Источник

ПОУЧЕНИЕ СЕДЬМОЕ

Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса

Господом и сердцем твоим веровать, то спасешься.

Всякий верующий в Него не постыдится

(Рим. 10:9, 11)

Вот правило для жизни и деятельности истинного христианина. Как просто и ясно оно изложено святыми устами апостола Павла! Необходимость исполнения этого правила объявлена во всеуслышание св. матерью нашей Церковью. Вникнем в общий смысл апостольского научения для собственного просвещения.

Этими словами св. апостола от каждого из нас требуется быть на всяком месте и всегда христианином. Доказывать свою принадлежность к обществу верующих и словом и делом: не стыдиться, не бояться пред целым светом обнаруживать любовь к тому, что одобрено и повелено Евангелием. Кто исполняет это заповеданное апостолом правило, может быть убежден, что он близок ко Христу и Христос с ним.

Однако апостольское наставление часто не исполняется христианами. Не вдаваясь вглубь вопроса, остановимся на самых обычных явлениях, нарушающих это правило. Например, некоторые привыкли в своих разговорах употреблять безнравственные слова, оскорбляющие святость чувства. Такие уста – позор христианину, оскорбление слова как дара Божия. Божие слово всегда нравственно-благородное, ласковое, умиляющее, любезное, дружеское.

Не исповедуют Иисуса Христа люди, одними и теми же устами призывающие имя Его и допускающие ложь в обычных разговорах, вносящие ложь в обычные отношения, извиняя ее требованием приличий; а также стыдящиеся своей религиозности. Встречаются столь малодушные люди, которые по призыву церковного колокола не идут в храм Божий, потому что они в это время приглашены в театр, на гулянье, на вечер и т. д. Есть и такие, которые, находясь среди светских людей, стыдятся осенить свое лицо правильным изображением крестного знамения или сотворить краткую мирную молитву, входя в дом или выходя из него. Такие люди вообще мелочны, самолюбивы, человекоугодливы. В данном случае их поведение – нарушение Закона Божия и оскорбление душевной чистоты.

У иных малодушие простирается до того, что, присутствуя в храме Божием, стыдятся положить земной поклон или приложиться к св. иконе, боясь, что знакомые люди назовут за это ханжой или святошей, а потому стоят рассеянно, крестятся редко и небрежно, постоянно разговаривают или осматривают присутствующих. Зачем они это делают? По малодушию, потому что так делают другие. О, если бы знали, какой грех они принимают на свою душу. Они не исповедуют Иисуса Христа своим Господом. Очевидно, и Он их не признает Своими.

Встречаются христиане, которые в кругу товарищей, смеющихся над чем-либо священным, хотя в душе не разделяют их убеждений, стыдятся не только сделать свое трезвое возражение, но и участвуют в их глумлении над святыней. У некоторых людей ложный стыд берет перевес над совестью в такой степени, что они, чтобы не отстать от «компании», готовы предаться винопитию, нецеломудренности. Такие люди Бога не боятся, Иисуса Христа не исповедуют, а исповедуют свое греховное тщеславие, стыдятся добродетели, рабствуют пороку.

Некоторые очень щедры на роскошь, на увеселения, щедры даже не в меру, отдавая последнее и принимая на себя долги с процентами. Они так щедры потому, что не держать себя подобным образом – значит признаться перед знакомыми в том, что состояние их расстроено, поставить себя на одну ступень с бедняком, а это вызывает стыд и краску на их лице. Но те же люди, встречая на улице истинного бедняка, слезно вопиющего о помощи, без стыда отворачиваются от него. Его истомленный вид и разодранное рубище возбуждают в них отвращение, и в то самое время, когда спешат бросать десятками рублей напоказ, где это принято, стыдятся подать бедняку лепту, потому что это не принято. О, подобный стыд темным пятном ложится на душу, потому что в лице меньшего своего брата они оскорбили Господа.

В развращенном уме, нравственно больном сердце и преступной воле часто складывается безобразнейшее понимание правил об исповедании своей веры в Иисуса Христа. Некоторые из ложного стыда умалчивают томящий их грех, даже при совершении Таинства покаяния. Они забывают, что исповедь – духовная врачебница. Не получат исцеления скрывшие болезнь; такая религиозная неискренность еще более усугубляет душевные язвы. He допусти же нам, Господи, быть ложными христианами!

Некоторые понимают превратно долг и честь. Назовите известного человека нерелигиозным, заметьте, что он неправильно читает молитву Господню, не знает отличия Евангелия от Апостола или сколько у нас Евангелий и т.п., – он только улыбнется или отделается от ваших наставлений каким-нибудь якобы остроумным словом; но попробуйте сказать ему же, что он не имеет вкуса в выборе платья, неправильно рассуждает о музыке, пении, – о, тогда он вступится за свою честь всеми ему присущими и духовными и телесными силами. Что же это значит? То, что святое, христианское, возвышенное в нем подавлено, подобно тому, как в поле сорная трава заглушает здоровую пшеницу. He странно ли, что религиозное невежество не считается стыдом теми, кто с первого дня носит имена святых и предназначен от купели св. Крещения быть святыми?

Исповедание Иисуса Христа должно быть украшением каждого из нас. Великой славы и на небе и на земле достоин тот, кто из любви к Богу и ближнему остерегается нарушить какую-либо обязанность, налагаемую законом Божественным, кто благоговеет пред постановлениями Церкви. Благодать Божия осенит всех, не произносящих гнилых слов, не осквернивших себя порочными действиями. Искренний исповедник Иисуса Христа и Его учения свою совесть носит в целомудрии. Его охватывает ужас, если ему приходится жить или даже служить с людьми, свыкнувшимися с ложью на устах и в сердце.

Братья и сестры! Будем стараться исполнять заповеди Божии, чтобы благодать Св. Духа укрепляла нас всегда в нелицемерной совести, чтобы св. Ангел-Хранитель помогал нам, чтобы нам не постыдиться души своей. Будем всегда устами своими исповедовать Иисуса Христа своим Господом, а сердцем веровать Ему. При соблюдении этого правила несомненно спасемся. Аминь.


Источник: Небесный дар любви : Духовные поучения / Прот. Валентин Амфитеатров. – Москва : Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 271 с. (Печатается по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г.)

Комментарии для сайта Cackle