Источник

Ч

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Вопр. Чему учит блаженство сие?

Отв. Тому, что блаженны – те люди, которые творят дела человеколюбия. Дела же человеколюбия двоякого рода: одни из них относятся к телу, другие – к душе.

Вопр. Сколько дел человеколюбия, относящихся к телу?

Отв. Седмь: первое – дать алчущему пищу, т. е. бедным и немощным, которые не могут пропитывать себя собственными трудами... и не только тем бедным, которые в большем множестве открыто просят, или которые находятся в богадельнях; но также – и тем, которые, по своей стыдливости, не могут просить милостыни, всегда памятуя сие предостережение Господа: егда твориши милостыню, не воструби (Мф. 6:2). Второе – напоить жаждущаго, который, по причине бедности и слабости своей, не имеет средств утолить жажду свою (Мк. 9:41). Сюда принадлежат все услуги, которые каким бы то ни было образом оказывает кто-нибудь немощным и бедным. Третие – одеть нагаго. Сего блаженства достигают те, которые, быв подвигнуты человеколюбивым расположением, помогают в нужде ближнему, одевая его наготу и защищая от стужи. Четвертое дело человеколюбия посещать заключенных в темнице. При сем, мы не должны изыскивать, за какую вину кто посажен в темницу, и кто именно тот человек, который содержится в темнице. Ибо наш долг всякого посетить и утешить, дабы не впал в отчаяние... Пятое дело человеколюбия навещать больных – вообще всякого больного, а особливо который лежит в больнице, или на торжище, хотя би он, был вовсе неизвестен, и навестив утешить беседою, сострадая ему сердечно и подкрепляя упованием на Бога... Если же больной будет иметь прилипчивую болезнь: в таком случае должен исполнять дело человеколюбия посредством способных к сему людей, которые могут обращаться при заразительных болезнях, без вреда себе. Шестое дело человеколюбия по отношению к телу есть, – ввести страннаго в дом свой, особливо – тех же странных должно с радостным лицем принимать в дом, которые, путешествуя по св. местам для поклонения, по обещанию своему, останавливаются в селениях для отдыха: таковы суть все богомольцы и все бедные. Седьмое дело человеколюбия есть погребать умерших, по обычаю христианскому, и, как еще прежде христианства, поступал Товия (Тов. 2).

Вопр. Сколько дел человеколюбия, относящихся к душе, и какие – они?

Отв. Седмь. Первое – чтобы отклонить грешника от греха, и привести его к лучшей жизни, по слову апостола Иакова (Иак. 5:19, 20). Сей долг человеколюбия есть первый и главный. Но, при исполнении его, должно остерегаться, чтобы по неопытности не привести грешника в отчаяние или в излишнее упование на милосердие Божие. Второе дело духовного человеколюбия есть наставить неученаго или невежду, чрез научение его – как веровать во единого Триипостасного Бога, а также – заповедям Божиим и молитве... Сюда относится и то, чтобы стараться о доставлении сирым детям образования в науках, дабы со временем соделались полезными св. Церкви и обществу. Третие дело духовного человеколюбия есть – подать добрый совет имеющему нужду в нем. К сему относится и то, чтобы извещать ближнего об опасности, в которой находится или жизнь, или честь его, и о которой он не знает, впрочем так, чтобы не породить распрей и еще больших опасностей. Четвертый долг духовного милосердия есть – молиться Богу за ближняго своего. Сей долг человеколюбия первоначально падает на духовных отцов и пресвитеров Церкви, а потом на мирских людей. Пятое дело духовного человеколюбия – утешить печальнаго. Сия обязанность требует, чтобы мы не приводили никого в состояние гнева и жалобы на нас, по слову Апостола: аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим. 12:18). Шестое дело духовного человеколюбия есть переносить обиды с терпением. Мы исполняем оное тогда, когда претерпеваем что-либо за Христа; поскольку Господь наш Иисус Христос претерпел за нас несравненно большие обиды... Когда мы терпим что несправедливо, должны благословлять Бога и просить у Него прощения врагам нашим. Седьмое дело духовного человеколюбия состоит в том, чтобы прощать погрешности, которыя сделали пред нами другие... Прощать же мы должны не только однажды в день, но в каждый день семью семьдесят раз, как на вопрос Петра ответствовал Спаситель наш: не глаголю тебе до седми крат, но до семьдесят крат седьмерицею (Мф. 18:22).

Вопр. Как святой Димитрий Ростовский учит в летописи своей о происхождении человека?

Отв. По устроении и украшении всего зримаго, горняго и дольняго создания, и по насаждении рая, Бог Троица – Отец и Сын и Св. Дух, в Божественном Своем совете рек: сотворим человека по образу нашему и по подобию, да обладает рыбами морскими и птицами небесными, и зверьми и скоты, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земли. И сотвори Бог человека (Быт. 1:26, 27).

Образ Божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе. Ибо Бог не имеет тела. Бог есть Дух безплотен, и душу человеческую создал безплотною, Себе подобною, самовластною, разумною, безсмертною, вечности общницею, и сопряг ее плоти, как св. Дамаскин к Богу вещает: дал ми еси душу Божественным и животворящим вдохновением, от земли ми тело создав (погреб. песни). Есть же душа образ Божий и потому, что имеет тройственную силу, а едино естество. Силы же души человеческой сии суть: память, разум и воля.

Были еретики, называемые антропоморфитами (человекообразниками), которые, толкуя сии слова Божии: сотворим человека по образу Нашему, говорили, будто бы Бог имеет тело, главу, браду, руки, ноги и пр. Их обличает св. Василий Великий в Шестодневе своем (Бесед. 10). «Како по образу Божию мы созданы?.. Аще по образу Божию мы созданы: очеса ли суть у Бога, и ушеса, и руки, и глава, и член, на немже седит, ибо в Писании Он описуется седящим? Нозе ли суть у Бога, коими ходит? Отрини нелепыя мечтания сердечныя; отвержи помысл, неприличный величеству Божию. Без образов есть Бог, прост, безвозрастен, неколичественен... А еже глаголет: сотворим человека по образу Нашему, внутренняго человека разумеет, о котором говорит Апостол: аще внешний наш человек тлеет, но внутренний обновляется по вся дни (2Кор. 4:16). Внутрь убо имамы человека, и сугубы мы; и истинно говорится: внутрь есмы. Аз бо есмь по внутреннему человеку; внешнее же не аз, но мое; не рука бо аз, но аз – словесное души, рука же есть часть человека: и тело человеческое есть орудие души; человек же господственне по самой души».

Вопр. Как создал Бог человека?

Отв. Созда Бог человека, взем персть от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу (Быт. 2:7). В создании Адама было прообразование воплощения Христова во утробе Пречистыя Девы. Как Адам от земли девственной создан: так Христос от Марии Девы рожден. Как Адамова мати – земля ни от кого не была орана, ни засеменена: так Христова Мати Дева не позна мужа, ни всеяния. Адам руками Божиими от земли создан, Христос Духом Святым во утробе Девической воображен. Оба – от единаго Отца Бога; обоим – девствующая матерь; оба суть Сыны Божии; но Адам создание; Христос же соприсносущный Отцу, Бог и Создатель (св. Амвросия слов. 38).

Вопр. Для чего Бог благоволил создать человека от брения перстнаго, из вещества низкого?

Отв. Сугубыя ради вины: во-первых, на укоризну и посрамление диаволу, да, видя толь худое и немощное создание, восходящее в небесную честь, из которой он ниспал, постыдится и терзается завистию; во-вторых, да человек, зная свою худость и памятуя, из чего он произошел, не превозносится в гордыню. Имя первому человеку Бог нарек Адам. На языке Еврейском Адам толкуется землен или червлен, красноватый, потому что от земли червлены (глины) создан.

Да возможем удобнее познать совершенство и достоинство первозданной природы человеческой и души, рассудим, говорит святитель Тихон (ч. 8 гл. 13), некоторые обстоятельства, коими показуется ея достоинство, доброта и совершенство. 1) Душа человеческая, по описанию св. Макария Египетского, есть некое создание Божие разумное, красное, великое, чудное и преизрядное, подобие и образ Божий (Бесед. 1 гл. 7). 2) Бог ради человека все, небо и землю с исполнением и украшением их, сотворил; ибо весь видимый мир ради человека создал. И прежде человека, все вещи созданы от Бога для того, чтобы было где человеку жить, и чем довольствоваться, и было бы кому служить человеку, который имел быть созданным, яко господин; а после всего уже человек создан, дабы как господин созданными вещами обладал и распоряжался, – и Бога, яко Создателя и благодетеля своего, благодарил, почитал и хвалил. Посему человек есть конец всего Божия создания видимого. Отселе заключается, что человек есть превосходнейшее, краснейшее, благороднейшее и совершеннейшее создание. Потому что все создание и украшение для него от Бога сотворено. Ибо простый, естественный разум говорит, что та лучшая и совершеннейшая вещь, для которой прочия вещи устрояются. Наприм. лучший и достойнейший есть господин паче раба, служащего ему; ибо раб – ради господина; лучше и важнее человек пищи, одежды, дома, злата, сребра, потому что все сие – ради человека. Сие самое Христос назнаменуя, рек фарисеям: суббота ради человека, а не человек ради субботы (Мк. 2:27). Ежели же все для человека создано, то человек – лучше и благороднее всего, т. е. неба, солнца, луны, звезд, земли, подобно как человек – лучше субботы; потому что суббота бысть человека ради.

Вопр. Еще из чего можно видеть совершенство природы нашей?

Отв. Во-первых известно, что природа человеческая состоит из двух частей – из души и тела. Особенное достоинство и благородство и красота души является от тела человеческого, в котором душа, как в доме своем, обитает. Посмотри всяк на юного человека, который добротою лица и прочими естественными дарованиями одарен: как он прекрасен! Какое животное с ним сравниться может? Ежели же столь прекрасно и совершенно тело – дом и жилище души: то сколь прекраснее и совершеннее – душа, которая в нем обитает! Сколь совершенна, и пред прочими природами превознесена и возвеличена природа человеческая, составленная из столь прекрасной души и превосходно устроеннаго тела!..

Вопр. Еще что ясно говорит об особенном совершенстве природы человеческой?

Отв. Во-вторых. Еще преимущественное достоинство и совершенство человека явствует из того прекрасного места, на котором первозданный человек был поселен. Место это был рай сладости, утешения и радости исполнен, как царский дворец прекрасный, всякими древами плодовитыми, благовонными и красными, и прочими украшениями украшен, дабы и от места своего познавал свое благородие и достоинство. Но не только великолепное жилище первозданнаго человека, но и особенный образ сотворения его свидетельствуют об особенном совершенстве его природы.

Вопр. Как же создан человек первый?

Отв. Первозданный человек сотворен особенным Божественным советом. Вся тварь словом единым от Бога создана: рече и быша; но когда до человека дошло дело, не так изволилось благому Богу и Создателю нашему создать его, но особенным некиим советом. Каким? Таким: имея сотворить человека, глаголал Триипостасный Бог: сотворим человека (Быт. 1:26). Как дивное некое, преславнейшее, благороднейшее, достойнейшее, великолепнейшее создание Свое желая в дело произвести, глаголал Создатель: сотворим человека. Таковое преимущество, и отличие, и предпочтение оказаны человеку в создании его, ради превосходства и особенных совершенств его природы.

Вопр. Еще из чего усматривается особенное достоинство природы первозданного человека?

Отв. Наипаче красота, достоинство и совершенство существа человеческого и особенно души его усматривается из того, что в ней образ Свой Божественный напечатлел Бог и Создатель наш. И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его (Быт. 1:27). О, коль дивная и великолепная красота и достоинство души! Образом Божиим почтена и украшена душа человеческая! Все вещи созданные, – дивны и свидетельствуют о всемогуществе и премудрости Божией; но человек в себе – в душе своей имеет образ и подобие Создателя своего. В создании всех прочих вещей все могущество и премудрость Божия показалась; но в душе человеческой, кроме того, подобие и образ Божий написан явился... Какое может быть большее украшение и преимущество созданию, как образ Создателя своего иметь? Кто может сию красоту и преимущество понять и словом изобразить? Образ подобен должен быть первообразному, как образ смотрящего в зеркало подобен тому, кто смотрит в зеркало. Рассуди же, какую красоту и великолепие имеет несозданное естество – Бог! Тогда и созданного от Него естества, по образу Его сотворенного, красоту и благолепие несколько познаешь. Бог есть красота бесконечная, которой Ангели святии от начала насытиться и восхвалить не могут. И избранных Божиих в том наипаче блаженство состоит, что сию Бесконечную доброту лицем к лицу без конца и ненасытно будут видеть и наслаждаться ею. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело, и человека первозданного возвеличил и образом Твоим украсил.

Вопр. Что св. Иоанн Дамаскин говорит о первозданном человеке?

Отв. Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, чуждым печали и забот, сияющим всеми совершенствами, преизобилующим всеми благами, как бы некий вторый мир – в великом малый; как другого Ангела, поклоняющегося Богу, – сотворил смешанным из двух природ, созерцателем твари видимой, таинником твари, умом постигаемой, царем всего, что на земле, подчиненным верховному Царю; земным и небесным, временным и безвременным, видимым и постижимым для одного ума; как нечто среднее между великим и низким, сотворил духом и вместе плотию, – духом для принятия благодати, плотию в предупреждение гордости; духом для того, чтобы он твердо стоял и прославлял своего Благодетеля; плотию – для того, чтобы подвергался страданиям, и страдая не забывал себя и вразумлялся, если бы вздумал превозноситься своим величием; – сотворил животным, поставленным здесь, т. е. в настоящей жизни, и преселяемым в другое место, т. е. в будущую вечную жизнь, и что составляет верх тайны – существом обожаемым за свое прилепление к Богу, и обожаемым по причастию божественного озарения, а не претворяемым в Божию сущность.

А как совершилось плачевное дело падения, какие его последствия, св. Церковь плача воспоминает и изображает в неделю сыропустную.

«Создатель мой Господь, персть от земли прием, мя живоносным дуновением вдушив (душу вдохнув), оживи, и почте на земли начальствующа видимыми всеми, и Ангелом купножителем. Сатана же, сосуд льстивый змия употреби, в снедию прельсти, и Божией славы разлучи, и преисподнейшей смерти предаде в землю (Стих. 1, на Господи возв.). «Одежды Боготканныя совлекохся окаянный, твое Божественное повеление преслушав, Господи, советом врага; и смоковным листвием и кожаными ризами ныне облекохся; потом бо осужден бых хлеб трудный снести; терние же и волчец мне принести земля проклята бысть» (и пр. Стих. 2). «Адам изгнан бысть из рая преслушанием, женскими глаголы прельщенный и наг седит, прямо села (рая), увы мне рыдая» и пр. (Стих. 4). «Седит Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукаваго увещанну и окрадену и славы удаленну – увы мне (Стих. 5. Слава)!

Повреждение человеческого естества первородным грехом свят. Тихон весьма ясно изображает в своем Сокровище Духовном под статьею: лодка или судно на реке (Ч. 12). Что лодка на реке, то – человек падший и поврежденный в Адаме. Видим, что лодка сама собою вниз по реке плывет, а противу реки или вверх реки никак плыть не может; но когда надобно ей идти вверх реки, нужны ей гребцы сильные, или парус со способным ветром, подвигающий и женущий ее: таков и человек по падении своем. По плоти, по прихотям и страстям и по злой воле своей, яко растленный, и удобно и легко живет и действует, как судно вниз реки само собою плывет. Зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8:21). От сердца бо исходят помышления злая (Мф. 15:19). Страсти и прихоти наши с нами родятся; и потому им последовать и волю их творить легко нам и приятно, как в судне по реке плыть. Но против своей злой воли жить и побеждать ее и воле Божией покорять, и против прихотей и страстей стоять и подвизаться, и оныя распинать и умерщвлять, и благочестно и по-христиански жить – нам самим так неудобно и невозможно, как судну без гребцов противу быстрины речной плыть. Отсюду видим, сколько написано книг, которые стремление страстей воспящают; сколько проповедники трудятся, и против страстныя плоти гремят, и судом Божиим устрашают, и страхом то временныя, то – вечныя казни удерживают; и сам человек, слыша слово Божие, ужасается и смущается, и кается часто; но однако, по воле страстей и прихотей, вниз нисходит, как судно по реке стремится. Такое то – растленное естество мы имеем! В такую низость и окаянство упал человек чрез грех! В такое – то бесчестие предивная оная доброта – Божий образ, хитростию диавольскою, пришел!

Что ж нам делать? По прихотям и страстям жить, Христианству и Вере святой и слову Божию противно и для нас – гибельно; а против стремления страстей стоять, их усмирять и побеждать сами собою не можем. Надобно убо неотменно вышеестественной силе нам помогать, и нас, яко судно – противу реки, подвигать, и противу стремления страстей укреплять, и сердце наше к воздыханию и сердечной молитве и к прочим христианским добродетелям возбуждать. Все сие действует Божия благодать, живущая в человеке. С нею все может человек: без нея ничего не может... На всякое убо время, и час и минуту требуем Божией благодати. Божия благодать есть жизнь душ наших. Без Божией благодати душа быть не может. Посему то повелено нам молиться, просить, искать и толкать (Мф. 7:7).

Вообще о человеке свят. Тихон в 25 письме своем (част. 14), вот что пишет. «Вот тебе по желанию твоему и о человеке пишу. Но поверь мне, что сколько раз о человеке разсуждаю, столько раз в великое прихожу удивление благости и любви Божией к человеку, так что убеждаюсь с Псаломником восклицать: Господи, что есть человек, яко помниши его? Или сын человеч, яко посещаеши его (Пс. 143:3)? Воистину дивное создание Божие – человек! Все создание Божие дивно; но далеко дивнейшее создание – человек! Дивный и промысл Божий о нем: создан он не так, как прочия твари, создан особливым советом Святыя Троицы: сотворим человека (Быт. 1:26). Создал по образу Божию и по подобию человек. Все вещи суть свидетельство всемогущества, благости, премудрости Божией; но человек кроме того образ Божий в себе носит. Воистину, краснейшая доброта, любезное благолепие, высочайшее достоинство, честнейшее благородие! Нижайший Бога, но высший всех созданий – человек. Образом Божиим почтен человек. Красно небо, солнце, луна и звезды, и все создание Божие; но прекраснее человек: ибо по образу Божию созданную красоту в себе носит. Разсуждай и размышляй, коль красен Бог, несозданная и присносущная доброта! Господи Боже мой! возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облеклся еси, одеяйся светом, яко ризою (Пс. 103:1, 2). Отсюда несколько познаешь, коль красна душа человеческая, по образу Божию созданная. Ибо образ должен быть подобен Первообразу. Все создание подчинено человеку. Ибо ни Богу, ни Ангелам, ни себе самим, но единому человеку служат создания Божия.

Но когда пал и погиб человек, чудным и непостижимым образом возставлен и взыскан. Сам Бог, – что всякий разум и удивление превосходит, – сам Бог ради человека в многобедный мир сей пришел и в человека вообразился, пожил на земли, трудился, болезновал, страдал и умер святейшею Своею плотию за человека. Не послал ни Ангела, ни ходатая, но Сам пришел взыскать и спасти погибшаго. Толь милостивый, человеколюбивый и чудный о себе промысл Божий дознавши – человек, какой милости не сподобляется от Бога! Еще был осквернен, опорочен, грешен, беззаконен, сын гнева; но омывается, оправдывается именем Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 6:11), делается духовным членом пренебесныя славы – Иисуса Христа; причащается таинственно Животворящаго Тела и Божественныя Крове Его; удостояется быть жилищем Божиим и храмом Св. Духа, сподобляется иметь общение со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом, быть чадом Божиим верою о Христе Иисусе, наследником Божиим, сонаследником же Иисусу Христу... Чего еще недостает человеку? Если так Бог почтил человека, то кто – против человека? Весь свет, весь ад, и все диаволы ничего не могут против человека. Бог – в человеке и за человека. Аще Бог по нас, кто на ны (Рим. 8:31)? Но что будет в будущей жизни человеку? Какое добро? Какое блаженство, какая честь, какая слава? Как река, непрестанно потечет умом непостижимое и языком неизреченное его блаженство. Возсияют люди Божии, яко солнце, во царствии Отца небеснаго; будут, как ангелы; будут как бози вторые; будут царие и господие; будут царствовать во веки веков.

