Источник

Беседа XXX. О третьем члене символа веры. О последствиях греха первых людей

Нас ради человек и нашего ради спасения стедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Mapии Девы, и вочеловетшася.

В прошедшей беседе мы сказали с вами, братие, о грехопадении первых людей. Скажем теперь о последствиях их греха.

Совершённый первыми людьми грех не остался без последствий. Следствия эти обнаружились в душе их, затем в теле и во всем внешнем благосостоянии. Нарушив заповедь Божию, Адам и Ева расторгли свой союз с Богом, лишились общения с Ним, и чрез это подвергли себя смерти духовной, так как душа человека не может жить в отчуждении от Бога, не может жить без благодати Божией. Вместе с этим последовало внутреннее, душевное расстройство первых людей, помрачение ума и склонность ко лжи и более к злу, нежели к добру. После греха они почувствовали стыд, которого прежде не знали, и поэтому сделали себе из листьев смоковницы опоясания, вместо прежней любви к Богу – страх и, забыв, что Бог вездесущ и всеведущ, думали укрыться от Него между деревьями рая. Бог, желая призвать первых людей к покаянию, спросил: «Адам, где ты?» Адам отвечал: «я услыхал голос Твой в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Бог спросил: «кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Адам, вместо раскаяния, стал лукаво оправдываться, слагать вину свою на жену и даже на Бога, давшего ее. «Жена, которую Ты мне дал», говорит он, «она дала мне от дерева и я ел». Бог сказал жене: «что ты сделала?» Ева, по примеру мужа, отвечала: «змей обольстил меня и я ела». – Повредив душе, грех произвел расстройство в теле первых людей и во всем внешнем благосостоянии. Последовало проклятие природы, изнурительные труды, болезни и смерть. Власть человека над животными ослабела, и многие из них из послушных рабов сделались врагами его. Тело его стало подвержено болезням. Бог сказал жене: «в болезни ты будешь рождать детей, и муж твой будет господствовать над тобою». Природа после греха стала также враждовать с человеком и потребовала от Него изнурительного труда. Адам Бог сказал: «проклята земля за тебя. Терние и волчцы произрастит она тебе; в поте лица твоего будешь есть хлеб (то есть с большим трудом доставать), пока не возвратишься в землю (то есть до смерти), из которой ты взять; ибо земля ты, и в землю возвратишься». Наконец в довершение всего первые люди были лишены своего блаженного жилища и изгнаны из рая.

Таковы были последствия грехопадения первых людей. Но грех их не ограничился ими одними, но со всеми своими гибельными последствиями перешел и переходит от них на все их потомство. С этим грехом, точнее сказать, с греховным содеянием природы с его последствиями, мы рождаемся, живем и умираем. Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом, и потому смертное потомство. Грех этот называется первородным или прародительским. О нем апостол Павел говорит так: единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим.5:12).

Учение о первородном грехе дает нам, братие, ответ на вопрос, решением которого всегда занимались люди, именно, – вопрос о том, откуда появилось зло в мире, откуда зло нравственное, в человеке, и зло физическое, в природе? что зло действительно существует, – это, несомненно. Природа носит на себе ясные следы проклятия. Добывание хлеба от земли требует от человека усиленного труда. Огонь, вода и воздух как бы враждуют против него. Многие из животных страшны и опасны для него. Кроме этого вся тварь, по слову Божию, совокупно стенает и мучится до ныне (Рим.8:22). – Если мы обратим внимание на жизнь различных народов во все времена, то заметим, что эта жизнь сопровождалась бесчисленными переворотами и бедствиями. Целые народы погибали с лица земли, из неведомых стран выходили новые, сталкивались с другими, измышляли, как и в наше время измышляют, разные способы ко взаимному истреблению и угнетению. – Наконец, если человек обратит внимание на свою природу, то не может не заметить расстройства или зла в ней. Люди всегда сознавали, что зло преобладает в человеке над добром, и что нет человека, который бы не согрешил. Кто бо чист будет от скверны, говорит праведный Иов, размышляя о человеческой жизни, никто же, аще и един день жития его на земли (Иов.14:4–5). Моисей говорил: Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт.8:21). По словам царя Давида, мы в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся (Пс.50:7). Апостолы также учили, что мир весь во зле лежит (1Ин.5:19), что вси согрешиша, и лишени суть славы Божией (Рим.3:23). Дети с самых ранних лет начинают обнаруживать в себе худые наклонности к раздражению, зависти и т. п. Сами мы, братие, замечаем в себе постоянную борьбу между духом и плотию, разумом и страстями, стремлениями к добру и влечениями ко злу, причем плоть часто преобладает в нас над духом, страсти господствуют над разумом, влечения ко злу пересиливают стремления к добру. Мы любим добро по своей природе, но не находим в себе сил творить его; зла по природе не любим, а между тем влечемся к нему неудержимо. Не еже бо хощу доброе, творю, говорит апостол Павел, но еже не хощу злое, сие содеваю... Соуслаждаюся бо закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех моих, противувоюющь закону ума моего, и пленяющъ мя законом греховным, сущим во устех моих (Рим.7:19, 22–23). Откуда же, братие, такое нестроение в человеческой природе и вообще во всем мире? Ответ на это, как вы слышали, дает нам слово Божие своим учением о первородном, прародительском грехе.

Из истории грехопадения первых людей вы знаете, братие, что Господь создал первых людей совершенными по телу и по душе. Чтобы первые люди могли показать свою любовь к Богу, Он дал им заповедь, но они не сохранили ее и поэтому лишились своего блаженства, расстроили свою природу, и подвергли себя и свое потомство болезням, бедствиям и смерти. Научимся, братие, отсюда, как опасно нарушать волю Божию, как погибелен и разрушителен грех. Помня об этом, будем вооружаться против греха и дьявола, который всегда старается погубить человека. Грех первых людей, как вы слышали, со всеми своими последствиями перешел на всех людей, так что все мы зачинаемся и рождаемся в беззаконии, с помраченным разумом, с волею, наклонною более к злу, нежели к добру, и наконец, виновными пред Богом. Научимся братие, смирению и сознанию своих слабостей и недостатков. Не будем полагаться ни в деле богопознания, ни в деле благочестия, только на свои слабые силы, но во всем просить у Бога благодатной помощи. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle