Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Чудо

I. ЧУДЕСА И ЕСТЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

Всякое суждение о Ч. исходит из представления о существующем естественном устройстве мира. Наиболее частым возражением против Ч. является то, что это было бы невозможным нарушением «законов природы». Но с естественнонаучной т.зр. т.наз. «законы природы» не могут рассматриваться как самостоят. действующие силы. Никогда нельзя с уверенностью утверждать, что возможно, а что нет с т.зр. законов природы, поскольку невозможно окончательно установить, учтены ли и открыты ли все факторы в их взаимовоздействии. В соотв. с этим Ч. также не может считаться экспериментальным доказат-вом существования Бога; естественные науки нейтральны как в отношении веры, так и в отношении неверия. Но скоропалительное отрицание Ч. исходит из философ. предубеждения или из недопонимания того, что Библия рассматривает как Ч. (См. K.Heim, Die Wandlung im naturwissenschaftlichen Weltbild, Kap.5.1 )

II. ЧУДО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) не только необычайные и необъяснимые явления рассматриваются в ВЗ как Ч. Сотворение и сохранение мироздания – тоже великое Ч. Божье. «Мир полон чудес, и сам он есть величайшее чудо» (Августин). Поскольку власть Божья безгранична, Библия не проводит различия между естественными и сверхъестественными событиями. Богу подвластно всё (Быт. 18:14; Мф. 19:26; Мк. 14:36), Он чудесно действует как обычным, так и необычным образом, чтобы открыть человеку Свою власть и Свою славу. Его действия как в природе, так и в истории рассматриваются как Ч. (Исх. 7:3; Иов. 37:5.14–16; Пс. 77:43). Так, Ч. названы гром (Иов. 37:5), траектории движения звезд (Иов. 9:9–12), зарождение человека в материнской утробе (Пс. 138:13–15), повсеместное присутствие Бога (Пс. 138:5–6) и Его помощь людям (Пс. 39:6). Бог вмешивается в человеч. историю (см. Лев. 10:1–7; 1Цар. 6:19–21; 2Цар. 6:6–16; ⇒ Казни египетские);

2) особенно много Ч. приходится на периоды ⇒ исхода из Египта и деятельности пр. ⇒ Илии. Это освобождение евреев от власти Египта, переход через Красное море, насыщение ⇒ манной небесной и вода, извлеч. Моисеем из скалы, воскресение мертвых, чудеса, связ. с судом Божьим и т.д. Перед наступлением конца времен также произойдут чудеса и знамения (Иоил. 2:30–32; Деян. 2:19–36).

III. ЧУДО В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Весть о спасении открывает более широкий взгляд на значение Ч.: они не только возможны, но и необходимы, чтобы защитить от разрушит. воздействия греха отпавший от Бога мир, особенно в тот момент, когда он должен быть спасен и приведен к совершенству (исполнению обетований); Ч. внутри несоверш. мира – это знак, который открыват глаза ослепленным людям. Значение «естественного» (или «сверхъестественного») Ч. состоит не в том, что слепой вновь становится зрячим, а в том, что вообще обнаруживается неестественность того, что он слепой. Ч. прощения грехов состоит в обновлении смертной природы (см. Лк. 5:23–26; Рим. 8:21), а самое великое Ч. в НЗ – это преодоление «закона природы», т.е. закона греха и смерти, законом духа жизни «в Христе Иисусе» (Рим. 8:2);

2) ЧУДЕСА, СОВЕРШЕННЫЕ ИИСУСОМ:

а) олицетворением Ч. является Сам Иисус Христос и Его вочеловечение (1Тим. 3:16), а также «главное чудо» – Его ⇒ воскресение. Все Ч. в жизни и деяниях Иисуса следует рассматривать и понимать исходя из Ч. Его воскресения. Если происхождение Иисуса свыше, от Бога, доказано Его воскресением и подтверждено искуплением падшего человечества, которое Он совершил на кресте, то все Ч. Его жизни являются естественным следствием этого. Если же Он не воскрес, «то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге... вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор. 15:14–19). Ч. Иисус поясняет и подкрепляет Свою проповедь о близости Царства Божиего. Эти Ч. подвигают человека либо к обращению и покаянию, либо к отказу от веры (Мк. 1:15.22–28; ср. Мф. 11:21–24). Ч. – это «знамения» (так сказано прежде всего у Иоанна: Ин. 2:11.23; Ин. 3:2; Ин. 4:48.54; Ин. 6:2.14.26.30; Ин. 7:31; Ин. 9:16; Ин. 10:41; Ин. 11:47; Ин. 12:18.37; Ин. 20:30), которые выявляют сердечные намерения людей, заставляя их принять личное решение. Ч. и вера взаимообусловлены. С одной стороны, сама вера – это Ч., с другой, Иисус не совершает чудеса там, где царит неверие (Мф. 13:58). Ч. служат вере, они достигают своего назначения, когда человек утверждается через них в вере. Показанные Иисусом знамения наталкиваются как на колебания в вере, так и на решит. неверие (в частн., Ин. 1:5.10–13; ср. со Ин. 1:7.12.16; отрицание: Ин. 5:16; Ин. 6:26; Ин. 7:5.46–48; Ин. 8:40.44–47.59; Ин. 12:37; Ин. 15:24). Знаменательно, что, напр., больного способна исцелить только его вера (Мф. 15:28; Мк. 2:5; Мк. 9:23): «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 7:50; Лк. 8:48; Лк. 17:19; Лк. 18:42). Тому, кто в неверии закрывает свое сердце перед Евангелием, не помогут никакие чудеса, скорее, они послужат ему в осуждение (Мф. 11:23). Но, говоря о Ч., нужно ответить и на вопрос, чьей властью оно совершается (Мф. 12:24–32; Деян. 4:7). Знамения и Ч. могут быть ложными (2Фес. 2:9; ср. Мф. 24:24; Откр. 13:13–18), поэтому Иисус отказывался подтверждать Свое мессианство Ч. (Мф. 12:38–42; Лк. 16:31; ⇒ Знак, знамение, IV);

б) четверо евангелистов повествуют в общей сложности о 41 Ч., соверш. Иисусом. Как Ч., соверш. над людьми, упоминаются исцеления, четко отличные от них изгнания бесов (Мк. 1:27.30.32.34.40–45; Мк. 2:1–11; Мк. 3Мк. 6:10–13), а также три воскрешения мертвых: дочери начальника синагоги (Мк. 5:39–43), юноши из Наина (Лк. 7:11–17) и Лазаря (Ин 11). Среди Ч., связ. с природой, можно назвать след.: укрощение бури (Мк. 4:35–41), хождение по морю (Мк. 6:45), умножение хлебов (Мк. 6:30–44; Мк. 8:1–10), превращение воды в вино (Ин. 2:1–12), чудесный улов (Лк. 5:1–11), обнаружение монеты во рту рыбы (Мф. 17:27);

в) современники Иисуса, как и люди нашего времени, не были особенно склонны верить в Ч. или совсем не верили в них. Иисус удивляется общему неверию, которое проявляется к Нему и к творимым Им Ч. (Мк. 4:40; Мк. 6:6; Мк. 16:14; Лк. 18:8; Ин. 10:38; Ин. 14:11). Толпа высмеивает Его, когда Он намеревается совершить Ч. (Мк. 5:40), люди отрицают Ч. (Ин. 9:16), а там, где отрицать их невозможно, они приписывают действия Иисуса бесам (Мк. 3:22–27; Ин. 8:48–59). Сами апостолы просят умножить в них веру (Лк. 17:5), вначале они сомневаются в воскресении Господа (Мк. 16:11; Лк. 24:11; Ин. 20:24–25) так же, как и римляне (Деян. 26:8), и греки (Деян. 17:32) (⇒ Воскресение). В то же время народ и книжники требуют знамений и Ч., в чем Иисус отказывает им, поскольку они не верят в Него и не желают следовать за Ним (Мф. 27:39–44; Лк. 11:16.29–32);

г) предпринимались попытки объяснить творимые Иисусом Ч. с т.зр. разума или «естественных причин» (как, напр., исцеления методом внушения) или объявить их возникшими впоследствии «свидетельствами» древней Церкви, которая свою веру в Христа облекала в мифы по образцу рим. и греч. историй о Ч. Но исследования евангельских текстов позволяют установить, что Ч. являются значит. составной частью этих сообщений, и их нельзя вычеркнуть из представлений об Иисусе, не совершая насилия над смысловыми взаимосвязями и не разрушая их. То обстоятельство, что сообщения о Ч. в Евангелиях по виду и форме рассказа во многом похожи на греч. и иуд. истории о Ч. (описание болезней, применение средств, исцеление), еще не доказывает того, что авторы Евангелий не повествуют о действит. событиях из жизни Иисуса, свидетелями которых они были;

д) верующим дано обетование о том, что и их жизнь будет сопровождаться знамениями и Ч. (Мк. 16:17–18; Ин. 14:12). Сам Бог засвидетельствовал проповедь апостолов «знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по воле Его» (Евр. 2:4). Эти Ч. и знамения в Церкви совершаются «силами будущего века», от которых она уже вкусила «благого глагола Божия» (Евр. 6:5). Все Ч. – это свидетельства совершенного мира, нацеленные на осуществление ⇒ обетований.

1 К.Хайм. Преобразование естественнонаучных представлений о мире. Гл. 5. [Прим. пер.]


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle