Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Оружие и орудия труда

I. ОРУЖИЕ

По способу применения различают О. для самозащиты (оборонительное) и О. для поражения противника (наступательное).

1) а) Среди оборонит. О. прежде всего следует назвать ЩИТ. В ранней древности его почти всегда делали из дерева и обтягивали плетеной кожей, причем кожу смазывали оливковым маслом, для придания эластичности (2Цар. 1:21). Различались большие щиты (перенятые у сирийцев) для защиты всего тела [евр. цинна] и небольшие круглые [евр. маген], защищавшие голову и грудь. Большие щиты были, как правило, прямоугольными или – обычно у египтян – с закругл. краями. В железный век в центре щита стали крепить металлич. выпуклую накладку. Металлич. щиты были очень тяжелыми, поэтому их применяли редко (3Цар. 14:26). В отдельных случаях упоминаются позолоч. щиты для мужей, занимающих высокое положение (2Цар. 8:7; 3Цар. 10:16). Готовясь к бою, щит прикрепляли ремнями к левой руке, в походе его носили за плечами. ⇒ Щит;

б) защитой воину служила и БРОНЯ [евр. сирйон; 2Пар. 26– в Синод. пер. – «латы» ]. Первонач. это была кожаная одежда, впоследствии на нее стали крепить металлич. полоски или «чешую». В 1Цар. 17сказано, что вес брони Голиафа составлял 5 тыс. сиклей (⇒ Меры длины, площади, объема и веса, II). В 3Цар. 22говорится, что Ахав был ранен стрелой, прошедшей между броней и предметом снаряжения, обознач. евр. словом дэвэх (в Синод. пер. – «сквозь швы лат»). Возможно, это было нечто вроде наплечников или плечевых ремней, но не латы в обычном значении этого слова. Возможно, стрела попала Ахаву в подмышечную впадину, когда он поднял руку. При описании такого рода металлич. одеяния, защищавшего грудь и плечи, употребляется и слово, означающее «оружие» или «всеоружие» и подразумевающее полное облачение воина (ср. Иов. 20:24; Иов. 39:21; Лк. 11:22; Еф. 6:11). Медные НАКОЛЕННИКИ упоминаются только в 1Цар. 17:6, когда речь идет о Голиафе; такие наколенники пришли из Греции, где они использовались как усовершенств. кожаные гамаши, что видно из упомянутой ссылки. Очевидно, их использовали и филистимляне, но израильтяне к ним не прибегали. Эти металлич. пластины пришнуровывались к ноге или держались на ней за счет их собств. упругости;

в) в Вавилонии и Ассирии, а через них в Сирии и Израиле, для защиты головы воина использовался ШЛЕМ, правда, не как постоянная принадлежность, а лишь в отдельных случаях (напр., у Саула 1Цар. 17:38). Впоследствии, видимо, это защитное одеяние получило большее распространение (ср. 2Пар. 26:14). Но чаще шлем упоминается в ВЗ как экипировка воинов других народов (1Цар. 17– у Голиафа; Иер. 46:4; Иез. 23:24; Иез. 27:10). Первонач. это был кожаный головной убор, впоследствии дополненный металлич. вставками; наряду с этим встречались цельнометаллич. шлемы различной формы. Шлемы не были широко распространены, т.к. мечи являлись не рубящим, а колющим О., и от их удара шлем не спасал;

2) среди ручного наступат. О. следует отметить прежде всего меч и копье: а) КИНЖАЛ очень близок по форме к мечу, и оба эти предмета обозначаются одним евр. словом хэрэв. Кинжал отличался от меча клинком – более коротким и узким, обоюдоострым или треугольной формы, имеющим желобки для стока крови. Рукоятку кинжала, выполн. из дерева или слоновой кости, сначала насаживали на конец клинка и закрепляли с помощью клепки, позднее конец клинка насквозь проталкивали через дерев. или костяную рукоятку, а вышедшую часть загибали (петельная рукоятка). Археологами найдены искусно выполненные кинжалы, относящиеся к позднему периоду Царств. Рукоятку кинжала с двух сторон охватывали пластинки из дерева или слоновой кости. Оружие Аода (Суд. 3:21) и Иоава (2Цар. 20:8), очевидно, представляло собой кинжал, который носили в кожаных ножнах у пояса, реже – на плечевом ремне;

