Источник

Беседа XXXI. О третьем члене символа веры. О приготовлении рода человеческого к принятию обещанного спасителя

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами о падении первых людей, о их непослушании Богу. Вы слышали, – к каким последствиям привело их это падение. Что же последовало с людьми после их наказания? Собственными своими силами падшие люди не могли восстать и примириться с Богом, и поэтому должны были вечно страдать за свой грех. Но всеблагий Бог, по Своему милосердию, после грехопадения первых людей дал им радостную весть о Спасителе, Дьяволу, как главному виновнику зла, Бог сказал: семя жены сотрет главу змия, т.е. от жены родится Спаситель (Иисус Христос), Который победит дьявола и примирит падших людей с Богом. Семенем жены назван здесь Иисус Христос потому, что он родился на земле без мужа от Пресвятой Девы Марии. После этого обещания от первых людей и их потомков требовалось, чтобы они с верою и любовью ожидали обещанного Спасителя. Этою верою они должны были показывать свое послушание Богу и любовь, вместо оказанного прежде непослушания и вражды, и она давала им, таким образом, надежду на спасение.

Обещанный Спаситель пришел на землю не вскоре по грехопадения первых людей, а после довольно продолжительного времени. Это нужно было, с одной стороны, для того, чтобы люди сознали всю глубину своего падения, испытали всю тяжесть последствий греха и отчуждения от Бога и, сознав свое нравственное бессилие, сами возжелали божественной помощи, а с другой, нужно было предварить людей о пришествии на землю такого чрезвычайного Посланника, как Спаситель мира, нужно было указать признаки, по которым бы люди могли узнать Его, и таким образом приготовить их к принятию Его.

В начале Бог приготовлял к принятию Спасателя весь род человеческий одинаковым образом.

После обещания Спасителя, Он научил первых людей приносить животных в жертву за грехи. Это принесение жертвы должно было напоминать людям о виновности их пред Богом и указывать им, что придет время, когда обещанный Спаситель принесет Себя в жертву за грехи людей. Лучшие люди понимали это значение жертвы и приносили ее с верою в обещанного Спасителя, напр. Авель. Но, вошедшее в мир чрез грех первых людей, зло появилось уже в первой семье. Старший сын Адама и Евы Каин, по недостатку истинной веры в Бога и по зависти, несмотря на предостережение Божие, убил брата своего Авеля и не раскаялся пред Богом в грехе своем. Пример Каина, братие, да научит нас избегать зависти, как самого тяжкого греха. По зависти дьявол погубил первых людей, зависть обнаружилась на первых же порах жизни детей Адама и Евы, зависть является главною причиною грехов и в наших отношениях к людям. Невнимательность наша к предостережению Божию служит для нас уроком быть внимательными к своей жизни. Путем благодеяний и наказаний Господь вразумляет и предостерегает нас от наших грехов. Будем, поэтому, всегда внимательны к своей жизни. Нечестие Каина перешло и на его потомство. Потомки его забыли Бога, были людьми злыми и вели порочную жизнь. Называются они в истории сынами человеческими. – Вместо Авеля родился у Адама третий сын Сиф. Его потомки были люди добрые и благочестивые и назывались сынами Божиими. Старший в потомстве Сифа назывался патриархом. Все они хранили веру в Бога. От времени до времени Бог открывал им Свою волю и укреплял в них веру и надежду Своими чудесами. Один из патриархов Енох за святость жизни был удостоен дара пророчества и был взят живым на небо. Жили патриархи до 900 лет и более, так Мафусаил прожил 969 лет. Каждый из них, поэтому, мог хорошо помнить жизнь и наставления своего отца, деда и прадеда в одно и то же время. Награждаемые таким долголетием, они передавали из рода в род обетования о Спасителе и наблюдали за чистотою веры и жизни своих потомков. Так жили потомки Сифовы до того времени, пока не вступили в сношение с потомками Каина. Когда те и другие размножились и вступили между собою в сношения, то злые потомки возобладали над добрыми и увлекли их на свою сторону. Зло распространилось по всей земле: люди забыли Бога и стали вести беззаконную жизнь. И в наше время, братия, общение хороших людей с дурными скорее испортит хороших, чем исправит дурных. Злое дело заманчиво для испорченной природы человека, наоборот – доброе дело требует от человека труда и самоотвержения. Это обстоятельство пусть всегда напоминает немощным по вере и слабым, увлекающимся людям, чтобы они воздерживались от общения с людьми порочными. – Нечестие между потомками Каина и Сифа, наконец, дошло до такой степени, что самая земля не могла терпеть его; и Бог очистил землю от людских беззаконий водою всемирного потопа. Один только праведный Ной сохранил истинную веру со своим семейством. За это он чудесно спасен был от потопа в ковчеге, и таким образом сделался вторым родоначальником. Но, несмотря на всемирный потоп, люди и после Ноя мало-помалу уклонились от Бога, и почти везде распространилось идолопоклонство. В это время по воле Божьей совершилось важное событие – разделение народов. Прежде, до потопа, был один народ. Но когда потомки Ноя, размножившись и забыв истинного Бога, возгордились своим могуществом и задумали построить город и башню до небес, чтобы оставить память по себе, Господь остановил их горделивое предприятие. Он смешал языки их, так что они перестали понимать друг друга и, прекратив работу, разошлись по разным странам. С течением времени, рассеявшиеся по разным странам, потомки Ноевы постепенно стали забывать свое родство между собою, вести неодинаковый образ жизни и различаться между собою нравами и обычаями. Таким образом, произошли разные языческие народы, говорящие разными языками. Чрез это разделение народов распространение зла более затруднялось, нежели прежде, когда народ представлял одно целое. Для сохранения истинной веры в Бога и обещанного Спасителя Господь выделил из числа других народов, народ еврейский в лице Авраама. С этого времени иначе стал приготовляться Богом к принятию Спасителя народ еврейский, и иначе народы языческие. Как Бог приготовлял евреев и язычников со времени Авраама к принятию Спасителя, об этом мы скажем в следующей беседе. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle