Ответ 18, того же великого старца к тому же, на вопрос его: откуда происходит теплота и холодность и нечувствительность сердца; и о телесной брани.
Касательно теплоты и холодности (скажу): известно, что Господь назвал Себя огнем (см. Втор. 4:24; Евр. 12:29), согревающим и разжигающим сердца и утробы (см. Пс. 25:2). Если это так, то диавол, напротив, – холоден, и от него происходит всякая холодность. Если же было бы иначе, то как же сказано: «тогда... изсякнет любы многих» (Мф. 24:10, 12), что означает: «тогда», как не во время (преобладания) соперника? Если ощущаем холодность, призовем Бога, и Он, пришедши, согреет сердце наше совершенною любовью Своею не только к Себе, но и к ближнему, и от лица теплоты Его изгонится холодность ненавистника добра. Если враг иссушил источник сердечных слез твоих, то умножил в тебе телесную влагу6; но прими7 Господа в доме твоем, и Он иссушит ее, и источник слез твоих очистит, да источит оный снова мысленную воду. Желающий придти в страх Божий, терпением достигает сего: «Терпя потерпех Господа, – говорит Писание, – и внят ми и услыша молитву мою», и что же? – «возведе мя от рова страстей и от брения тины» (Пс. 39:2, 3). К этому же рву принадлежит и нечувствительность сердца. Приобрети то, чего желаешь, и спасешься о Христе Иисусе, Господе нашем.
* * *
В славянском переводе: «увлажнил есть подчревность твою».
В славянском переводе: «учреди».