Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Свинья

(Swine)

По закону Моисея свиньи считались «нечистыми» и народу Израиля было запрещено употреблять их в пищу (Лев.11:7; Втор.14:8). Хотя к этой категории относились и многие другие существа, практика показывает, что свиньи были особым случаем, так как во многих других странах Древнего мира их держали как домашних животных и ценили как пищу. Таким образом, употребление в пищу свинины стало основным примером нечистого языческого поведения в Ис.65:4; 66:17, где осуждаются израильтяне, принимающие участие в языческих культах. В особенности при рассмотрении Ис.66:3, где речь идет о принесении в жертву свиной крови, ясно, что в этих стихах говорится о ритуале жертвоприношения, хотя поедание принесенных в жертву свиней и не было распространено в Ближневосточном регионе в древности. Разумеется, для библейского автора связь свиней со святостью, которую отступники-израильтяне якобы получали во время своих языческих обрядов (Ис.65:5; 66:17), весьма иронична.

В более поздний библейский период отказ иудеев от употребления свинины сильно отличал их от язычников. Во время гонений Антиоха Епифана, пытавшегося искоренить особенности иудейской веры, верные иудеи отказывались от употребления свинины в знак верности Божьему закону. Мученики маккавеи погибали, не желая идти на компромисс в этом вопросе (2Мак. 6:18–20; 7:1). Когда Антиох осквернил храм, он, в частности, приносил там в жертву свиней (1Мак. 1:47), ибо свиньи как нечистые животные не подходили для жертвоприношения по закону Моисея (см. ЖИВОТНЫЕ).

Хотя классификация свиней как «нечистых» специальна и не касается их физической нечистоты, в Древнем мире свиньи обычно считались грязными животными. Часто им разрешалось свободно бродить по улицам и копаться в грязи, как и собакам. В результате в сознании иудеев символическая нечистота свиней усиливалась, и в более поздний период свиньи и псы стали уничижительными кличками язычников. В Новом Завете связь язычников со свиньями очевидна: когда свиньи упоминаются в качестве домашних животных, это явно значит, что действие происходит на языческой территории, как в случае встречи Иисуса с легионом бесов (Мк.5:11–14) и падения блудного сына до состояния свинопаса (Лк.15:15–16).

«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная» (Притч.11:22). Здесь имеется в виду несоответствие, контраст между красивым украшением и животным, которое, вероятно, считалось грязным и, возможно, также уродливым (хотя это единственное свидетельство того, что свиней могли считать уродливыми).

Связь свиней с собаками прослеживается в Мф.7:6 и 2Пет. 2:22. Первый стих, вероятно, следует читать как параллелизм с хиазмом:

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями,

чтоб они [свиньи] не попрали его ногами своими

и [псы], обратившись, не растерзали вас.

Некоторые толкователи усматривают здесь запрет проповедовать Евангелие язычникам (которых символизируют псы и свиньи, см. Мф.10:5), но скорее всего имеются в виду невосприимчивые слушатели, люди, которые относятся к ценности (подобной жемчугу) как к чему-то дешевому и презренному. Такие люди не обязательно являются язычниками, но данное высказывание сопоставляет их с типичными язычниками, которых иудеи считали недостойными святого и драгоценного Божьего закона.

Во 2Пет. 2:22 две притчи отнесены к случаю, когда обращенные в христианство язычники возвращаются к аморальному языческому поведению. Здесь, возможно, подразумевается традиционная связь язычников с псами и свиньями, как и более общее представление о нечистоте этих животных. В этих двух притчах приводятся примеры неприятных привычек двух названных животных. Первое упоминание – цитата из Притч.26:11; второе («вымытая свинья идет валяться в грязи») встречается в другом месте, в «Истории Ахикара». Свиньям нравится купаться в воде, хотя они не меньше наслаждаются валянием в грязи. Данная свинья могла вымыться в купальне и стать чистой, но немедленно запачкается снова. Купание может указывать на крещение как «очищение прежних грехов» обращенных (2Пет.1:9).

См. также: ЖИВОТНЫЕ; СОБАКИ, ПСЫ; ЧИСТОТА; ЯЗЫЧНИКИ, НЕОБРЕЗАННЫЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle