ПОУЧЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ
Облекитесь во всеоружие Божие,
чтобы вам можно было стать
против козней диавольских
(Еф. 6:11)
Все апостольское чтение сегодня состоит из советов, указывающих, каким должно быть всеоружие, столь необходимое для христианской добродетельной жизни.
Первый совет апостол обращает к людям, сильным душевными способностями, способным носить «меч духовный» (Еф. 6:17). Он налагает на сильных обязанность «сносить немощи бессильных» (Рим. 15:1). Этой обязанностью выражается значение дарованных от Бога человеку свойств.
Люди должны делиться с другими всем, что у них есть. Желательно, чтобы все живущие в мире имели твердую волю, крепкий здоровый ум и ясное сердце. Но это желание только тогда может осуществиться, когда люди станут ближе один к другому. В каждом человеке есть своего рода сила и своего рода слабость. Если бы все люди делились друг с другом силою, то, очевидно, не было бы среди нас и слабых. К сожалению, мир идет иными путями, живет не так, как требует христианская совесть, и не так, как советует апостол.
С грустью смотрим мы на то, как по большей части люди заботятся только о себе, о своей пользе и забывают про другого. Все способности и дары, полученные нами от Бога, употребляем мы лишь для себя и другим уступаем лишь нечто и за дорогую цену. Оттого мы замечаем повсеместную нужду и везде беспорядки и неустройства. Количество бедствующих растет без счета, число добрых и благодушных сокращается. Усиливается ропот, слышатся болезненные вздохи, прорывается по временам голос отчаяния.
Как назвать то положение, когда человек, имеющий силы и способности, готовый трудиться и работать, не находит вовсе или находит с трудом возможность пристроить себя к какому-либо месту? Как назвать положение, когда в обществе перестают радоваться увеличению семейств, а отцы и матери со страхом встречают рождающихся у них детей? Это и есть болезненные вздохи немощного и страх отчаяния. В Евангелии говорится, что мать, рождая дитя, не «помнит скорби от радости, потому что человек родился в мир» (Ин. 16:21). В лучшие времена, по-христиански, так и должно быть, потому что нет выше на свете дара, как явление человека в мир; потому что каждая человеческая душа дороже всего мира. В тяжелые времена ни матери, ни отцы не радуются, а с некоторым недоумением глядят на нового пришельца, потому что видят, что в обществе сильные притесняют слабых, и даже самые добрые не протягивают руку помощи слабым и немощным.
Чем же может закончиться подавление немощных сильными? Образом, совершенно противоположным учению и заповедям христианства. Мир ждет рабство, а не свобода. Сердца слабых людей, изнуренных, запуганных, устрашаемых, замрут в чувствах нравственной и физической боли, а сердца сильных огрубеют, ожесточатся до бесстыдства. И мир представит из себя поражающую картину: деньги станут дороже человека, скот – нужнее человека. Очевидно, что жизнь в таких обстоятельствах не расцветет христианской любовью и не принесет плодов утешительного радования. Когда человек с утра и до вечера, изо дня в день, из года в год только помышляет о борьбе за свое существование, тут уже не до радости и не до спасения. Когда человек сыт до пресыщения, беззаботен до неподвижности, ему на ум нейдут мысли о труде, о счастье себе подобных, о будущей жизни. У него день за днем все разнообразные прихоти и затеи, потешающие чувственность и похоть до безумия.
И что же выходит в конце концов? Бедствующий человек забывает Бога и Церковь, потому что его не научали их помнить, перестает помнить воскресные и праздничные дни, потому что и в праздники, как и в будни, точит и грызет его червяк нужды и насущных потребностей. Осмельтесь спросить у него, отчего он редко посещает храм Божий. «Оттого, – ответит он, – что меня никто даром не накормит, я немощный». Спросите другого, отчего ведет он нетрезвую, неприличную жизнь. «Оттого, – скажет он, – что меня не научили быть ни трезвым, ни приличным». Подымитесь этажом выше, к счастливцам, дерзните спросить, отчего они не бывают в церкви. И здесь вы услышите слова, обличающие поразительнейшую грубость сердца: «Дурная погода... не хотелось... проспали... мы не монахи... не знаем, о чем молиться», и тому подобный вздор. В сущности же, потому что сердце этих счастливцев одряблело, как гнилая, съежившаяся губка. «О, безумцы, – говорит Иисус Христос, – вы не думаете о том, что, может быть, в эту ночь возьмут у вас душу, и погибнут все помышления ваши о еде, сне и веселье» (см. Лк. 12:20 и Пс. 145:4).
Однако апостол, поставляя в обязанность сильным сносить немощи немощных, присоединяет следующие слова: «укрепляйтесь Господом» (Еф. 6:10). Он велит не просто угождать ближним, но угождать во благо ближнему, к назиданию его. Ибо можно угождать другим не только во благо, но и на пагубу. Это второй совет апостола христианину. Часто люди все свое угождение другим ограничивают ласкательством, угодничеством и поблажкой. В этом заключается такой же, если не хуже, яд, убивающий благосостояние общества, как и в жестокой грубости презрения и черствости к положению других. Это угождение, противное христианским началам, начинается с семьи и гнилым ручьем течет во всех общественных слоях.
Потворство чьим-либо страстям, потакание слабостям личности – грех, пристрастное суждение о других – тоже грех. Чтобы угождение ближним было нравственно, честно и чисто, требуется решить только один вопрос в отношении человека к человеку: «Согласно ли я поступаю с законом Божиим? Делая угодное другому, действительно ли я облегчаю ему ношу жизни? Снисходя и удовлетворяя его слабости, делаю ли его сильнее? Помогая ему, не помогаю ли я тем самым этому человеку опуститься ниже, нежели он стоял, не навлекаю ли исполнением его прихоти на него Суда Божия и не кладу ли пятна на чистую его душу?»
Да, есть угождения слабым, пагубные для них, и человек сильный даст строгий ответ на Страшном суде за поблажку страстям ближнего своего. Здесь угождение – исполнение требований другого – есть великий соблазн. Это то же, если бы слабому ребенку дали играть мечом, или душевно больному человеку позволяли бы такие действия, которыми он мог бы причинять вред и себе и другим. Опасайтесь всегда требовать у другого того, что противоречит его христианским убеждениям, опасайтесь не менее того исполнять желания, унижающие не вас, но другого. Делайте для другого все и вся, но чтобы совесть христианская не попрекнула вас: «Ведь это я толкнул человека в грязную яму, и он теперь такой грязный». Берегите своих ближних – в этом и заключается важное условие, при котором, «укрепляясь в Господе, мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15:1).
Третий совет нынешнего апостольского чтения в высшей степени трогательный: «станьте, препоясав чресла ваши истиною» (Еф. 6:14). «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас во славу Божию» (Рим. 15:7).
Апостол напоминает, что Христос возлюбил грешников и грешниц. С ними Он жил, с ними беседовал; очищал, укрощал их души; учил, смирял, обличал, успокаивал и терпел. Да и нас, грешных, Он оправдывает не по великой ли милости Своей? Почему мы дерзаем приступать к Св. Христовой Чаше? Очевидно, по милосердию Божию. Все наши немощи, все слабости наши Господь наш Иисус Христос берет на Себя. Подражая Христу, мы должны запасаться терпением и переносить недостатки ближних. Одни должны советовать, а другие внимать советам, сильные обязаны утешать слабых, немощные же обязаны не раздражать, не возмущать ближних своих. Тогда, как учил апостол, все мы «единодушно, едиными устами и жизнью прославим Бога и Отца, Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:6). Аминь.