Послание Иакова
I. АВТОР
В начале послания автор, приветствуя братьев в рассеянии, говорит о себе: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1:1). При этом он не сообщает о своем апостольстве, из чего можно заключить, что послание было написано ⇒ Иаковом (4), братом Господним, авторство которого подтверждается и церк. преданием.
II. АДРЕСАТ И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Послание обращено к христианам (Иак. 2:1.5.7) из иудеев, «находящимся в рассеянии» (Иак. 1– греч. эн те диаспора). Из текста послания видно, что эти люди хорошо знали сельское хоз-во (Иак. 5:4.7) и жили, вероятно, недалеко от Палестины (см. Иак. 5:7: ранний и поздний дожди); некоторые из них были, видимо, ремесленниками или торговцами (Иак. 4:13). Не вполне ясным представляется положение «богатых» среди остальных христиан: они – члены общины (Иак. 1:10; Иак. 2:2), но в то же время противопоставлены остальным христианам (Иак. 2:6.7; Иак. 5:1–6). Поскольку собрание обозначено здесь словом сюнагоге (Иак. 2:2), ученые высказывали предположение, что этими «богатыми» были иудеохристиане, еще не окончат. порвавшие с евр. общиной и ее богослужением. Однако среди адресатов П.И. уже были учителя (Иак. 3:1) и пресвитеры церкви (экклесиа; Иак. 5:14). Эти не поддающиеся сегодня однозначному толкованию обстоят-ва дают основание относить П.И. ко времени зарождения первых христ. общин. Многие ученые рассматривают его как древнейший новозаветный текст, который, возможно, был написан еще до ⇒ Апостольского собора, т.к. в нем отсутствуют к.-л. сведения об обращенных язычниках и ничего не говорится об обязательном исполнении Закона христианами. Возможно, что иудеохристиане, к которым направлено послание, жили в Сирии, в окрестностях Антиохии (см. Деян. 11:19). Однако другие ученые датируют П.И. прим. 60 г. по Р.Х. Видимо, адресаты послания знали основные положения учения Павла, след., к этому времени по крайней мере некоторые из апостольских посланий уже были написаны. Во всяком случае, отсутствие упоминания о разрушении Иерусалимского храма дает основание считать, что П.И. было написано до 70 г. по Р.Х.
III. ПОСЛАНИЕ ИАКОВА И ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ
П.И. во многом схоже с благовествованием Иисуса Христа, по крайней мере с тем, как оно изложено в первых трех Евангелиях. Прежде всего это относится к стилистике повествования с ее насыщенностью образами, взятыми из мира природы. кроме того, в нем автор постоянно обращается к учению Иисуса и, прежде всего, к ⇒ Нагорной проповеди, хотя и не приводит при этом прямых цитат. Можно предположить, что автор и его читатели хорошо знали содержание проповеди Иисуса, что дает ключ к решению вопроса о происхождении Евангелий. Ср. Иак. 1:4 с Мф. 5:48; Иак. 1:5.6.17 с Мф. 7:7–11; Мф. 21:21.22; Иак. 1с Мф. 7:21–27; Иак. 2с Лк. 6(«блаженны нищие», пер. НЗ под ред. еп. Кассиана); Иак. 2с Мк. 12:31; Иак. 2с Мф. 5:7; Иак. 3с Мф. 7:16; Иак. 3:18 с Мф. 5:9; Иак. 4с Мф. 6:24; Иак. 4:11.12 с Мф. 7:1; Иак. 4с Мф. 10:28; Иак. 4:13.14 с Лк. 12:16–20; Иак. 4:17 с Лк. 12:47; Иак. 5с Лк. 6:24.25; Иак. 5:2.3 с Мф. 6:19; Иак. 5с Мф. 5:34–37.
IV. СОДЕРЖАНИЕ
П.И. обращено к тем христианам, которые, будучи знакомы с учением Иисуса (см. Иак. 3:1), нуждались в практич. помощи, чтобы строить свою жизнь не на эгоистич. расчете, а на вере. Раскрыв сущность всякого искушения и его причины (Иак. 1:2–18), автор призывает верующих поступать по Слову Божьему (Иак. 1:19–27), что несовместимо с лицеприятием (Иак. 2:1–13). Вера, не находящая выражения в делах, мертва: никто не может апеллировать к своей исключит. умозрительной вере (Иак. 2:14–26). В общении между людьми должны господствовать даруемая свыше мудрость и смирение, а не безудержное пустословие, себялюбивые распри, клевета и взаимное осуждение (Иак. 3:1 – Иак. 4:12). Человеком должна руководить Божья воля, а не стремление к выгоде (Иак. 4– Иак. 5:6). В заключение Иаков призывает к долготерпению в страданиях (Иак. 5:7–11), к искренности, не требующей никаких клятв (Иак. 5:12), напоминает о силе молитвы (Иак. 5:13–18) и о необходимости помогать братьям, уклонившимся от истины (Иак. 5:19.20).
V. ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛАНИЯ
Было бы ошибкой, подобно М. Лютеру, назвавшему П.И. «полным соломы» и протестовавшему против включения этой книги в канон, искать в нем основополагающие теоретич. высказывания (⇒ Вера, II,6). Выдвинутые автором идеи понятны человеку, оказавшемуся в нужде и имеющему личный опыт повседневного борения в вере. Для него раскрывается значение трезвого и практичного подхода Иакова, глубоко и ясно понимающего трудности и опасности духовной жизни и своими наставлениями укрепляющего дух верующего.