Видим, размышляет свят. Тихон, что люди людям угождают. Угождают подданные царям, подвластные – властям своим, дети – родителям... так, и наипаче нам, христиане, Богу должно угождать... Угождают люди царям своим: Бог есть Царь наш и Царь вечный, Царь царствующих, и страшен Царь по всей земли. Должно убо Ему угождать, яко Царю: благословенно царство Отца и Сына и Св. Духа. Угождают люди властям и начальникам своим. Бог есть властитель и начальник наш верховнейший, Котораго власть и начальство вечное. Должно убо Ему угождать, яко властелину и начальнику нашему вечному. Угождают люди господам своим. Бог наш есть Господь высочайший, и есть Господь господствующих. Должно убо Ему угождать, яко высочайшему Господу нашему. Угождают люди своим благодетелям. Бог есть высочайший наш благодетель, от Котораго безчисленныя получили и получаем благодеяния, и каковаго нет и не может быть больший благодетель: ибо мы – Его создание, и все, что ни имеем, от Него имеем. Должно убо Ему, яко высочайшему благодетелю, угождать. Угождают люди отцам своим. Бог есть Отец наш: словом Своим святым и банею крещения духовнаго родил нас. Должно убо Ему, яко благоутробному Отцу нашему, угождать. Должно угождать Тому, Которому все святые Ангелы со страхом, любовию и радостию угождают, – Тому, Которому вся тварь работает и угождает, – Тому, Котораго вся трепещут и Которому противитися страшно, – Тому, Который может и душу и тело в геенне огненной погубить, – Тому, у Котораго в руце всех живот и смерть, – Тому наконец, от Котораго чаем воскресения и жизни будущаго века. И угождать Ему должно искренно, чистосердечно и нелицемерно, т. е: должно угождение оное происходить от веры и сердечнаго основания. Ибо Он, как сердцеведец, глубину сердец наших испытует, и видит, как Ему угождаем, искренно или лицемерно. Кому же и угождать, как не Богу нашему?

Вопр. Что пришло на ум св. Тихону, когда он слышал сие простое слово: чей ты?

Отв. Слышим, говорит он, что один другаго вопрошает: чей ты? и отвечает другой: я-де такого-то господина раб, или такого-то отца сын и пр. Так, когда христианина вопросят: что ему должно ответствовать? Подлинно, всякому христианину должно отвечать: Христов раб есмь; ибо Христа исповедует Господа своего. Но посмотри, христианине, в совесть твою: работаешь ли ты Христу? Угождаеши ли Христу, яко раб – господину? Мученики святые, когда мучители их вопрошали – чьи вы? ответствовали дерзновенно: мы – христиане, мыХристовы рабы. Но они так верны Христу Господу своему были, что крови и живота своего, ради имени Его Святаго, не щадили, – так Его любили, что не только честь, слава, богатство мира сего, плач и слезы родителей, жен и детей, но и ужасное мучение и самая смерть от Христовой любви не могли отлучить их. То-то истинные рабы Христовы, то-то истинные христиане, сынове света, сынове Церкви святыя, кроткия овцы Христовы, храбрые воины Христа Царя, чада Бога вышняго, и наследники царствия Его! А тебе, христианине, который Христа исповедуешь, но противно Христу живешь, тебе, говорю, как сказать: Христов раб есмь? Распни плоть свою со страстьми и похотьми, и будешь истинно Христов раб, исповеданием и самым делом – христианин... Твори, что хощет Господь, и тогда называй Его Господом своим, и он признает тебя за раба своего. Аминь (Часть 12, ст. 8).

Вопр. Как рассуждает святитель Тихон о честолюбии?

Отв. (Кн. 5, гл. 11, §128). Честолюбие и славолюбие происходят от гордости, свойство которой есть – любить почтение, похвалу, поклонение и прославление. Корень же и начало его есть льстивый оный и ядовитый древняго змия совет прародителям нашим: будете яко бози (Быт. 3:5). Тот же коварный враг и ныне страстной нашей плоти, яко Еве, во уши шепчет, дабы искала владычества, господства, почитания и славы суетныя.

Как сребролюбия и лихоимания страсть ненасытна: так ненасытна и страсть честолюбия. Как сребролюбец, чем более растет у него сребро, тем более жаждет его: так честолюбец, чем выше восходит в честь, тем выше еще подняться желает. Повседневные примеры сего имеем пред глазами. И в историях видим, что многие язычники, не удоволясь высоким титлом царским, желали и повелевали богами себя называть; а иные, не довольствуясь пределами своего владения, других себе покоряли, и так – свою славу расширять старались. О, когда бы язва сия в христианских пределах не имела места (Там же – §130)!

Честолюбие и славолюбие многих зол виною. 1) Оно учит ласкательствовать, со вредом для души сообразоваться высшим и последовать их нравам: порок – добродетелию и добродетель пороком называть, льстить, лгать, лукавствовать, чтобы чрез сие в любовь и милость вкрасться и честь желаемую получить.

2) Оно учит клеветать на ближняго, добрых – злыми, а злых добрыми называть, чтобы угодить тому, у кого милость мнимая ищется. Словом сказать: из человека псом ласкательным делает. 3) Оно учит лихоиманию, потому что дабы, получить честь, надобно щедро наполнить руки ходатаев, многих дарить, угощать. 4) Честолюбие научает неповинную кровь проливать. Так Авессалом умыслил на кроткаго и неповиннаго Давида, царя Израилева, обнажить меч, и сын беззаконный праведнаго отца своего умертвить, чтобы царством Израилевым завладеть... Так поступил честолюбивый и беззаконный Ирод: всех детей от двух лет и ниже во всех пределах Вифлеема избил, чтобы с ними умертвить и родшагося младенца – Христа Царя Иудейскаго, думая тем упрочить свою царскую власть. Тоже честолюбие и ныне много неповинной крови проливает и самых помазанников Божиих касаться не устрашается... 5) Честолюбие и по получении чести не успокоивается; но и тогда многия беды производит, нарушая присягу, которую учинил пред сердцеведцем Богом, попирая правду, делая насилия убогим, отягощая налогами и работами излишними, дабы удовлетворять потребности своей страсти. Зло есть лихоимание! Но еще злее честолюбие (Там же §131)!

Чтобы избавиться от сего порока, должно помнить: 1) что сан и честь христианину должно быть не иное что, как иго, от Бога наложенное, которое должны носить в славу Божию и пользу братии своей; 2) что равно славные и неславные, господа и рабы, почтенные и безвестные умирают и предаются земле: никто с собою славы своея туда не относит, но все мирское миру остается; 3) что суд жесточайший преимущим бывает. Ибо малый достоин милости, сильнии же сильне истязани будут (Прем. 6:5, 6); 4) что нет большей чести и славы, как быть истинным христианином, котораго достоинства славолюбие лишает, по слову Христову: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Ин. 5:44) (Там же §134)?

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. В изъяснение сих слов Господа нашего Иисуса Христа, свят. Тихон прекрасно говорит, смотря на величественное и прекрасное солнце. Солнце в чистой и тихой воде ясно видится, и подобие его изображается: так Бог – вечное солнце – в тихой, непорочной и чистой душе показуется, и образ Свой в ней изображает. Очистим убо себе, о возлюбленнии, от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2Кор. 7:1), да и в нас вселится Бог – вечное солнце, и так образ Его святый в нас изобразится.

Солнечнаго света не вмещают дебелыя и густыя вещи, как-то: земля, стены каменныя и деревянныя и прочия; напротив того, стекло, чистая вода, хрусталь и прочее вмещают: так ум, грехами и похотьми мира сего помраченный, не может вместить Божия просвещения. Ибо подобное в подобном вмещается. Сего ради глаголет: востани спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5:14). Покайся и очисти душу покаянием и слезами, и отжени облак суетных твоих помышлений: и тогда просветит тя Христос (Част. 10, в ст. Солнце)!

Чистота относится и к уму и к сердцу. Вот что св. Димитрий Ростовский говорит о чистоте ума. Разум не делан и долгим временем не очищен, разум неразумен. Есть бо разум совершен, духовен; и есть посредний, душевен. Как внешняго учения или художества никтоже навыкнет, не всегда тому поучался: так и совершеннаго духовнаго разума и очищения умнаго кто изучится, не всегда о сем прилежание творя? Не потщавыйся кто пройти собою тесный путь Евангельский и об очищении ума вознебрег, аще и всю внешнюю мудрость извыче, слеп есть душею... Вси, елицы внешняго наказания (ума) навыкше, о духовном внутреннем делании, об очищении и просвещении разума нерадиша, всеконечно обезумишася и впадоша в различныя страсти или ереси, как то: Арий, Савеллий и прочие... Посему паче всего должны мы иметь тщание об очищении разума. Ум очищен и просвещен вся внутренняя и внешняя разуметь и возстязать может (1 Кор. Зач. 126. Алфавит. Ч. 1, гл. 3).

Вопр. Что в той же наисладкой книжице говорит святитель Димитрий о чистоте сердца?

Отв. (гл. 9) Не уязвляйся сердцем к красоте лица тленныя плоти: трава бо есть, и сено, и гной... Не любодействуй в сердце твоем с тварию, да не прогневаеши Господа, сотворшаго ю: малое бо приобретение, велика же тщета; малое веселие, велика же скорбь... (гл. 10). Не буди обуреваем блудными помыслы и скверными похотьми и действы, да не от Бога отлучишися... Чистоту и целомудрие всем сердцем возлюби, да прилепишися чисто Чистому, чистоты и целомудрия образ из Себя показавшему... О, колико лучше и честнейшее чистотное по Бозе ангельское житие, паче скотскаго сплетения!.. Наилучшее мирское по плоти житие не сравняется с чистотным ангельским целомудренным житием... Окаянная есть воистину сия похоть и любовь плотская, коей в след шествует тяжесть. Суетна воистину та сласть, яже влечет за собою горесть. Суетна красота, яже в смрад и гной обращается, яже не дарует покоя, ни живота вечнаго, паче же – отъемлет...

О, како и коль красно, еже ангельски, чистотно, безмятежно и безпечально с Ангельскими и преподобными жити лики вкупе! О сем бо Господь обеща живот вечный, и упокоит таковую душу вечным упокоением, и дарует ей присносущную радость и непрестанное веселие, и речет ей: прииди вся добрая, ближняя моя, и порока несть в тебе (Песн. 4:7). И будет ей благодать Св. Духа пища и питие тамо и присносущное наслаждение. Воспоют сицевии пред престолом Божиим песнь нову, ея же никто же ин может пети, точию сии, иже с женами не осквернишася, девственницы бо суть, – глаголет Тайновидец (Апок. 14:3, 4). «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается» (песнь церк.), «пред Богом едини чистии священствуют (Феоф. Болгар.)

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый, и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!

О чревоугодии и о прочих богопротивных излишествах свят. Тихон беседует в своем Сокровище Духовном (часть 13), в статье под заглавием – чрево. «Видим, что чрево ненасытно и всегда требует пищи и пития: без них оно быть не может. Сегодня насытится; на другой день, и третий, и далее вновь требует пищи: тоже и роскошь. Роскошь подобна чреву, все пожирающему. И роскошь прихотлива и никогда удовольствоваться не может. Но повидим, что делает роскошь, и оттуду узнаем, коль вредна и пагубна – роскошь. 1) Роскошь все новое замышляет и все хощет переделывать. Дом-де мой сей не хорош: надобно мне его перестроить и новый сделать. Одежда сия мне не нравится: надобно мне ее перешить, или новую сшить. Пища сия мерзеет мне: надобно приказать повару, чтобы такую и такую-то варил, тем и тем-то ее приправлял... Тако и во многом – подобным образом замышляет и размышляет кто? Тот, который знает, что Христос Господь за него пострадал и распят был на кресте, и в житии своем не имел, где главы подклонить, и которому от того же Господа показан путь узкий к вечному животу! О, бедный христианин, который так себя разширяешь! Осмотрись и увидишь, куда роскошь твоя тебя ведет? Когда тебе в таких мыслях подумать о Боге, о Христе, распятом за грехи твои, о душе, о смерти? Когда тебе подумать о суде Христовом, которому предстанешь, и за все ответ воздашь? 2) Роскоши учатся друг у друга, как видим. Один сделал по прихотям своим то и то, такие и такие построил покои, такую и такую пошил одежду и прочее. Делает тоже и другой, и прочие тоже. Итак люди друг за другом идут по подобию скотов неразумных, не разсуждая, полезно ли им то, в чем другим подражают. Чувствам последуют, а у здраваго разума и вернейшаго советника – слова Божия не советуются, и заблуждают. О, человече, не то делай, что люди делают, но что здравому разуму и св. Писанию согласно. 3) Что совершается чревоугодниками и роскошными тайно, о том срамно есть и глаголати. Плоть у всякаго человека свирепеет и похотствует; но у чревоугодников, которые отняли у ней узду воздержания, наиболее. Но как ни скрываются чревоугодники с темными своими делами, от всевидящаго ока Божия скрыться не могут... Обличу тя, глаголет Он, и представлю пред лицем твоим грехи твоя. Разумейте убо сия забывающие Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй (Пс. 49:21, 22). 4) Чревоугодие и роскошь требуют, чтобы человеку пространно жить. А для сего не мало суммы потребно. Что же замышляет чревоугодник? Откуда взять оную? Надобно чревоугоднику всякую делать неправду. Властелину надобно с подначальных брать; помещику излишние оброки на своих крестьян налагать, или принуждать их более дней в недели на него работать; купцу дешевую вещь за дорогую продавать; иному мзду наемничу удерживать; иному жалованья от государя определеннаго подкамандным своим не давать, и прочую неправду творить. Сему и всякому злу чревоугодие причиною!.. 5) Читаем в историях, что многие города и государства от чревоугодия и роскоши погибли. Роскошь и плотоугодие все и всякое добро, как чрево, или как пучина, пожирает, и самых сильных безсильными делает, и разслабляет, и к брани и трудам неспособными делает. Радость бывает окрестным неприятелям, когда в государстве враждебном им, роскошь и чувственность усиливаются. Горе убо той стране и государству, в котором чревоугодие усилилось! Горе, горе ему! 6) Видишь, христианине, как гибельны чревоугодие и роскошь! Берегись же чревоугодия и роскоши, да не развратишься и погибнешь. Скажешь: «прочие то делают: как и мне не делать сего?» Что говоришь, о человече? Прочие, поступая беззаконно, идут в погибель; убо и тебе надобно за ними следовать?.. В Содоме все беззаконновали; но праведный Лот на них не смотрел, а жил свято и богоугодно. Будь и ты в мире сем, как Лот в Содоме... Похоти и чревоугодию много надобно: естество малым довольствуется. Молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, Богоугодну... и не сообразуйтеся веку сему (Рим. 12:1, 2).

О чувствах св. Иоанн Дамаскин так рассуждает. Чувство есть сила души, получающая впечатления от вещественных предметов, или распознающая их. Орудия чувств суть органы или члены, посредством которых мы чувствуем; предметы, подлежащие чувствам, называются чувственными, и животное, одаренное чувствами, именуется чувствующим. Чувств пять, равно как и органов их. Первое чувство есть зрение. Органами или орудиями зрения служат исходящие из мозга нервы и глаза. Чувство зрения прежде всего усматривает цвет, а вместе с цветом распознает тело, имеющее цвет. Второе чувство есть слух, который ощущает голоса или звуки и распознает тоны их. Органы слуха суть нежные нервы мозга и уши со всем их устройством. Третие чувство есть обоняние; оно производится посредством ноздрей, которыми запахи поднимаются к мозгу; а оканчивается при краях передних желудочков мозга. Итак обонянием мы ощущаем и распознаем запахи. Главные виды запахов суть благовоние и зловоние, и потом – запах средний... Четвертое чувство вкус, который принимает или ощущает качество того, что мы вкушаем. Органы вкуса – язык и особенно конец языка, и верхняя часть во рту, которую называют небом. В сих органах находятся простирающиеся из мозга довольно разширенные нервы, которые передают высшей способности души принятое впечатление или ощущение. Качества вкушаемых веществ суть: сладость, пряность, кислота, острота, терпкость, горечь, соленость, жирность, клейкость. Пятое чувство есть осязание: оно есть общее всем животным. Чувство сие действует посредством нервов, распростертых из мозга по всему телу. Посему чувство осязания находится во всем теле, и даже – в органах прочих чувств. Чувству осязанию подлежат холод, теплота, мягкое и твердое, вязкое и жесткое, тяжелое и легкое... Должно знать, продолжает св. Иоанн Дамаскин, что Создатель каждое из прочих чувственных орудий устроил вдвойне, чтобы, при повреждении одного, другое восполняло сей недостаток. Так Он создал два глаза, два уха, две ноздри, два языка. А чувство осязания распространил Он по всему телу, кроме костей, ногтей, волос, рогов (глав. 18, Излож. Прав. Веры).

Св. Тихон о чудесах Божиих воспел (гл. 7. част. 9) песнь христианскую. Видена быша шествия твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, Иже во святем (Пс. 67:25). Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь (Пс. 97:1).

§496. Видим, возлюбленный христианине, преславная Бога нашего шествия в сотворении мира сего прекраснаго, когда верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим (Евр. 11:3). Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. 32:6, 9). Видим и поем всемогущую силу Его, яко вся из ничего создал, – дивную премудрость Его, яко вся премудростию сотворил (Пс. 103:24), – дивную благость Его, яко вся сия не ради Себе, но нас ради сотворил. Видим шествия Бога нашего в промысле о создании своем, и поем Ему с Пророком: вся к тебе чают, дати пищу им во благо время и пр. (Пс. 103:27–31, Пс. 144:15, 16)... Видим преславная Его шествия во всемирном потопе, в котором беззаконники страшно казнены, а праведный Ной чудесно спасен и поем Его правду и милость: правду, беззаконных наказующую, милость, благочестивых объимающую! Видим страшное Бога нашего шествие, егда сошед видети вопль Содомский и Гоморрский, огнем свыше сожег беззаконников, и из среды их Лота праведнаго исхитил, – и поем Его также – правду и милость. Видим преславное Бога нашего шествие во Египте, егда посла знамения и чудеса Свои посреди Египта на Фараона (Пс. 134:9), и изведе люди Своя в радости и избранныя Своя в веселии (Пс. 104:43), и запрети Чермному морю, и изсяче... и спасе я из руки ненавидящих... Покры вода стужающия им, ни един от них избысть (Пс. 105:8–10). Видим сие шествие Бога нашего, и поем: десница Твоя, Господи, прославися в крепости и пр. (Исх. гл. 15)... Видим шествие Бога нашего в пустыне непроходимой, Который пред людьми своими шел в столпе облака и столпе огня: распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию (Пс. 104:39). И настави я облаком во дни, и всю нощь – просвещением огня. (Пс. 77:14). Видим преславная Бога нашего шествия, егда введе люди Своя в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его, и изгна от лица их языки, и по жребию даде им землю (Пс. 77:54, 55)... Видим шествие Божие в Вавилоне, егда в пещь огненную ко отроком снисшел, и пламень в росу преложил; любящия Его прохладил и оросил, и пламенем попалил врагов своих, – и поем Ему с благословенными отроками: Благословен еси, Господи Боже отец наших, препетый и превозносимый во веки! Видим и в прочих преславных чудесах преславная Бога нашего шествия. Наипаче – видим шествие Бога нашего в плотском Его рождении, на земле с человеками пожитии, страдании, смерти, воскресении и живоносном плотию на небо восшествии, –  и исповедуем со Апостолом: исповедуемо велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти и пр. (1Тим. 3:16). Поем благодарно с Ангелами: слава в вышних Богу. Хвалим и благословим со пророком Захариею: благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим. В древних родах неслыханное чудо таковое, каковое мы слышим и веруем, – чудо, яко Бог от Девы родился, Слово плоть бысть, Невидимый явился, Царь небесный на земли пожил, не оставив престола славы Своея, Господь славы на кресте распялся. Новое се чудо, и чудо чудес! И посему поем песнь новую: «новое чудо и боголепное: Девическую бо дверь затворенную яве проходит Господь; наг во входе, и плотоносец явися во исходе Бог, и пребывает дверь затворенная (Песнь 9. Ирмос.). Ради нас сие страшное сотворил Господь чудо!..

Видена быша шествия Твоя, Боже, видена в святом рождении Твоем от Девы Богородицы, в святом на земли пожитии Твоем, в святом и спасительном учении Твоем, в страшных и вышеестественных чудесах Твоих, в животворящей смерти Твоей, в преславном и всерадостном воскресении Твоем, в торжественном и восклицательном восхождении Твоем, в огненном излиянии Духа Твоего Святаго на Апостолы и в послании их на проповедь Евангелия Твоего во всю вселенную.


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle