Источник

139. Малые дети

Видим, что малые дети несмысленны. Когда игры их и шуточные вещи отнимаются у них, – плачут и рыдают, но когда находят злодеи и дом и имение расхищают, – смеются и небрегут о том. Таким детям подобны и многие христиане. Когда у них временное что отнимается, – плачут и рыдают, а часто и смерти себе предают; а что вечное блаженство через грех от них отнимается, о том нерадят. Лишаются или богатства, или чести, или славы временной, – сетуют и печалятся, плачут и рыдают; но что злодей душ человеческих, дьявол, хитростью своею лишает их вечной жизни, богатства, чести, и славы и всего блаженства вечного, небрегут о том. К таковым принадлежат блудники, прелюбодеи и все любители нечистоты, воры, хищники грабители, чародеи и призывающие их, хульники, клеветники, ругатели, хитрецы лукавые, лживые и прочие, в грехах пребывающие.

Видно, что все таковые небрегут о вечном сокровище спасения, у них хитростью дьявольскою отнимаемом. Знать, что они, чего не видят, о том небрегут; а что видят, о том пекутся, и о потерянном жалеют; так не видят вечной жизни, и о погублении ее не жалеют. И так сами эти люди видят, что у них на устах только вера, а в сердце неверие и безбожие кроется, ибо невозможно, воистину невозможно имеющему светильник веры, в сердце горящий, к вечным благам со всяким усердием не стремиться, а так и в истинном покаянии не пребывать, и от всякого греха не удаляться. Ибо вера человека обновляет, и от грехов и суеты мира отвращает, и к будущим обещанным благам руководствует, и их как видимые ему представляет.

О! Если бы человек хотя бы малую частицу вечной жизни увидел, – всю бы суету мира сего бросив, с великим стремлением к ней поспешил. Но поскольку не видит ее, а Божию слову, которое блаженство той жизни разнообразно изображает, не верит, то и не ищет ее и о том, что погубляет ее, не жалеет, а только стремится к тому, что чувства ему представляют, и, лишаясь этого, жалеет о нем. Вот дело малых и несмысленных детей, или даже скотское житие, ибо скоты, что видят, к тому и стремятся; а чего не видят, того и не желают. Человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им (Пс. 48:21).

Не так делает христианская и благочестивая душа, которая имеет светильник веры, в сердце своем горящий. Она со всяким стремлением спешит к вечной жизни, и ее лишиться весьма опасается; а потому от всякого греха и суеты мира, как от явных к тому препятствий, отвращается, и о временных благах по апостольскому слову рассуждает: Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1Тим. 6:7–8). А когда лишается временных благ, не сокрушается так, как сыны века сего делают, но с праведным Иовом говорит: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1:21).

Христианин! Великое безумие и явная пагуба – жалеть и плакать о том, что как тень проходит, что ныне имеем, а вскоре и не будем иметь, ибо кончина жизни нашей всему полагает конец, а не жалеть о том, что, единожды сысканное, вовеки пребывает. Верно слово Божие: что оно говорит, то непременно будет. Прекрасно и различно оно изображает и представляет нам вечную жизнь, и к получению ее путь показывает, то есть истинное покаяние и живую веру.

Итак, поверь живо и действительно слову Божию, и, без сомнения, переменишься и обновишься, и будущую жизнь оком веры увидишь, и, еще на земли живя, малые крупицы сладости ее будешь вкушать. Тогда и ты со псаломником будешь сердцем говорить: Как вожделенны селения Твои, Господи Сил! Всемерно желает душа моя во дворы Господни (Пс. 83: 2–3). Тогда, истину тебе говорю, весь мир со всею своею суетою, гордостью и красотою, омерзеет тебе. Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1Кор. 14:20). Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло (Рим. 16:19).


Источник: Собрание сочинений святителя Тихона Задонского : [В 5 т.] – Изд. Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, - Москва : Профиздат, 2003. (Святоотеческое наследие) / Т. 2. – 952 с.

Комментарии для сайта Cackle