Иаков
Иаков [евр. Яаков]. В основе имени «Иаков» лежит корень акав, от которого образованы сущ. акев «пятка» и глагол акав «оставлять след», а также «побеждать» («запинать») и «обманывать, вводить в заблуждение». Т.о., слово «И.» может обозначать «он держится за пятку», «он оставит след», «он победит», «он обманывает» (см. Быт. 25:26; Быт. 27:36; Ос. 12:3). М.Нот считал, что имя И. – это кр. ф-ма от южноараб. яакобил «да защитит Бог». Как название местности слово «И.» встречается в перечне палест. городов, завоев. Тутмосом III (XV в. до Р.Х.), в списке городов, составленным Рамсесом II, а также среди надписей, относящихся ко времени правления гиксосов, сделанных на вырезанных из камня многочисл. скарабеях; имя И. встречается на клинописных табличках XVIII в. до Р.Х.:
1) а) сын Исаака и Ревекки, брат-близнец Исава. И. жил прим. в XVIII-XVII вв. до Р.Х. и пришел в ⇒ Египет, вероятно, во время Второго переходного периода или во время правления династии гиксосов (ок. 1785–1540). (⇒ Исаак ⇒ Летосчисление, IV,4). Перед родами Господь открыл Ревекке, что тот из близнецов, который появится на свет первым, будет служить младшему (Быт. 25:23; ср. Мал. 1:2.3; Рим. 9:10–13);
б) первым родился Исав, вторым – И., который держался за пятку брата (Быт. 25:26). Когда И. повзрослел, он стал пастухом, «живущим в шатрах». Однажды И. хитростью убедил Исава продать ему право первородства за миску чечевичной похлебки. Это право приносило ему две части отцовского наследства и обеспечивало место главы семьи и первосвященника. Воспользовавшись тем, что в старости Исаак ослеп, И. при содействии матери обманул отца, получив от него благословение, которое предназначалось первенцу (Быт. 27:1–40). По этому благословению И. унаследовал все обетования, данные Исааку Богом.
Исав возненавидел брата. Боясь мести брата, И. по совету матери направился к своему дяде Лавану в Харран (Быт. 27– Быт. 28:5). По пути он прилег отдохнуть: ему приснилась лестница, один конец которой упирался в землю, а второй касался неба. По лестнице спускались и поднимались ангелы, а наверху стоял Бог. Господь обещал И., что даст во владение его потомкам землю Ханаанскую, будет хранить его везде и вернет на ту землю, которую он покидал. Проснувшись, И. «поставил памятником» камень, который служил ему изголовьем во время сна, и возлил на него елей. Это место он назвал Вефилем, т.е. Домом Божьим. «И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом»;
в) в доме Лавана И. сам стал жертвой обмана. Ему приглянулась младшая дочь дяди – Рахиль, и он попросил Лавана отдать ее ему в жены, пообещав отработать за нее семь лет. Прошло семь лет, но вместо Рахили «Лаван... вечером взял дочь свою Лию и ввел ее» к И. Чтобы получить Рахиль, И. вынужден был отработать еще семь лет, а затем – еще шесть за приданое. Через 21 год И. был отцом 11 сыновей и одной дочери; он разбогател, хитростью приобретя много скота. Заметив, что Лаван и его сыновья завидуют его благосостоянию, И., собрав домочадцев, тайком ушел в Ханаан. Бог предостерегает бросившегося в погоню Лавана от проявления недружелюбия по отношению к И.; на границе между Арамом и Галаадом И. и Лаван заключили между собой союз (Быт. 29–31). Несмотря на то, что на вост. берегу Иордана И. встретили ангелы Божьи (Быт. 32:1.2), он, тем не менее, опасался встречи со своим братом Исавом. Узнав, что Исав движется ему навстречу в сопровождении четырехсот вооруж. воинов, И. разделил своих людей и скот на два стана, чтобы в случае конфликта хотя бы один из них спасся. Затем он обратился к Богу в молитве и послал Исаву богатые подарки. Ночью ему пришлось бороться с таинственным «Некто», Которого он не хотел отпускать до тех пор, пока Тот не благословит его. Наконец Некто открылся ему, сказав, что отныне И. будет носить имя ⇒ Израиль, «ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28). И. назвал это место Пенуэл, что значит «Лик Божий». Утром состоялась встреча братьев, которая привела к примирению;
г) Исав пригласил И. к себе в Сеир. Но И., который все еще не доверял брату, свернул в сторону с намеченного пути и разбил свой стан близ Сихема (Быт. 33). Глава 34 повествует о том, что сыновья И. Симеон и Левий перебили жителей города Сихема, после того как сын сихемского князя обесчестил их сестру Дину. По Божьему призыву И. отправился в Вефиль. Он повелел закопать под дубом близ Сихема предметы языч. культа, принадлежавшие членам его семьи и рабам. Придя в Вефиль, И. соорудил там жертвенник (Быт. 35:1–7). Господь вновь явился И. и подтвердил данное ему имя – Израиль, а также обетование относит. земли, которая ранее была обещана Аврааму и Исааку. В том месте, где Бог разговаривал с ним, И. поставил «памятник», «возлил на него возлияние» и заново назвал это место Вефилем;
д) вскоре после того как И. покинул Вефиль, Рахиль умерла при родах сына Вениамина. Она была погребена у дороги в Ефрафу, т.е. в Вифлеем;
е) после того как младший сын И. ⇒ Иосиф получил почетную должность при дворе фараона, И. вместе с семьей переселился в Египет. Израильтяне, поселившиеся в земле Гесем, стали единым народом и жили там, защищенные от грехов Ханаана (Быт. 34:1; Быт. 35:22; Быт. 38:1). Когда И. прибыл в Египет, ему было 130 лет (Быт. 47:1–12). Он умер в возрасте 147 лет, благословив сыновей Иосифа и предсказав будущее всем своим 12 сыновьям. При этом наследником Божьего обетования он назвал Иуду (Быт. 48–49). Перед смертью И. выразил желание быть похороненным в семейной гробнице, где к тому времени уже покоились Авраам, Сарра, Ревекка и Лия (Быт. 49:29–32). Иосиф распорядился набальзамировать тело отца, и египтяне оплакивали его 70 дней (Быт. 50:1–3); затем И. был погребен в Ханаане;
2) сын Зеведея и брат Иоанна, один из первых учеников, призванных Иисусом (Мф. 4:21). Так же, как Петр и Иоанн, И. занимал особое положение среди учеников Иисуса (Мф. 17:1; Мф. 26:37; Лк. 8:51). Однако о деятельности И. в Евангелии почти ничего не сообщается. Как и его отец, он был рыбаком и ловил рыбу вместе с Петром и Андреем (Мф. 4:21; Лк. 5:10). Его мать Саломия была, вероятно, сестрой Марии, матери Иисуса, так что И. приходился двоюродным братом Иисусу (ср. Мф. 27с Мк. 15:40; Мк. 16 и Ин. 19:25). В списках апостолов имя И. обычно стоит рядом с именем Иоанна, причем имя И., как правило, упоминается первым, возможно, как старшего из двух братьев (Мф. 10:2; Мк. 3:17; Лк. 6:14; что касается Деян. 1:13, то в рукописях наблюдается расхождение в порядке перечисления апостолов). Иисус дал сыновьям Зеведея прозвище «Воанергес», «сыны грома» (Мк. 3:17), вероятно, за их рвение. Он осудил их поспешное решение, касавшееся наказания самарян (Лк. 9:54.55), и за их стремление к собств. славе (в Мф. 20мать просит за своих сыновей; Мк. 10:35–40). После воскресения Иисуса И. вместе с другими апостолами находился в Иерусалиме (Деян. 1:13). В 44 г. по Р.Х. Ирод Агриппа I распорядился его казнить (Деян. 12:1.2); вероятно, И. стал вторым христ. мучеником;
3) сын Алфея, также ученик Иисуса. В списках апостолов его имя стоит одним из последних. О деятельности И. почти ничего не известно. Возможно, именно он упоминается в Мф. 27:56; Мк. 15:40; Мк. 16:1; Лк. 24:10. Если это так, то, значит, его мать Мария была среди женщин, сопровождавших Иисуса, а сам И. носил прозвище «меньший», данное ему либо из-за небольшого роста, либо для того, чтобы отличать его от Иакова, сына Зеведея (⇒ Клеопа);
4) брат Господа, упоминаемый в Мф. 13:55; Мк. 6:3; Гал. 1:19, сын Иосифа и Марии (⇒ Братья Господа). Братья Иисуса, вначале не верившие в Него (Ин. 7:5), затем оказались среди апостолов (Деян. 1:14). Из вышесказ. можно заключить, что в 1Кор. 15речь идет о брате Господа. И. играл важную роль в управлении Иерусалимской церковью (Гал. 2:9.12). Именно его в первую очередь Петр просил уведомить о своем освобождении из тюрьмы (Деян. 12:17). На ⇒ Апостольском соборе И. внес предложение, которое было принято как общее постановление (Деян 15 и след.). Павел посетил его в Иерусалиме после возвращения из третьего миссионерского путешествия (Деян. 21:18); он встречался с ним и ранее, вскоре после своего обращения (Гал. 1:19). И. – автор ⇒ Послания Иакова. Согл. Евсевию Кесарийскому, И. называли «праведным»; вероятно, в 62 г. по Р.Х. его побили камнями иудеи, о чем сообщает и Иосиф Флавий. И., возглавлявшего иудеохрист. церковь в Иерусалиме, некоторые исследователи представляют ярым оппонентом апостола язычников Павла. Но какими бы, на первый взгляд, различными ни были высказывания апостолов по ряду вопросу, главным для них всегда оставалась жизнь в ⇒ вере. Когда Павел и И. лично общались друг с другом (Деян. 15:1; Деян. 21:18–26; Гал. 1:19; Гал. 2:9), они всегда находили общий язык;
5) отец ап. Иуды (9), о котором больше ничего не известно (Лк. 6:16; Деян. 1:13).