Источник

Беседа III. О Священном Писании

Вы знаете, слушатели, что о Боге и заповедях Его мы можем узнать из Св. Писания и Свящ. Предания. Побеседуем ныне о Свящ. Писании. Что такое Свящ. Писание?

Свящ. Писанием называются книги, которые написаны Пророками и Апостолами по внушению Духа Божия и содержат слово Божие. Все они заключаются в одной книге, которая называется Библиею, что с греческого языка значит: книги. Таким названием выражается то, что Священные книги преимущественно пред всеми прочими достойны внимания. – Священные книги написаны в разные времена, одни прежде Рождества Христова, а другие после. Те книги, которые написаны прежде Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета, а те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета. Ветхим Заветом называется древний союз Бога с человеками, а Новым – новый союз Бога с человеками. Ветхий Завет или союз Бога с людьми состоял в том, что Бог обещал людям послать на землю Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа и приготовлял их к принятию Его. Бог сотворил человека для того, чтобы он познавал Его, любил и прославлял и чрез это вечно блаженствовал. Но первые люди согрешили пред Богом, и подпали под власть дьявола. Сами они не могли восстать и примириться с Богом и поэтому должны были вечно страдать за свой грех. Но милосердый Бог после грехопадения первых людей дал нам радостную весть, обещая послать на землю Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа, который должен был победит дьявола и примирить падших людей с Богом. После обещания до самого пришествия Спасителя прошло несколько тысяч лет. В это время Бог приготовлял людей к принятию Его, сначала весь род человеческий, всех людей, а затем – со времени Авраама – в особенности народ еврейский. Для этого Бог или Сам являлся ветхозаветным еврейским праведникам и открывал им Свою волю о Спасителе, или же посылал особых лиц – пророков, которые предсказывали людям об Иисусе Христе, говорили о том, когда, от кого и где Он родится, как будет жить на земле, как пострадает за людей, умрет, воскреснет и вознесется на небо. Ветхозаветные праведники и пророки оставили после себя священ. книги. В них они описали историю сотворения мира и первых людей, жизнь их, грехопадение, наказание, обещание о Спасителе, историю их потомков и затем в особенности историю евреев, их жизнь и приготовление ко Спасителю. Вот это то время, от сотворения мира до пришествия Спасителя на землю и называется ветхим заветом, а вышеупомянутые книги, написанные в это время, священными ветхозаветными книгами. Всех книг ветхозаветных – 22. Из них в особенном употреблении у христиан находится книга Псалтирь. Поэтому я скажу вам о ней несколько слов.

Книга Псалтирь заключает в себе так называемые псалмы или священные песнопения. Всех псалмов – 150. Название свое книга получила от десятиструнного музыкального инструмента, потому что царь Давид, которому принадлежит большая часть этих псалмов, сопровождал пение их игрою на этом инструменте. В своих псалмах Давид высказывает веру в Бога, свою любовь, благоговение и благодарность к Нему, просит у Него помощи и прощения грехов. Кроме этого в своих псалмах он пророчествовал об Иисусе Христе. Особенно ясно предсказывал он о страданиях Спасителя, о поношениях народа, какими сопровождались крестные страдания Его, о разделении одежд воинами и пр. Эти предсказания настолько ясны, что Давид как бы сам стоял у Креста, хотя он жил до пришествия Спасителя более чем за 1000 лет. Из псалмов его особенною известностию пользуется 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое». Этот псалом называется покаянным. В нем Давид высказывает сердечное сокрушение о своих грехах и искреннее раскаяние пред Богом. – Книга Псалтирь, как я уже сказал вам, находится в особенном употреблении у христиан: без нее не совершается ни одной церковной службы, употребляется она христианами и в домах. Псалтирь, как известно, читается над умершими. Такое употребление книги объясняется тем, что в ней каждый может найти сочувствие различным душевным настроениям, – молитвенному, радостному и горестному: Давид писал псалмы свои и в радости, и в горе, прославлял Бога, благодарил Его, просил о помощи и каялся пред Ним в грехах своих.

Кроме свящ. книг Ветхого Завета есть еще, как я уже сказал, свящ. книги Нового Завета. Новым Заветом называется новый союз Бога с человеками. Этот союз состоит в том, что Бог даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего, Иисуса Христа. Иисус Христос жил на земле, учил людей, творил чудеса, пострадал за грехи людей, умер, воскрес и вознесся на небо. Во время Своей земной жизни Он избрал учеников, посылал их на проповедь по городам и селам, посему они и названы были апостолами, т.е. посланниками. После вознесения Спасителя на небо апостолы, по сошествии на них Святого Духа, проповедывали учение Христово сначала устно, а после – письменно. Таким образом, были написаны свящ. книги Нового Завета. Всех книг Нового Завета 27. Из них первыми считаются четыре книги Евангелия, написанные Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном. В Евангелиях описаны земная жизнь и учение Иисуса Христа. Самое слово Евангелие есть греческое, и значит благовестие, т.е. добрую или радостную весть. Эти книги названы так потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому то и чтение Евангелия в церкви каждый раз предваряется и сопровождается радостным восклицанием: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! В следующих свящ. книгах рассказывается о сошествии Святого Духа на Апостолов, о распространении веры Христовой и содержится объяснение учения Христова. Эти книги читаются в церкви прежде Евангелия, из них составляется так называемое чтение Апостола.

Таковы, братие, свящ. книги Ветхого и Нового Завета. В них мы имеем учение, данное Самим Богом, чрез св. пророков и апостолов. Будем же, братие, с благоговением читать их и слушать, – так, как будто бы мы слушали самих пророков и апостолов, будем всегда воспевать Богу: слава Тебе, Господи, слава Тебе! Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle