Источник

140. Едящие и пиющие на трапезе, и прочие алчущие, не допускаемые к ней за свою вину

Бывает, что в доме некоем одни едят и пьют на трапезе и утешаются, но прочих господин дома не допускает к трапезе той за некую вину их, и так объемлет их скорбь и печаль, ибо хотят есть и до этого не допускаются. Видят прочих едящих, и пиющих, и утешающихся, но сами алчут и жаждут, и так печалью снедаются. То же будет и грешникам. Обымет и их скорбь, печаль и туга несносная, и пожалеют, но поздно и бесполезно, когда увидят праведных во утешении, чести, славе, блаженстве вечном, едущих и пиющих на трапезе Господней, себя же – всего того блаженства лишаемых и в великом мучении находящихся. И сие-то есть, что говорит Господь иудеям: Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк. 13:28), и прочее. И через пророка говорит: Вот, рабы Мои будут есть, вы же будете алкать. Вот рабы Мои будут пить, вы же возжаждете. Вот рабы Мои возрадуются, вы же посрамитесь. Вот рабы Мои возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего и от сокрушения духа восплачете (Ис. 65:14).

Так увидел евангельский богач убогого Лазаря, в лоне Авраамове утешаемого, себя же страждущего в пламени огненном, увидел и возгласил: Отче Аврааме! Умилосердись надо мною, и прочее, – но услышал в ответ: Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (Лк. 16:24–26).

Такой же ответ услышат и прочие нераскаянные грешники, которые ныне благами Божиими утешаются, но Бога забывают и убогих лазарей презирают. Особенно же обымет скорбь и несносная болезнь господ, князей и вельмож, которые рабами своими гнушались, и их как бы подножие и как бы скотов имели, но их в славе, а себя в бесчестии увидят; обымет богатых, когда нищих и убогих, ими презренных, увидят во царствии Божии, себя же вне того; обымет всех ругателей, когда тех, которых здесь, в мире, поносили, злословили, ругали, бесчестили и как бы гноем считали, увидят в славе несказанной, себя же в бесчестии и укоризне. И сие-то есть то, что в книге Премудрости Соломоновой написано: Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицом оскорбивших его и презиравших труды его. Видящие смутятся страхом тяжким и ужаснутся преславному спасению его и, каясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «Это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поношения. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестной! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? Итак, мы заблудились от пути истинного, и свет правды не светил нам, и солнце не воссияло нам. Мы преисполнились делами беззаконными и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали» (Прем. 5:1–7).

Христианин! Видим в Святом Писании пресладкую ту трапезу, разнообразно к поощрению и утешению нашему изображаемую. Видим ядущих и пиющих на трапезе той; видим алчущих и жаждущих трапезы той, но праведным судом Божиим не допускаемых и изгоняемых от нее. Там возлежат верою и правдою послужившие Господу и угодившие Ему; возлежат святые патриархи, возлежат пророки, возлежат апостолы, возлежат святители, возлежат мученики, пустынники, преподобные, и все святые и праведные. Но грешники на ту трапезу издалека смотрят; хотят к ней прийти, но не допускаются; желают есть и пить, но не дается им; каются и жалеют, но уже поздно. И так объемлет их скорбь и теснота, печаль и воздыхание, но поздно и бесполезно.

Христианин! Мы, слава Богу, еще в мире сем живем, еще надежда наша не погибла, еще двери к трапезе оной отверсты, и все Милостивым Господом к ней призываются. Итак, не вознерадим о себе, чтобы и мы от пресладкой той трапезы не были изгнаны. Покаемся, и верою и правдою Господу нашему Иисусу Христу угодим, да и нас общниками сотворит трапезы той. А поскольку многие скорби встречают идущих к утешению тому, не возвратимся вспять, притесняемые ими, но претерпим их. Претерпевший же до конца спасется. Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие (Мф. 24:13; Деян. 14:22). И голос с неба свидетельствует о возлежащих на трапезе той: Это те, которые пришли от великой скорби (Откр. 7:14), и прочее.

Надежда чаемого добра поощряет к подвигу и в подвиге утверждает. Надежда обрести богатство купца по чужим странам скитаться поощряет и укрепляет, надежда обрести плоды земледельца трудиться и потеть, надежда обрести разумение ученика в училищах обучаться и всякую нужду претерпевать, надежда на победу воина против врагов подвизаться поощряет и укрепляет. Так и нас более всего надежда будущего блаженства да подвигнет и укрепит в подвиге до конца. Ибо конец добрый блаженство наше исполняет, по изреченному: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, – говорит Господь (Откр. 2:10).


Источник: Собрание сочинений святителя Тихона Задонского : [В 5 т.] – Изд. Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, - Москва : Профиздат, 2003. (Святоотеческое наследие) / Т. 2. – 952 с.

Комментарии для сайта Cackle