Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Обет:

Обет: 1) первые О., встречающиеся в Библии, – это торжественные О. [евр. недер], о которых говорится в Быт. 28:20; Суд. 11:30; 1Цар. 1 и т.д. Давая такой О., молящийся подчеркивал искренность своей просьбы, обещая в благодарность за ее исполнение предоставить в распоряжение Господа себя самого или часть своего имущества. Словом недер обозначается также О. ⇒ назореев (Числ. 6:2), дважды упоминаемый и в НЗ (Деян. 18:18; Деян. 21:24);

2) давая т.н. зарок [евр. иссар, производное от «связывать», «сковывать», т.е. ограничивать себя в ч.-л., напр. в пище, человек обещает в течение определ. им самим времени воздерживаться от ч.-л., чтобы, обуздав плоть, лучше служить Господу (Числ. 30:3–6.11–15). ⇒ Пост;

3) любой О. дается добровольно, и Библия ни разу не призывает и не подталкивает к этому. В то же время она предостерегает от невыполнения уже данного О. (Втор. 23:21–23; Пс. 49:14; Екк. 5:3–5; Наум. 1:15). Человеку не следует давать поспешных О., чтобы не впасть в нужду и грех (Притч. 20:25; ср. ⇒ Иеффай). Детям для исполнения О. требовалось согласие родителей, а женам – мужей. Если те не давали согласия, то данный О. считался недействительным пред Богом (Числ. 30:3);

4) относит. О. существовали след. предписания: а) первенец, будь то человеч. дитя или детеныш животного, не мог быть посвящен Господу, т.к. уже принадлежал Ему (Лев. 27:26.28);

б) можно было выкупить посвящ. Богу людей, животных, дома и земли, передав определ. сумму денег на святилище (Лев. 27); в) животное, приносимое в жертву по О., должно было быть без единого изъяна (Мал. 1:14) и не могло быть заменено другим (Лев. 27:10). Если же из-за недосмотра подобная замена все же происходила, то в жертву приносились оба животных;

г) порядок жертвоприношения по О. установлен в Числ. 15:1–16 (⇒ Жертва);

5) упадок религ. жизни в позднейший период истории Израиля сказался и на сути О. Во времена Иисуса О. стал использоваться для уклонения от исполнения заповедей (Мф. 15:5; Мк. 7:9); ⇒ Корван;

6) знаменат., что в НЗ нигде, кроме Деян. 18 и 21:24, не говорится об О. в его ветхозаветном понимании. Спасенный христианин, обретающий через Иисуса новую жизнь, знает, что его жизнь и собственность полностью принадлежат Господу, и поэтому, как в случае с первенцами в ВЗ, все то, что уже принадлежит Господу, не может быть еще раз посвящено Ему (см. 1Кор. 6:19; 2Кор. 5:15; Тит. 2:14; 1Петр. 2 и др.).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle