IV век по P. X.) в его «Церковной истории». Таким образом, для Иосифа Флавия, почти современника Христа, историчность и реальность личности Спасителя была бесспорной и вполне очевидной.
Упоминает о Христе и Талмуд – книга важнейшая в иудаизме. Она состоит из набора исторических сведений, преданий, нравственных поучений, бытовых предписаний, комментариев к текстам Ветхого Завета – пятикнижию Моисея (Торе). Талмуд составлялся с III по VI века по P. X. как реакция на христианство и поэтому имеет резкую антихристианскую настроенность. Однако никто из талмудистов не утверждал, что существование Христа – вымысел. Многие авторы поучений и повествований Талмуда жили в I веке по P. X., то есть были современниками Христа и Его учеников.
Поскольку достоверность жизни Спасителя признавалась повсеместно, то Талмуд тоже не отрицает этого факта. Однако талмудисты открыто выражают пренебрежение ко Христу как Мессии, ибо ожидают земного царя, спасителя иудеев. В трактате Санхедрин упоминается: «В канун Пасхи повесили Иисуса из Назарета... не нашлось никого, чтобы Его оправдать...» Известный рабби Акиба-бен-Иосиф (перв. пол. II века по P. X.) тоже писал о Христе, относя Его смерть к кануну иудейской пасхи. Рабби Салман Цеви свидетельствовал, что Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском в царствование Ирода и был умерщвлен в Иерусалиме при Понтийском Пилате. Упоминается о Христе также в рассказе раввина Элиезера-бен-Гирканоса.
Итак, даже лютые враги христиан, иудеи, признавали реальность жизни Господа нашего Иисуса Христа на земле. Тому же следовали представители мира языческого.
Свидетельство язычников
Свидетельства язычников в основном более позднего происхождения, так как весть о Христе распространилась по Римской империи не сразу.
Видный римский историк Публий Корнелий Тацит (55–120 гг.) говорит о последователях Христа в связи с пожаром, произошедшим в Риме в 64 году. Распространились слухи, что инициатором пожара был сам император Нерон (62–68 гг.). Порочные наклонности властителя – жестокость, беспринципность, самодурство – могли вполне служить почвой для этих слухов. Как пишет историк: «Нерон, чтобы подавить эти слухи, приискал виновных и предал изощреннейшим казням тех, кто своими постыдными делами навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени Которого происходит это название, казнил при Тиверии прокуратор Понтий Пилат...». Тацит не одобряет коварных жестокостей Нерона, но и к христианам не высказывает благосклонности, и вместе он признает существование Христа как исторической личности.
Подобное свидетельство сохранилось в письме Плиния Младшего, правителя Вифинии в Малой Азии в начале II века. Письмо адресовано императору Траяну с вопросом, как быть с христианами, которых стало крайне много. Плиний пытался принудить христиан призывать имена языческих богов, приносить жертвы изображениям императора, а также, как сам пишет, «поносить Христа, на что настоящий христианин никогда не пойдет».
В письме о подсудимых христианах сказано: «Они имели привычку собираться по определенным дням засветло и распевать различные гимны Христу как Богу, а также приносить торжественную клятву, не призывающую ни к каким злым целям, но лишь к тому, чтобы никогда не обманывать, не воровать, не изменять супругам, не лгать и не отступать от данной клятвы, когда наступит время выполнять ее».
В письме говорится о некоторых отпавших от веры во Христа за 20 лет до того. Получается, что община христиан возникла в Малой Азии ранее 80-го года по P. X.
О Христе здесь упоминается не просто как об историческом лице, но как о Том, Кого христиане почитают как Бога. Потому-то многие открыто исповедовали свою веру во Христа и готовы были идти на любые пытки и смерть, лишь бы остаться с Тем, Кто ради нас стал человеком и пролил Свою Кровь на Кресте.
Философ Жан-Жак Руссо (1712–1778) писал: «Можем ли мы сказать, что евангельская история есть изобретение? Такие вещи, мой любезный друг, не изобретаются, и история Сократа (в этом никто не сомневается) менее достоверна, чем история Иисуса Христа. Утверждать противное значило бы только отодвинуть в сторону сущность вопроса, но не разрешить его. Наш разум скорее готов принять, что одно Лицо Своею жизнью действительно дало содержание евангельской истории, чем допустить, будто несколько лиц, сговорившись, сочинили такую историю. Иудейские писатели не в состоянии были изобрести ни такого тона, ни такой нравственности; Евангелие носит на себе такие высокие, удивительные и совершенно неподражаемые следы мудрости, что изобретатель заслуживал бы большего удивления, чем герой. Ко всему сказанному нужно прибавить, что Евангелие есть совершенно непостижимая вещь, которой не может постичь разум, но в то же время и не такая, которой не понимал бы мыслящий человек и с которою бы не мог согласиться».
Что вы можете рассказать о Божией Матери?
В чем заключалась причина избрания Девы Марии?
Можете ли вы пересказать историю Рождества Христова?
В чем состоит отличие Рождения Христа от рождения любого другого человека?
Для чего Господь воплотился и стал человеком?
Какие исторические свидетельства о Христе вам запомнились?
* * *
«С нами Бог» – это символическое имя Богочеловека, по-еврейски Еммануил, предвозвещенное пророком Исаией. Имя указывает то, что Бог теперь действительно с нами, поскольку родился в человеческом естестве.