Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Обетование

Обетование, данное к.-л. обещание сделать ч.-л. в будущем. В Библии это слово относится прежде всего к обещаниям Бога. Уверенность в исполнении Божьих О. основана на сущности Господа, слово Которого абсолютно надежно (Ис. 40:8; Плач. 3:23; Евр. 6:18). Содержанием О. являются Божьи спасит. деяния, которые по мере исполнения становятся историч. реальностью.

I. ОБЕТОВАНИЕ В ВЗ

1) первое данное человечеству О. было направлено на устранение самой основы всякого бедствия. Оно обещало приход Спасителя (Быт. 3:15), Который лишит власти сатану, получившего ее благодаря грехопадению человека. Но в О. сообщалось не только о том, что явится Спаситель, они также говорили о том, каким Он будет (Ис. 11:1–5; Ис. 42:1–4), и о пути спасения (Ис. 53). Не улучшением мира можно помочь людям – люди сами должны обновиться. Через излияние на них Духа Божьего (Зах. 12:10) и дарование им новых сердец (Иез. 36:26) их мышление и действия оказываются в подчинении Закону Божьему (Иер. 31:33), так что они могут жить в постоянном союзе с Богом и в послушании Ему (Иер. 31:31; Иез. 36:27). Но срок исполнения О. определяет только Бог, это остается Его тайной;

2) Иов знал, что его Искупитель жив (Иов. 19:25); Валаам видел «восходящую от Иакова звезду» лишь в отдаленном будущем (Числ. 24:17). На время ожидания Спасителя Бог даровал человечеству свет и надежду, дав Аврааму О. о том, что от него произойдет великий народ (Быт. 12:2), который будет жить, подчиняясь Божьим установлениям, в обетованной Богом земле (Исх. 32:13). Там он прославит имя Божье среди народов и станет благословением для них (Быт. 18:18), получив спасение Божье, насколько это возможно без основополаг. победы над сатаной. Так, уже в то время народ Израиля познал, что Бог шаг за шагом исполняет Свои О. Божья защита гарантировала безопасность всему народу (Втор. 12:10) и каждому израильтянину в отдельности (2Цар. 22:3; Пс. 58:10.17); Бог давал им пропитание и возможность спокойной жизни (Лев. 25:19). Народ был вправе приближаться к Богу в установл. Им ⇒ богослужениях и в молитвах, т.к. Бог дал О., что молящийся будет услышан (Пс. 49:15);

3) Бог установил требования, которым в эпоху ВЗ должен был соответствовать человек, чтобы Бог мог исполнить Свои О.; эти требования были изложены в ⇒ Законе, которому человек был обязан повиноваться. Итак, благословение Божье было связано с верностью народа Богу (Втор 30). Боящиеся Господа находят у Него благодать и милость (Пс. 102:11.13). Но следует помнить, что хотя поведение человека и оказывает влияние на исполнение О. (Исх. 20:6), последнее совершается только по воле Бога как Его ⇒ милость. кроме того, ВЗ остается Заветом Обетования (Еф. 2:12), поскольку все исполняемые и уже исполн. О. являются как бы оболочкой вокруг живого ядра неоднократно повторенного О. о приходе Спасителя.

II. ОБЕТОВАНИЕ В НЗ

1) Новый Завет основан на том, что О. Спасителя исполнилось в Иисусе Христе. Он есть начало, середина и конец [греч. телос, «цель» ]. «Ибо все обетования Божьи в Нем «да» и в Нем «аминь» (2Кор. 1:20). В Нем людям было явлено откровение Божьей любви (1Ин. 4:9), в «Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Обетованная в раю победа над сатаной достигнута. Подвиг Христа, о котором предвозвещали пророки, совершен (Деян. 3:18). Исполнение этого О. о пришествии и победе Спасителя закладывает основу для исполнения и всех других О. ВЗ;

2) если во Христе все О. Божьи стали «да» и «аминь», то это все же не означает, что в НЗ человек уже не наследует никаких О.; напротив, именно теперь человек ожидает исполнения великих О. Верующий становится человеком надежды (Рим. 8:24.25; 1Петр. 1:3; Евр. 11:1) и обретает Ходатая будущих благ (Евр. 9:11), которые в полном объеме он получит только на небесах (2Тим. 4:8), в своем вождел. отечестве, к которому он стремится (Евр. 13:14). Вся его жизнь наполнена надеждой и ожиданием;

3) человека может беспокоить мысль о том, исполнит ли Бог Свое слово, услышит ли Он его молитвы. Это беспокойство не проходит и после того, как из опыта человеку становится понятно, что Бог внемлет молитвам. Когда и как ответить на них, решает только Сам Бог, но исполнение О., как правило, превосходит все ожидания (Еф. 3:20). Непоколебимо верны и те О. Божьи, которые относятся к спасению. Обретение спасения предполагает подвиг веры, в котором нам обещана победа (1Тим. 6:12; 1Ин. 5:4). Но даже тем, кто уже живет не по плоти, но по духу (Рим. 8:1), остается ожидание освобождения от тела (Рим. 8:23), препятствующего нам быть полностью со Христом (Флп. 1:23). Жизнь верующего подобна путешествию, в котором за каждым новым усилием его ожидают новые красоты и радости;

4) жизнь верующего настолько проникнута О. и их осуществлением, что он все более укрепляется в доверии и верности Богу. Т.о., его вера перерастает в уверенность в невидимом (Евр. 11:1). Он не видит ни Бога, ни посылаемых по Его поручению ангелов, он не видит воочию того, на что надеется (Рим. 8:24), но, каждый раз заново испытывая осуществление О., он год от года все более убеждается в их непреложности и учится все больше доверять слову Божьему, на собств. опыте познавая, что осуществляющий это слово и внемлющий молитвам – это живой и всемогущий Спаситель;

5) к другой сфере принадлежат О., касающиеся судьбы народа Божьего и вечности. С одной стороны, Бог преднамеренно не раскрывает подробностей, относящихся к срокам исполнения О., желая поддерживать верующих в состоянии животворного духовного напряжения (Мф. 24:48; 1Фес. 5:3), которое не должно ослабевать и при долгом ожидании (2Петр. 3:8); с др. стороны, вечное не может быть облечено в слова и представления этого мира, и, след., должно выражаться с помощью иносказаний (притч), способных показать только тень славы. Из этого проистекают ненадежность многочисл. попыток толкования подробных О. и опасность впасть при этом в заблуждение. Это с ужасающей ясностью показал пример Израиля, народа, неверно истолковавшего данные ему О., относящиеся к явлению Мессии, и потому распявшего Того, в Ком эти О. осуществились. Не всякое осуществление О. сразу ведет к полной реализации того, что обещал Бог, но это не означает его отмены. Так, О. возвращения Израиля в землю обетованную частично осуществилось после плена, но, несмотря на реформы Ездры и Неемии, глубокого духовного обновления народа не произошло. Оно исполнилось в Церкви Христовой. Задача верующих – с терпением, с неослабевающей готовностью ждать того часа, когда они смогут встретиться с Господом и перейти от веры к видению (2Кор. 5:7; 1Ин. 3:2), – тогда все тайны будут открыты.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle