Источник

ПОУЧЕНИЕ ДВАДЦАТОЕ

Не упивайтесь вином,

от которого бывает распутство,

но исполняйтесь Духом

(Еф. 5:18)

Слова апостола относятся ко всем: и пьющим вино, и не упивающимся им. Трудно надеяться, чтобы имеющие навык к опьянению послушались слова нашего. Не к ним оно от нас, но ко всем христианам. Я буду беседовать с вами о достоинстве телесной чистоты, столь необходимой в подвигах душеспасения и возвышения человеческого достоинства.

У нас должна быть одна забота на земле: исполнить заповеди Иисуса Христа. Каждый из нас более всего должен думать о том, чтобы достойно и по праву носить звание христианина и стать истинным последователем и истинным учеником Господа нашего Иисуса Христа. При усвоении учения Иисуса Христа, при исполнении заповедей Его нужно всегда иметь в виду такое условие, которое может выполнить всякий человек, а именно: всякий из нас может и должен соблюдать святую непорочность.

Целомудрие, совестливость, благородная стыдливость, соблюдение своего тела в святой невинности обязательны для христианина. Если тело наше не свободно от греха, то душа не может быть усердна к молитве. Апостол Павел заповедует христианам и христианкам беречь свое тело в чистоте, ибо оно есть храм Святаго Духа (см. 1Кор. 6:19). Добрые и заботливые люди стараются охранять свой дом от пыли, грязи и держат его в надлежащем и приличном виде; тем более нужно соблюдать в непорочности свое тело, в котором обитает душа – частица Духа Божия. Мы должны стремиться к тому, чтобы соединиться с Господом. «Соединяющийся с Господом один Дух есть с Господом», – говорит св. апостол Павел (1Кор. 6:17). Но человек, осквернивший свое тело блудом, не будет иметь счастья в этом соединении. «Ни блудники... ни прелюбодеи... Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9, 10). Такие люди погубили в себе ангельскую чистоту, загрязнили свою душу и все ее способности, растлились и развратили свою плоть.

Свое тело христиане должны держать в строгости, уклоняться от излишеств неги, лени и прихоти, довольствоваться простой пищей, одеваться в скромную одежду и строго во всем держаться умеренности. Растлевая свое тело, человек унижается до скотского состояния; напротив, сохраняя в чистоте свое тело, человек возносится выше тленного мира. Мы не разумеем здесь самоумерщвления и даже умерщвления плоти. Первое – грех, второе – великий подвиг, который не всякому под силу. Но мы проповедуем умеренность, скромность и благоприличие.

К великому прискорбию, в наше время даже грехи бесстыдства извиняются обществом. От такого послабления падает нравственный строй семейной жизни и даже общественной. От такого потакания безнравственности вянут молодые души. С ранних лет они наполняют свое воображение картинами и представлениями нехорошего содержания. Молодые девицы знают о том, чего в былые времена не знали мужчины пожилых лет. Нечистые воззрения, нечистые слова – все это делается достоянием юношества. Страшно становится за таких подростков: чем-то они вырастут, чем они будут в 30–40 лет своей жизни?!

Известно, что люди, рано познавшие плод страстей, бывают мало пригодны для семейной жизни. Порочная страсть всегда уносит с собой благодатный мир и семейную любовь. Оттого-то в наше время так много семейных ссор, охлаждений, беспричинных раздоров между женой и мужем. Вследствие того, что они не умеют чисто относиться друг к другу, они оказываются неспособными к дружному воспитанию своих детей. А если семья не спаяна любовью, то заранее можно сказать, что она погибла. В жизни – что в море: может вынести бурю только хорошо снабженный корабль, но всякий утлый, несовершенно оснащенный челн разобьет в щепы первая же житейская волна. Только поддержанием строгой нравственности закрепляется союз вечной дружбы и постоянной любви; безнравственная связь так же непрочна, как дом, построенный из промокаемого картона. Первая или вторая невзгода сокрушит такое здание, как первая или вторая размолвка разрушит страстный союз с виду дружеских, а в действительности распутных отношений.

Вот почему апостол Павел убеждает всех нас, христиан, чтобы грех не царствовал в нашем теле смертном, т.е. обреченном на смерть; чтобы мы не повиновались ему в похотях его, как бы они ни были обольстительны (Рим. 6:12); чтобы мы прославляли Бога в телесах наших и душах наших, потому что души и тела наши суть Божии (см. 1Кор. 6:20).

«Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом Святым».

Аминь.


Источник: Небесный дар любви : Духовные поучения / Прот. Валентин Амфитеатров. – Москва : Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. — 271 с. (Печатается по изданию: Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные поучения. М. 1911 г.)

Комментарии для сайта Cackle