ПОУЧЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОЕ
Итак, я узник в Господе, умоляю вас поступать
достойно звания, в которое вы призваны,
со всяким смиренномудрием и кротостью
и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной
надежде вашего звания; один Господь, одна вера,
одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми,
и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана
благодать по мере дара Христова
Православная Церковь в утешение и назидание своих членов установила сегодня читать одну часть послания св. апостола Павла к христианам. Святой апостол, когда писал прочитанные ныне слова, находился в заключении за исповедание веры Христовой. Безвинный узник каждый день ожидал смерти, но дух его витал в области истины. Приготовляясь к отшествию в мир беспечального и бесконечного бытия, он своей рукой писал такое завещание: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны». Или, другими словами, «ведите образ жизни, соответственный званию христианина, и не опозорьте Божественного благодеяния порочной жизнью». Чего же требует и к чему обязывает нас звание христианина? Как нам жить достойно того, к чему мы призваны?
Святой апостол Павел сам отвечает на этот вопрос: «Живите со всяким смиренномудрием и кротостью, с долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единение духа в союзе мира».
Вот отличия истинного христианина! Жить «в смиренномудрии» – это значит не только не быть гордым, кичливым и заносчивым, но вполне сознавать свою малость пред Богом и даже в сравнении с другими, себе подобными людьми. Человек смиренномудрый высоко ценит достоинства и преимущества своей души, и потому он стремится сделать ее светлым вместилищем дарований Божественных. Чем больше он ощущает в себе эти дары, тем глубже в нем сознание своих немощей. Как бы он ни был добродетелен и чист, но не перестает смирять себя более и более. Вот христианское отличие, заповеданное ап. Павлом.
«Живите в кротости». Апостол Павел указывает на наши отношения к другим, выражающиеся в словах и в обращении. «Никакое гнилое слово не должно выходить из уст наших» (Еф. 4:29), а тем более такие слова, которые могут повредить чистоте нравственности. Из уст христианина не должны исходить не только бранные, но и досадительные слова. Обращение христианина должно быть со всеми просто, без лукавства и гордости, все должно быть благоприлично и любезно, все скромно и мирно; все должно дышать «кротостию».
"Живите с долготерпением, снисходя друг ко другу любовию», – продолжает св. апостол Павел. Здесь апостол ставит правило, как нам поступать, когда увидим слабости и несовершенства других. Христианин должен каждый свой шаг в обществе направлять намерениями снисхождения и терпения. В нашем сознании постоянно должна присутствовать мысль о том, что все люди – существа нам подобные. А потому истинный христианин или не чувствует оскорблений, или же скоро их забывает и молится за своих недругов и недоброжелателей. Он молится и о тех, заблуждения и погрешности которых видит; не осуждает, но братски их исправляет. Терпение его твердо и неизменно ко всем, потому что оно утверждается совершенной любовью. «Если и впадет человек в какое согрешение, – говорит апостол, – то исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6:1).
«Помните, – говорит апостол, – все христиане – члены одного тела, глава которого Иисус Христос» (см. Еф. 4:15, 5:30). Члены тела не враждуют между собою, но каждый выполняет данное ему назначение (см. 1Кор. 12:12–27). Помните, что у христиан «один Дух» (см. 1Кор. 12:4, 13) – это Дух Божий. Дух Божий всегда согласен Сам с Собою и все соглашает. Если являются в христианском обществе распри, то это не по духу, которым оно воодушевлено, но вследствие преобладания чувственности и животности, плотского мудрования. «Дела плоти известны; они суть... блуд... идолослужение, вражда, ссоры, зависть, гнев... разногласия... ереси... убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное», – говорит апостол (Гал. 5:19–21).
«Помните, – говорит ап. Павел, – у вас должна быть одна цель и одно назначение» (см. Флп. 3:14). Эта цель – будущая вечная жизнь в царствии Христовом. Все христиане должны представлять из себя воинов, имеющих в виду, одержав победу над общим их врагом, достигнуть славы, назначенной им Царем» (см. 1Тим. 1:17, 18). У всех христиан должны быть одни враги и одни друзья; одинаково они должны отвращаться от всякого зла и одинаково они должны желать всякого добра. В истинно христианском обществе нет места зависти, вражде и раздорам.
«Помните, – говорит апостол, – что над всеми вами находится “Один Господь”». В Его власти вся ваша судьба, сила, жизнь здешняя – земная и жизнь вечная. Потому-то каждый из нас должен знать, что он живет на земле с единственным назначением – умножать вверенные ему таланты. «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем» (Рим. 14:7, 8).
Вот шесть правил, изложенных св. апостолом Павлом, для истинных христиан. Они очень просты, ясны, но нелегки, особенно в наше время, когда подобное наставление для многих кажется крайне идеальным.
Эти правила не мечтательны, но взяты из сущности самой жизни. Будем просить у Господа силы нравственной, силы душевной, чтобы суметь нам их исполнить. Аминь.