б) МЕЧ, колющее О. (см. 1Цар. 31:4; Притч. 12:18), как уже говорилось, похож на кинжал, в т.ч. и по способу крепления рукоятки, которая у филистимских мечей могла быть еще и обмотана лентой. Клинок меча вначале был плоским, но уже в железном веке, как правило, имел ребро посередине и был обоюдоострым (Суд. 3:16). Позднее, в ассир. период, наряду с прямыми клинками появились и саблеподобные мечи со слегка изогнутым клинком. В Египте и Вавилонии изготавливали серповидные, или кривые, мечи, которые, правда, едва ли можно было применять в бою. Меч хранился в ножнах (1Цар. 17:51; 2Цар. 20:8), из которых его извлекали перед сражением (ср. Пс. 36:14; Пс. 54:22; Мф. 26:51). Меч носили на левом боку на поясе или на плечевом ремне; в) КОПЬЯ были двух видов: метательные дротики [евр. ханит или кидон] (Нав. 8:18; 2Цар. 1:6; Суд. 5:8), дл. которых равнялась прим. 1,25 м, и копья, которыми наносили удары, не выпуская их из рук [евр. ромах], их дл. ок. 1,8 м. В переводах не всегда видна разница между этими двумя видами копий. Копье имело дерев. древко (1Цар. 17:7; 2Цар. 21:19, из кипарисового дерева). Древко расщеплялось или просверливалось с верхнего конца, туда вставлялся металлич. наконечник в форме ланцета или треугольника, после чего для его закрепления древко обматывалось. Позднее наконечник стали снабжать петлей, имевшей отверстия и крепившейся к древку с помощью гвоздей; кроме того, существовали и наконечники для копий в форме втулки, которая насаживалась на древко. Наконечники в разное время делали из камня, бронзы или железа. Большое копье, используемое как колющее оружие, воин держал в руке (1Цар. 17:7; 1Пар. 12:9.25). На нижнем конце древка иногда находился железный хвостовик, позволяющий втыкать копье в землю. Копье для метания, судя по рисункам, часто обматывали лентой по спирали, лента при метании разматывалась, придавая полету снаряда стабильность благодаря возникающему при этом вращению. В Мф. 26:47, где говорится о кольях, речь, вероятно, идет о заостр. палках и дубинках (⇒ Пасха, VI,2); г) в качестве боевого О. применялась и ⇒ ПРАЩА, с помощью которой метали камни, а позднее – свинцовые шары. Другим видом стрелкового О. был ЛУК, из которого стреляли СТРЕЛАМИ. Еще одним видом боевого оружия являлась БУЛАВА, в ранние периоды – дерев. дубина с привяз. к одному из ее концов камнем, позднее – с утолщением из бронзы или свинца, и, наконец, полностью изготовл. из железа, причем ее древко иногда обматывалось лентой или снабжалось кожаной петлей, чтобы О. удобнее было держать. С течением времени из О. булава постепенно трасформировалась в ⇒ скипетр – символ власти;

3) обычное легкое вооружение воина состояло из пращи, лука и малого щита. Тяжеловооруж. воины носили меч, колющее копье и большой щит;

4) большие БОЕВЫЕ МАШИНЫ – это прежде всего осадные орудия (⇒ Крепость, III). Среди них следует назвать изобрет. ассирийцами в начале IX в. ТАРАН, стенобитное орудие в виде бревна с металлич. наконечником, вначале плоским, а позднее заостр., которым пробивали стены укреплений. Таран представлял собой передвижную станину, с боков обшитую кожаным плетением или кожей, верхняя надстройка служила боевой площадкой, на которой размещались воины и с которой можно было взобраться на крепостные стены. Известны были и ШТУРМОВЫЕ ЛЕСТНИЦЫ, по которым воины взбирались на стены укреплений. В эллинистич. период к стенам подкатывали по заранее сооруж. насыпям передвижные многоэтажные ОСАДНЫЕ БАШНИ, верхний этаж которых был занят стрелками и КАТАПУЛЬТАМИ, так что оттуда можно было метать в осаждаемый город стрелы, а позднее и каменные ядра (ср. 2Пар. 26:15). Самая высокая из таких башен достигала выс. 50 м и имела 20 этажей, она использовалась при осаде Тира Александром Македонским в 332 г. до Р.Х. Верхний этаж нередко был снабжен перекидным мостом, чтобы с башни можно было достичь стены. Эти сооружения могли передвигаться на валиках. Для защиты воинов, сооружавших насыпь, использовали передвижные ЗАЩИТНЫЕ НАВЕСЫ, т.наз. «черепахи». В качестве важнейшей воен. «машины» следует назвать БОЕВУЮ КОЛЕСНИЦУ, которая с XV по VIII вв. до Р.Х. господствовала на полях сражений по всей Передней Азии. (⇒ Колесница, II);

5) многие виды О. упоминаются в Библии в метафорич. значении. Так, говорится о вооружении Бога и Его народа, а также об О. христиан. В Ис. 59:17 и Еф. 6сказано о «шлеме спасения», в 1Фес. 5:8 – о «шлеме надежды спасения». Говорится также и о щите как символе оберегающей силы Господа (Пс. 17:3.31; Пс. 32:20). Щит может олицетворять истину (Пс. 90:4); в Еф. 6вера упомянута как О. христианина, которым он должен пользоваться. Меч является символом кары, даже истребит. кары (Иер. 25:29; Иез. 21:14; Зах. 13:7). К мечу может быть приравнено и слово Божье, поскольку Бог Своим словом может разделять и судить (Евр. 4:12). Отсюда становится понятно, почему Господь говорит, что Он пришел принести не мир, но меч (Мф. 10:34), и почему в Откр. 2:16; Откр. 19говорится о мече, исходящем из уст Сына Божьего. В Библии содержится обетование того, что, когда по воле Бога произойдет обновление мира, всякое насилие уступит место мирному труду и тогда оружие станет ненужным (Ис. 2:4; Мих. 4:3; ср. Иоил. 3:10). В Еф. 6:11–17 Павел описывает жизнь и борьбу христиан, используя в качестве метафор предметы боевого облачения и вооружения рим. легионера. ⇒ Одевать, облекать (III).

II. ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ И ОРУДИЯ ТРУДА

1) из многочисл. утвари, которой израильтяне пользовались в быту, прежде всего следует назвать глиняные СОСУДЫ: ⇒ кувшин, ⇒ кружку, миску, ⇒ горшок, бутыль, ⇒ чашу, ложку. К этому следует добавить ⇒ светильники и ⇒ мельницы для помола зерна;

2) приспособления для ⇒ ОХОТЫ и РЫБОЛОВСТВА ⇒ Западня, силки ⇒ Силки ⇒ Сеть ⇒ Рыба (III,4);

3) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ (частично уже описанный в статье ⇒ Земледелие, IV) – это ПЛУГ, МОЛОТИЛКА или МОЛОТИЛО, а также ЛОПАТЫ, которыми пользовались при провеивании обмолоч. зерна. КОСА, известная в Египте, у израильтян почти не встречалась. Зерновые жали СЕРПОМ, который до позднего бронзового века представлял собой изогнутый кусок дерева с укрепл. на нем заточ. кусочками кремня; позднее серп стали изготавливать из железа, его лезвие достигало в дл. прим. 30 см (см. Иоил. 3:13; Мк. 4:29; Откр. 14:14). ВИНОГРАДАРСКАЯ СЕРПЕТКА похожа на серп, но короче его, ее использовали для обрезания виноградных лоз (⇒ Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино);

4) для заклания животных и разделки туш (Быт. 22:6; Лев. 8:20; Лев. 9:13) использовали НОЖ [евр. маахэлэт], который вначале делали из камня (см. Исх. 4:25), а позднее – из металла. Нож для жертвоприношений в храме Соломона был позолоч. (см. 3Цар. 7:50). При еде не пользовались ни ножами, ни вилками; мясо заранее нарезали на куски, куски хлеба отламывали. Острыми ножами брились (Иез. 5:1; ⇒ Волосы), а также, согл. Иер. 36:23, ими затачивали стебли тростника, которые использовали для письма. В Пс. 51коварный язык сравнивается с острым ножом;

5) ВИЛЫ [евр. мазлег] имели несколько разновидностей – вилы с двумя зубцами для ворошения сена, дерев. с несколькими зубцами для веяния зерна. В культовых целях использовались трезубые вилки, на них накалывали куски мяса во время варки при жертвоприношениях (Исх. 27:3; 1Цар. 2:13; 1Пар. 28:17). Вилки либо насаживались на рукоятку, либо изготавливались цельнометаллич.; длина зубцов у найденных экземпляров составляет прим. 20 см;

6) евр. названия различных колющих и рубящих орудий не закреплялись за каким-то одним определ. видом инструментов, и это не позволяет точно установить, о каком орудии идет речь. ТОПОР (Суд. 9:48; Мф. 3:10) – основное орудие труда для работы с деревом и камнем. Частично – но не у израильтян – топор применялся и как боевое О. (Иер. 46:22). Для конструкции топора характерно расположение режущих краев лопасти парал. рукоятке. Лезвие топора, как правило, дл. ок. 15 см, может быть прямым или изогнутым. Лопасть, первонач. каменную, а затем металлич., сначала вставляли в расщепл. конец дерев. рукоятки и закрепляли лентой; позднее верхнюю часть лопасти стали выковывать в виде двух хомутиков, которые закреплялись вокруг топорища. И наконец, появились топоры, у которых лопасть через спец. отверстие вертикально насаживалась на топорище. Обоюдоострые топоры с лезвиями по обеим сторонам лопасти были редки. Боевые топоры для увеличения массы часто имели вокруг отверстия для насадки утяжел. обух, иногда в форме пальцев. Во Втор. 19:5; Суд. 9:48; Ис. 10:15; Иер. 10:3; Иер. 46:22; Мф.3 топор (секира) – это орудие труда, служащее для обработки дерева, а в 1Цар. 13он упомянут в связи с обработкой земли. Родств. топору орудие – ТОПОР-КИРКА, имеющий лезвия по обе стороны от отверстия для насадки, причем плоскость одного лезвия расположена парал. топорищу, а другого – перпендикулярно к нему, к тому же последнее несколько изогнуто. Этим орудием обрабатывали камень, разбивали каменные или кирпичные стены. Топоры-кирки делали из железа и бронзы, но чаще из железа. Вместо парал. лезвия они иногда имели острый шип. В Синод. пер. такой топор назван бердышом (Пс. 73:6). В евр. языке для обозначения разных видов топора сущ. слова: кардом, гарзэн, маацад, кашшил. У родств. топору МОТЫГИ лопасть располагалась поперечно рукоятке и крепилась к ней либо с помощью хомутиков, либо насаживалась на нее через отверстие для насадки. В рабочем состоянии лопасть мотыги отстоит от рукоятки под прямым углом. Мотыга используется для обработки почвы на пашне или на виноградниках (Ис. 7:25, в Синод. пер. – «бороздник»). ЗАСТУП (1Цар. 13:20) – это разновидность мотыги; оба эти орудия иногда напоминали ЛОПАТУ (употребление которой упоминается только в описаниях богослужений, Исх. 27 и др., в Синод. пер. – «лопатка»);

7) ⇒ МОЛОТ использовали ремесленники в работе с деревом и металлом; встречались молотки, сдел. из камня, металлов – бронзы или железа, – а также из дерева (колотушка у столяров). ЗУБИЛО делали из бронзы, позднее – из железа, оно могло быть с рукояткой или без нее и служило для обработки стыков на изделиях или проделывания отверстий в дереве, реже – для обработки камня. ПИЛА первонач. cостояла из куска кремня с зубцами, причем ее полотно было относит. коротким; позднее пилы стали изготавливать из металла (⇒ Ремесло, III). Известны были и ЩИПЦЫ (⇒ Ремесло, V). В строительстве, как у плотников, так и у каменщиков находил применение ОТВЕС, металлич. груз на шнуре. Были известны и ⇒ ГВОЗДИ (Зах. 10:4). Гвозди делали из бронзы и железа (см. 1Пар. 22:3) и в отдельных редких случаях – из золота (2Пар. 3:9); найденные экземпляры гвоздей имеют дл. 6–20 см. Вбитый в стену гвоздь – это символ непоколебимой твердости (Ис. 22:23–25).

8) для сверления отверстий в дереве применяли БУРАВ, который приводили во вращение с помощью шнура, ведомого вокруг металлич. штифта. В работе с кожей для прокалывания отверстий применялось ШИЛО, изготовл. из бронзы, железа, а в более ранние периоды – из кости (ср. Исх. 21:6; Втор. 15:17). Оно было похоже на ИГЛУ. Иглы также делали из кости, бронзы и железа. Они были двух форм: а) одежная игла (булавка), которую позднее сменила фибула (застежка) (⇒ Украшение, II,10). Ее верхняя часть нередко была украшена драг. камнем или полиров. золотом;

б) швейная игла, как правило, изготовл. из бронзы, дл. 9–16 см, на ее кованом конце просверливали ушко (Мф. 19:24).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle