Святооте́ческая экзеге́за
Святооте́ческая экзеге́за, или патристическая, толкование Библии св.отцами и учителями Церкви.
В православной традиции отцами и учителями принято называть священномучеников, святителей и подвижников, в своих трудах наиболее полно выразивших сущность церковного*Предания. В большинстве своем это писатели древнехристианского и раннесредневекового времени, хотя к числу св.отцов относят и некоторых писателей последующих эпох. Святоотеческое наследие является основополагающим в области православной догматики, аскетики, *богослужения, каноники и библеистики.
Хронологически история Святоотеческой экзегезы делится на два больших периода: античный (1–5 вв.) и византийско-русский (6–19 вв.). В свою очередь, в античном периоде различают две эпохи: доникейскую, или раннехристианскую (конец 1– начало 4 в.), и классическую, или «золотой век» церк. письменности (начало 4 – начало 5 в.). Существуют и другие периодизации истории святоотеческой литературы. Так, например, архиепископ *Филарет (Гумилевский) насчитывает 5 ее периодов:
а) время Мужей Апостольских и апологетов (70–312),
б) время христологических споров (312–620),
в) время иконоборчества (620–850),
г) поздневизантийский период (850–1453),
д) время после падения Византии.
Следует отметить, что в православной традиции отцами Церкви называются святые писатели, а учителями – те, кто не был канонизирован. В католической же традиции отцами называют христианских писателей до 8 в., а последующие именуются учителями Церкви. Обычно в богословской и исторической науке термином «патристика» обозначают творения св. отцов и учителей античного периода. Ниже будет дан обзор Святоотеческой экзегезы именно этого времени, а о других периодах см. статьи: *Греческая библеистика; *Русская библеистика.
Отцы Церкви не были первыми толкователями Писания. В какой-то мере они использовали труды иудейских комментаторов (в частности, *Филона и *Иосифа Флавия) и экзегетические приемы античных авторов, толковавших древнюю греко-римскую литературу (см. об этом в труде *Хэтча «Влияние греческих идей и обычаев на христианскую Церковь»). Но главными источником Святоотеческой экзегезы был духовный опыт св. отцов, мысль которых была просвещена молитвой и подвигом.
Кроме непосредственно экзегетического, герменевтического, догматического и назидательного значения, наследие Святоотеческой экзегезы играет немалую роль и в текстологии Священного Писания. Библейские цитаты из творений отцов и учителей Церкви важны для изучения истории священного текста и его передачи, поскольку эти творения могут быть точно датированы и помогают установить древние варианты чтения. В библейской текстологии принято пользоваться критическими изданиями св.отцов, поскольку в прочих изданиях их цитаты часто перефразированы. Примером собрания ранних святоотеческих цитат является «Синопсис» Четвероевангелия *Аланда (1964). Однако полного собрания всех патристических цитат из Библии еще не существует. Даже 16-томный рукописный «Index Patristicus» английского богослова Уильяма Бэргона (181488), хранящийся в Британском музее, не может считаться исчерпывающим, хотя и содержит 86 489 цитат.
1. Доникейский период. Отцы и учители Церкви, жившие в период, непосредственно примыкающий к веку апостолов, именуются *Мужами Апостольскими, или Апостольскими отцами (конец 1– 1-я половина 2 в.). От них не дошло последовательных толкований библейских книг, но в полемике с язычеством, гностицизмом и *иудаизмом они затрагивали многие экзегетические проблемы. Их творения содержат древнейшие сведения о происхождении священных книг и их канонизации (свт.*Климент Римский, сщмч.*Игнатий Антиохийский, *Гегезипп, *Папий, сщмч.*Поликарп Смирнский и другие).
Полемический характер носили и писания апологетов 2–3 вв. (св.*Иустин Мученик, *Татиан, свт.*Феофил Антиохийский, свт.*Ириней Лионский и другие), которые боролись с гностицизмом, учением *Маркиона и другими ересями. Важные сведения о *каноне содержатся в уцелевших фрагментах апологета *Мелитона Сардийского.
Отдельным библейским темам посвящены труды *Климента Александрийского и сщмч.*Мефодия. Одним из первых комментаторов Писания, толкования которого дошли до нас, был свт.*Ипполит Римский. Основу научной (историко-филологической, текстуальной и богословской) Святоотеческой экзегезы заложил преемник Климента Александрийского *Ориген. От него ведет начало *критика библейская, и его труды оказали большое влияние на ее дальнейшее развитие. Ориген был представителем *александрийской школы экзегезы, отдававшей первенство *аллегорическим методам толкования Библии. Напротив, *антиохийская школа экзегезы, основанная сщмч.*Лукианом, предпочитала историческое, буквальное толкование.
2. Классический период. В этот период антиохийское направление имело наибольшее число сторонников. Среди них *Диодор Тарсийский, *Евсевий Эмесский, *Полихроний Апамейский, свт.*Иоанн Златоуст, свт.*Кирилл Александрийский, блж.*Феодорит Киррский, прп.*Исидор Пелусиот и другие. К той же школе относится и *Феодор Мопсуестский, богословские теории которого были позднее осуждены Церковью. По своим исходным установкам к антиохийской школе близки сирийские школы Нисибина и Эдессы (прп.*Ефрем Сирин, *Раббула и другие. Первый труд по введению в Священное Писание принадлежит сирийскому монаху *Адриану Антиохийскому, автору самого термина *«исагогика».
Взгляды александрийской школы в 4 в. выражал свт.*Григорий Нисский, одновременно примыкавший к т.н. кесарийской традиции, представленной его братом свт.*Василием Великим и свт.*Григорием Назианзином. Эта традиция стремилась примирить точки зрения школ Александрии и Антиохии. Для вопроса о каноне большое значение имеют труды свт.*Афанасия Великого, *Евсевия Кесарийского, свт.*Амфилохия Иконийского, свт.*Епифания Кипрского.
Классиком латинской Святоотеческой экзегезы считается блж.*Иероним, усвоивший филологические и критические методы Оригена. Элементы аллегорической экзегезы были введены на Западе свт.*Иларием Пиктавийским, свт.*Амвросием Медиоланским и *Евхерием Лионским. Итог античной латинской Святоотеческой экзегезы был подведен блж.*Августином, который предпринял попытку точно сформулировать правила библейской герменевтики.
3. Основные принципы Святоотеческой экзегезы. С начала 2 в. перед отцами и учителями Церкви встали две задачи: а) сформулировать догматические и нравственные истины христианства на языке своего времени и б) рецептировать элементы тогдашней греко-римской культуры для толкования церковного вероучения и Библии. Выполнению этих задач немало способствовали энциклопедические знания, которыми обладало большинство св.отцов. Будучи выдающимися представителями античной культуры 3–4 вв., они своим образованием значительно превосходили современных им языческих философов и писателей.
Несмотря на различие школ, методов, интерпретаций текста и частных мнений св. отцов, можно выделить 10 основных принципов, свойственных Святоотеческой экзегезе.
а) Вера в *боговдохновенность Библии является общим и незыблемым убеждением всех св. отцов. Уже первый по времени из Мужей Апостольских, свт. Климент Римский, называет Писание «истинными глаголами Духа Святого» (1-е Послание к Коринфянам 45).
б) *Богочеловеческий характер Священного Писания. Это понятие утвердилось в святоотеческой библеистике не сразу. Ранние церковные писатели еще склонялись к *вербализму. Но уже в 3 в. свт.*Дионисий Великий, сравнивая Ин. и Откр., недвусмысленно указал на роль священных писателей как авторов, со свойственными им особенностями языка и способами выражения. С 4 в. св. отцы более не сомневались в том, что Библия есть одновременно и Слово Божье, и слово человеческое. В частности, блж. Иероним замечал, что «Иеремия кажется грубым в сравнении с Исайей и Осией», т.е. признавал зависимость литературной формы библейских книг от индивидуальных особенностей их авторов.
в) Библия как часть Священного Предания Церкви. Для Святоотеческой экзегезы Евангелие является церковной книгой по преимуществу, которой предшествует живое апостольское слово, восходящее к Самому Господу Иисусу. Так, отвергая спекуляции гностицизма, свт. Ириней Лионский ссылался на «предание, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах чрез преемство пресвитеров» (Против ересей, III,2,2). От Иисуса Христа и апостолов Церковь принимает и авторитет Ветхого Завета. Для того чтобы отделить подлинное Предание от «преданий человеческих», необходимо, по учению св. отцов, ориентироваться на Библию. Свт. Кирилл Иерусалимский в связи с этим писал: «Не верь даже мне, когда говорю тебе просто, если не будешь иметь доказательств моих слов из Писания» (Огласительное поучение, IV, 17), а свт. Иоанн Златоуст в 4-й Беседе о Лазаре восклицает: «Хотя бы мертвый воскрес, хотя бы ангел сошел с неба – более всего должно верить Писанию».
г) *Единство Библии. На попытки иудаизма, гностицизма и Маркиона отсечь Новый Завет от Ветхого, Святоотеческая экзегеза отвечает исповеданием веры в единство Духа Божьего, вдохновившего авторов обоих Заветов. Различие Заветов, согласно св. отцам, обусловлено поступательным характером *истории спасения, в ходе которой христианская Церковь становится новым Народом Божьим. Ветхий Завет был преддверием, *прообразом, подготовительной ступенью к Откровению Богочеловечества. По словам блж. Августина, оба Завета связаны генетически и типологически. «Новый Завет сокрыт в Ветхом, Ветхий – раскрывается в Новом» (Беседа на 1Кор.6).
