Богатый
Какая польза тленным веществом богатеть, но душой нищенствовать? Нищ тот богач, кто тленным серебром и золотом богатеет, но добродетелью нищенствует. Что пользы в богатом и красивом доме жить, но вне дома Божьего, Церкви святой, как извергом, быть?
* * *
А на тех не смотри, которые только и знают, что богатства собирают и прихоти свои исполняют и в умножении богатства, и в искании чести и славы, и в расширении и украшении домов, и в приготовлении коней и карет, и в изобретании новой одежды, и в представлении различных трапез, плотоугодию служащих, и в прочем таком свои прихоти показывают. Такие далеки от Христа и от слова Его святого отступили. И видно, что они, подобно животным, того только желают и ищут, что видят, а чего не видят, того и не ищут. На сердцах их, как мгла, лежит покрывало, которым сокрыта от них вечная жизнь. Поэтому за тенью вместо истины гоняются.
* * *
Дома богатые, увеселительные пруды, сады, галереи и прочие забавы строишь, дочери приданое или сыну наследство богатое приготавливаешь, а ради имени Христова нагого одеть, или не имеющему, где главы приклонить, хижины построить, или сидящего в темнице за долг освободить, или пленного выкупить, или не могущего прокормиться питать, или в долгах увязшего освободить не хочешь – знай, что плоть и кровь свою и мирскую суету любишь только, а ко Христу никакой любви не имеешь. А когда с людей сдираешь богатство свое, которое для такой непотребной забавы употребляешь, то не только не любишь Христа, но и гонишь Его бесстыдно со злым миром.
* * *
Видишь, что желудок немощный принимает в себя пищу, но не переваривает, как надлежит, и поэтому не уделяет сока питательного прочим членам тела, а от того и все тело и себя в большее бессилие приводит, – в то время как здоровый желудок хорошо пищу переваривает и прочим членам сок питательный сообщает и тем самым как все тело, так и себя более крепким делает. Так бывает с богатым, когда он богатство, которое от Бога принимает, или скрывает, или на непотребные расходы истощает, и как никому, так и себе не делает пользы, но скорее себе же пагубу устраивает, не подавая ближним того, что подавать должен, по велению Божию: просящему у тебя дай (Мф. 5, 42). Так, лишая ближнего добра телесного, лишает себя плода духовного, заповеди Божией не исполняет, самолюбием и немилосердием недугует и таким образом, не делая милосердия ближнему, закрывает и для себя двери милости Божией.
Напротив, щедрый богач, как крепкий желудок, и сам довольствуется богатством во славу Божию, благодаря Бога, и прочих довольствует во славу Того же Бога, и так себе духовную пользу приносит, другим принося телесную.
* * *
Хочешь ли быть богатым? Не ищи богатства. Ибо не тот богат, кто много имеет, а тот, кто тем, что имеет, довольствуется и более не желает. Как называем сытым не того, кто много ест и пьет, а того, кто есть не хочет.
* * *
Мало, весьма мало найдется богатых, которые бы были истинными христианами. Не богатство тому виной, но злое сердце человеческое, которое или неправдой собирает богатство, или правдой собранное неправедно расточает, или хранит его как сторож. К тому же едва сыщется какой богач, который бы богатством своим не гордился и не превозносился, хотя не его оно, но Божие. Ибо все Божие, что ни имеем, кроме грехов. Неправда же, роскошь, скупость и гордость много с собой вводят беззаконий и лишают христианина христианства истинного. Истинное христианство не может быть без христианского жития, которое должно от внутреннего происходить. И так богатство, Божие добро, безумному богачу – что безумному меч, которым сам себя закалывает и губит, что и о всяком Божием даровании разуметь должно. Всякое дарование, когда человек его не на добро, но на зло употребляет, обращается ему во зло и погибель, например, учение, разум, красноречие, художество, знание языков и дар чудотворения, и прочее (см. 1Кор. 13, 1–3; Мф. 7, 22–23).
Может человек и злоупотреблять Божиими дарованиями. Это тогда бывает, когда человек через дарования не славы Божией и пользы ближнего, на что они подаются, но славы и похвалы своей ищет. Так и богатый, когда не славы Божией и пользы ближнего через богатство ищет, но или хранит его, как сторож, или как пес сено, на котором лежит и сам не ест и скоту не дает, или расточает на непотребные расходы, дабы или плоти своей угодить, или от людей славу и похвалу себе снискать, и прочее, – во зло употребляет дарования Божии, и так во зло употребляемое дарование Божие злом и ему обращается. А когда нет христианского расхода в богатом, то нет в нем и истинного христианства. Очень же мало таких богачей, которые по-христиански расходуют свое богатство, как это примечается из дел их; следовательно, мало истинных христиан сыскать можно между богатыми. По большей части истинные христиане в нищете и убожестве живут. Причина тому такая: поскольку истинные христиане более пекутся о богатстве душевном и вечном, нежели телесном и временном; или того добра, которое от Бога им посылается, лишаются от злых богачей, по Писанию: не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? не они ли бес славят доброе имя, которым вы называетесь (Иак. 2, 6–7)? Или сами расточают богатство свое, как пишется: расточил, дал нищим (Пс. 111, 9), – есть и другие причины, Богу одному известные.
* * *
Богатство редко правдой собирается, но и праведно полученное многих портит и губит, ибо у богатых почти всегда бывает или скупость, или роскошь, или гордость житейская. Отсюда сказано от Спасителя: труд но богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23)... Безопаснейший путь – это путь нищих и простых. Лучше же в мире нищим быть и в Бога богатеть, лучше незнатным быть и христианином быть, лучше от мира презренным быть и в небе славу получить. Этот путь низкий, но в высокое отечество – небо – ведет.
* * *
Богатый ты? Как и на что расточаешь богатство твое? Помнишь ли, что оно добро Божие, данное тебе не для прихотей твоих и роскоши, но для нужды твоей и ближнего твоего? Помнишь ли, что ты управитель и распорядитель, а не хозяин (Лк. 16, 1)? Ибо все – Божие есть: Господня – земля и что наполняет ее (Пс. 23, 1). Как Божие добро расходуешь? Снабдеваешь ли ты нищих и бедных людей Божиих? Помнишь ли, что ответ следует тебе дать о данном тебе богатстве? Помнишь ли, что богатство, на роскошь и прихоти растраченное, погибает, а в руки нищих и бедных людей данное сохраняется и с великим прибытком в вечной жизни дающему возвращается (см. Лк. 14, 13–14; Пс. 40, 2–4; Мк. 9, 41)?