д) Христоцентризм Святоотеческой экзегезы. Отцы Церкви всегда руководствовались словами Христа Спасителя: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Это свидетельство св. отцы находили во всей Библии, от первых ее страниц до последних. Оно выражалось не только в описании жизни и учения Христа, но и в ветхозаветных пророчествах, прообразах, в приготовлении людей к приходу Избавителя.
е) Нераздельность познания Библии и духовной жизни. Все св. отцы учат, что чтение и изъяснение Слова Божьего требует молитвенного подвига и очищения сердца. Значительная часть патристических толкований есть запись бесед и проповедей, имевших целью пробудить и укрепить в людях веру и желание жить по вере (нередко эти беседы предназначались для готовящихся к крещению). Святоотеческая экзегеза никогда не ограничивалась историческими или литературными аспектами Писания: она была продолжением апостольского благовестия, хотя и не пренебрегала научной стороной экзегетики.
ж) *Полисемантизм Библии. Почти все св. отцы, к какой бы школе они ни принадлежали, настаивали на том, что библейский текст многопланов, что он имеет несколько смысловых измерений. Если одни толкователи делали ударение на иносказательном смысле, а другие – на прямом, это не значило, что они исключали другие семантические пласты Писания. В Беседе на 46 псалом свт. Иоанн Златоуст подчеркивал: «Иное в Писании должно понимать так, как говорится, а иное в смысле переносном; иное же в двояком смысле, чувственном и духовном».
з) *Жанры литературные и особенности *поэтики библейских книг отмечались преимущественно св. отцами классического периода, но еще Ориген определил литературную форму Песн. как «эпиталаму», т.е. брачный гимн. Блж. Иероним пытался связать библейскую поэзию с законами античной поэзии («Предисловие к Книге Иова»). Свт. Григорий Назианзин, будучи сам поэтом, отмечал в Библии наличие многообразных литературных приемов. Так, он подчеркивал, что «Писание часто олицетворяет многие даже и бездушные вещи, например: “говорит море” то-то и то-то (Исайя.23:4), и “бездна говорит: не во мне она” (Иов.28:14); также “небеса” представлены “проповедующими славу Божию”» (Слово 30. О богословии).
и) Плюрализм святоотеческой исагогики. Отцы Церкви не догматизировали вопросы о датировке и *авторстве священных книг. На этот счет они высказывали самые разнообразные предположения. Например, если Ориген относил Книгу Иова к домоисеевой эпохе, то блж. Иероним приписывал ее самому Моисею. В *Синопсисе свт. Афанасия Великого сказано: «Начиная с книги Навина даже до книги Ездры, не вся теми написана суть, их же надписанию имут». Свт. Дионисий Великий сомневался в происхождении Ин. и Откр. от одного свящ. писателя. *Тертуллиан приписывал Евр. апостолу Варнаве, а Ориген считал его *атрибуцию вопросом открытым.
к) Применение научных данных и методов в библеистике также ведет свое начало со святоотеческого периода. Многие св. отцы и христианские писатели их времени обращались к историческим внебиблейским источникам, в т.ч. к трудам Филона Александрийского, Иосифа Флавия, греко-римских писателей (Евсевия Кесарийского, блж. Августина и других). Ориген и блж. Иероним использовали в библейской текстологии и филологии результаты античной науки. При освещении космогонических проблем, связанных с *Шестодневом, свт. Василий Великий и другие комментаторы обращались к исследованиям древних естествоиспытателей и философов.
Святоотеческая экзегеза стала источником для византийской и русской православной библеистики, а на Западе – для *схоластической средневековой экзегезы. Начиная с раннего Средневековья толкователи создавали обширные компиляции из патристических комментариев (см. статью *Катены). Многие элементы святоотеческой экзегезы вошли в христианское богослужение. Основные герменевтические принципы, выработанные в патристике, и поныне остаются фундаментом православного богословия, в т.ч. и *православной библеистики.
■ Начиная с 1843 МДА стала издавать «Творения Святых Отцев в русском переводе»; КДА с 1891 издавала «Библиотеку творений Св. Отцев и Учителей Церкви Западных». Подвижнические писания, собранные в «Добротолюбии», в пер. свт.*Феофана (Говорова), вышло несколько изданий в 5 томах с указателем (М.,1895–19133) и одно зарубежное. Кроме этих собраний, на рус. языке существует несколько антологий: прот. Благоразумов Н.В., Святоотеческая хрестоматия, М.,1895; *Ловягин Е.И., Избранные места из греческих писаний св. Отцев Церкви до IX в., СПб.,1884–1885, ч.1–2; Памятники византийской литературы IV-IX веков, под ред. Л. А. Фрейберг, М.,1968; Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков, под ред. М.Е.Грабарь-Пассек и М.Л.Гаспарова, М.,1970; Писания Св. Отцев и Учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, СПб., т.1–3, 1855–1857; Писания Мужей Апостольских, пер. прот. П.Преображенского, СПб.,1895; Раннехристианские Отцы Церкви, Брюссель, 1978; Сочинения древних христианских апологетов, пер.П.Преображенского, СПб.,18952; Классическими западными изданиями отцов Церкви на языках оригиналов являются Греческая и Латинская Патрологии *Миня; «Сирийская патрология» под ред. Р.Граффена (Р.,1894–1926, t.1–3); «Греческие христианские писатели первых веков» («Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte»), издание, начатое Берлинской Академией в 1897 (издание еще продолжается); «Христианские источники» («Sources chrétiennes»), выходящие в Париже с 1942 под редакцией А.Любака и *Даниелу (это критическое издание с франц. пер. еще продолжается). Перечень изданий, выходивших под редакцией *Гарнака и других исследователей, а также переводы на новые европейские языки см. в «Патрологии» Дж. Квастена (Quasten J., Patrology, vol.1–3, 1962–1966).
● *Аверинцев С.С., Поэтика ранневизантийской литературы, М.,1977; его же, Византийская литература, ИВЛ, М.,1984, т.2; его же, Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью, в кн.: Из истории культуры Средних веков и Возрождения, М.,1976; он же и Соколов В., Патристика, ФЭ, т.4; Библейская космогония по учению Отцев и Учителей Церкви, СПб.,1898; Бычков В.В., Византийская эстетика, М.,1977; его же, Эстетика поздней античности II-III вв., М.,1981; Вильскер Л.Х., Сирийская литература, ИВЛ, М.,1984, т.2; Гусев Д., Чтения по патрологии, Каз.,1895, вып.1; Добросмыслов Д., Мнения Отцев и Учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея, Каз.,1893; Дьяконов А.И., Типы высшей богословской школы в древней Церкви III-VI веков, ХЧ, 1913, №4–5; Карсавин Л.П., Святые Отцы и Учители Церкви, Париж 1926; архим. Киприан (Керн), Золотой век святоотеческой письменности, Париж, 1966; свящ. Колоссовский П., Патристика, ЖМП, 1977, №5; *Корсунский И.Н., Новозаветное толкование Ветхого Завета, М., 1885; Лосский В.Н., Очерк мистического богословия Восточной Церкви, БТ, 1972, сб.8; Майоров Г.Г., Формирование средневековой философии. Латинская патристика, М.,1979; прот. Мейендорф И.Ф., Введение в святоотеческое богословие, Нью-Йорк, 19852; Н.И., Толкование ветхозаветных книг в период Мужей Апостольских, ЧОЛДП, 1893, кн.9; *Олесницкий А.А., Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых Отцев и Учителей Церкви, СПб.,1894; Писарев Л.И., Очерк из истории христианского вероучения патристического периода, Каз.,1915, т.1; прот. Поликарпов Д.В., Толкования Св. Отцев и Учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии, СПб.,1914, вып.1; Попов И.В., Конспект лекций по патрологии, Серг.Пос.,19163; *Протопопов В.И., Библейские ветхозаветные факты по толкованиям св.Отцов и Учителей Церкви, Каз.,1896; Сагарда Н.И., Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета (IV-V вв.), СПб.,1910; Скворцов К.И., Философия Отцов и Учителей Церкви, К.,1868; прот. Соколов П.И., История ветхозаветных писаний в христианской Церкви от начала христианства до Оригена включительно, М.,1886; *Фаррар Ф., Жизнь и труды св. Отцев и Учителей Церкви, пер. с англ., т.1–2, СПб.,1902–1903; архиеп.*Филарет (Гумилевский), Историческое учение об Отцах Церкви, т.1–3, СПб.,1859; прот. Флоровский Г., Восточные Отцы IV века, Париж, 1931; его же, Византийские Отцы V-VIII веков, Париж, 1933; Altaner B., Patrologie, Freiburg, 1958; Chadwick H., The Early Church, Grand Rapids (Mich.), 1968; Collins T.A., Patristic Exegesis, NCE, v.2, p.499–501; Frend W., The Early Church, Phil.,1966; Kelly J.N.D., Early Christian Doctrines, L.,1958; Margerie B., Introduction à l’histoire de l’exégèse, t.1, Les Pères grecs et orientaux, P.,1980; Wiles M., The Christian Fathers, L.,1966; прочую иностранную библиографию см. в указанных обобщающих трудах; см. также статьи: *Александрийская школа; *Антиохийская школа; *Эдесская школа и статьи об отцах и учителях Церкви, указанных в данной статье.